Судья Рыбаков Р.В. Дело № 33-2091/2021
№ 2-2815/2020
64RS0047-01-2020-004161-79
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 апреля 2021 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кудаковой В.В.,
судей Кучминой А.А., Ершова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Девятовой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Каскад» о понуждении к определению и организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Каскад» на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 04 декабря 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Кучминой А.А., объяснения представителя администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» Духачевой А.В., представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» Бондаренко С.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – администрация Октябрьского района МО «Город Саратов») обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО) «Управляющая компания «Каскад» о возложении на ответчика обязанности в течение двух месяцев определить и организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирных домов по адресам: <адрес>, д. № №, №, а также обеспечить их содержание.
Требования мотивированы тем, что администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» является держателем объектов имущественной части муниципальной казны МО «Город Саратов» - жилых помещений в <адрес>. Специалистами отдела благоустройства администрации района осуществлен осмотр территории по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, которым установлено, что на прилегающей территории по вышеуказанным адресам контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, не включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования г. Саратова. Управляющей организацией в данных домах является ООО «Управляющая компания «Каскад», которая не организовала контейнерные площадки для сбора и вывоза ТКО.
Решением суда на ООО «Управляющая компания «Каскад» возложена обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать места сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирных домов по указанным адресам, а также обеспечить содержание таких мест. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО «Управляющая компания «Каскад» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы указывает, что собственники помещений указанных в иске многоквартирных домов заключили прямые договоры с региональным оператором Саратовской области филиала АО «Управление отходами», в связи с чем ответчик не осуществляет сбор денежных средств за данную коммунальную услугу и не имеет правовых оснований для использования денежных средств жителей на благоустройство мусорной площадки. Также указывает, что жители многоквартирных домов используют мусорные контейнеры, расположенные в соответствии с приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30 мая 2020 года № 262 по адресу: <адрес>, расположенные на земельном участке, который не относится к общему имуществу многоквартирного дома.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу администрация Октябрьского района МО «Город Саратов», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов» просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 7 ст. 113 ГПК РФ информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела заблаговременно размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Представитель ООО «Управляющая компания «Каскад» в заседание судебной коллегии не явился, в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ извещен о времени и месте судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учитывая имеющиеся сведения об извещении ответчика о первом судебном заседании, назначенном на 23 марта 2021 года, по адресу, указанному в апелляционной жалобе (уведомление о вручении), и отсутствие ходатайства ответчика о направлении ему судебных извещений без использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ходатайств об отложении рассмотрения дела ответчик не представил, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 28 сентября 2020 года по административному делу № 2а-1802/2020 отказано в удовлетворении административного иска Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Саратов» о признании незаконными бездействий, возложении обязанности обустроить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами действующего законодательства и внесения сведений о контейнерной площадке в схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 41-49).
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Также, в соответствии с ч. 1 ст. 71 ГПК РФ решения суда относятся к письменным доказательствам по делу.
Указанным судебным постановлением установлено, что собственниками помещений в многоквартирных домах №, №, №, № по <адрес> избран способ управления данными домами – управляющей компанией ООО «УК «Каскад», что подтверждается соответствующими протоколами общих собраний, в связи с чем данная организация обязана организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемых многоквартирных домов.
При этом в рамках рассмотрения административного дела № 2а-1802/2020 ООО «УК «Каскад» участвовало в качестве заинтересованного лицаю
Согласно акту администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» обследования территории (объектов) от 09 октября 2020 года в ходе визуального осмотра придомовой территории многоквартирных домов №№, № по <адрес> установлено, что на придомовых территориях указанных домов отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, не оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, не включены реестр мет (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования г. Саратова (л.д. 19-22).
13 октября 2020 года администрацией Октябрьского района МО «Город Саратов» в адрес ООО «УК «Каскад» направлено письмо о необходимости принятия мер по обустройству контейнерных площадок на дворовых территориях указанных выше многоквартирных домов (л.д. 23-24).
Согласно сообщению комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов» по состоянию на 16 октября 2020 года ответчик в комитет за согласованием создания мест (площадок) накопления ТКО не обращался (л.д. 25).
Согласно сообщению регионального оператора Саратовской области АО «Управление отходами» от 02 декабря 2020 года на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах №№, № <адрес> о переходе на прямые договоры с региональным оператором начисление платы за указанную коммунальную услугу с 01 июля 2019 года производится напрямую собственникам жилых помещений. Ближайшее место (площадка) накопления твердых бытовых отходов общего пользования к указанным домам расположено по адресу: <адрес> (л.д. 59-60).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 61 ГПК РФ, ст. ст. 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра от 31 августа 2018 года № 1039, п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, исходил из установленных обстоятельств невыполнения ответчиком возложенной на него обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов, входящих в его управление, в частности, посредством организации мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирных домов №№, № по <адрес> и обеспечению содержания таких мест.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с приведенными в решении выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценка которых осуществлена надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, в связи с чем оснований для повторного её изложения, как и для переоценки исследованных судом обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств судебная коллегия не усматривает. При этом выводы суда по существу заявленных исковых требований вытекают из установленных фактов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из положений ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (пункт 26(1)).
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Учитывая, что собственниками помещений в многоквартирных домах №№, № по <адрес> избран способ управления данными домами – управляющей компанией ООО «УК «Каскад»», судебная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что именно на ответчике лежит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов у данных домов.
Вопреки доводам жалобы, в силу вышеприведенных норм права, заключение собственниками помещений многоквартирных домов прямых договоров с региональным оператором Саратовской области не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме путем организации мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы, судебной коллегией, исходя из положений ст.ст. 327, 327.1 ГПК РФ в толковании, данном в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», были приняты в качестве дополнительных (новых) доказательств представленные истцом и поступившие по запросу судебной коллегии выписки из ЕГРН на земельные участки, расположенные под многоквартирными домами №№, № по <адрес>, а также сообщение министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области № 3580 от 29 марта 2021 года с дополнением от 01 апреля 2021 года и приложением приказа от 30 мая 2020 года № 262 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Саратовской области».
Согласно представленным судебной коллегии новым доказательствам на территории Саратовской области разработана и введена в действие приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30 мая 2020 года № 262 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Саратовской области» территориальная схема обращения с отходами Саратовской области и ее электронная модель. Территориальная схема – это текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта РФ деятельности по обращению с отходами. Территориальная схема является информационным ресурсом, включающим в себя разные приложения. Приложение 6 «Реестр контейнерных площадок» формировалось из предоставленных данных администрациями муниципальных районов. Сведения в приложении 6 периодически обновляются по мере поступления данных из администраций.
Сведений о местах (площадках) накопления твердых бытовых отходов по адресам: <адрес>) в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, размещенном на официальном сайте администрации МО «Город Саратов» в сети «Интернет», не имеется. Вместе с тем, в приложении А6 территориальной схемы обращения с отходами Саратовской области, размещенной на сайте Правительства области, а также министерства природных ресурсов и экологии области, в сети «Интернет», обозначено наличие контейнерной площадки по <адрес> (№ строки 1484). Поскольку информация, содержащаяся в приложении № 6 территориальной схемы о наличии места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по <адрес>, в настоящее время, исходя из анализа реестра мест накопления, размещенного на сайте администрации, не является актуальной, в данной части в соответствии с п.п. 29-34 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 года № 1130, территориальная схема подлежит корректировке.
Более того, как установлено вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 28 сентября 2020 года по административному делу № 2а-1802/2020, согласно сообщению комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов» от 13 августа 2020 года место (площадка) накопления ТКО по адресу <адрес> (по реестру <адрес>) исключена 29 июля 2020 года из реестра мест (площадок) накопления ТКО в связи с несоответствием санитарно-эпидемиологическим нормам и не оформлением должным образом хозяйствующими субъектами и пользователями указанной площадки (л.д. 46 оборот-47).
Таким образом, вопреки доводам жалобы, правовых оснований полагать, что жители многоквартирных домов №№, № по <адрес> используют организованные в установленном законом порядке мусорные контейнеры в соответствии с приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30 мая 2020 года № 262 по адресу: <адрес>, не имеется, учитывая, что достоверных доказательств, подтверждающих данные обстоятельства автором жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах на существо принятого судом решения не влияет и довод жалобы о расположении контейнерной площадки по <адрес> на земельном участке, который не относится к общему имуществу многоквартирного дома.
Согласно разъяснениям, данным в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2019 года № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
Из представленных судебной коллегии выписок из ЕГРН на земельные участки, расположенные под многоквартирными домами №№, № по <адрес>, следует, что участки под указанными домами сформированы в определенных границах и поставлены на кадастровый учет.
Учитывая, что в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, при этом земельные участки под указанными выше многоквартирными домами сформированы в установленным порядке в определенных границах, оснований для освобождения ответчика от выполнения возложенной на него законом обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов, входящих в его управление, в частности, по организации мест сбора и вывоза ТКО, а также обеспечению содержания таких мест, не имеется.
Исходя из вышеизложенного, доводы жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному рассмотрению дела, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность решения суда не влияют и оснований для его отмены по правилам ст. 330 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 04 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи