Дело № 2-324/2023
91RS0020-01-2023-000313-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2023 года пгт Советский
Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Бражника И.С.,
при секретаре - Самокоз Н.И.,
при участии:
представителя истца - Куцюк Е.Г.,
ответчика - Маскаевой Ю.М.,
представителя ответчика - Нафонайлова В.В.,
представителя третьего лица - Осипова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании пгт. Советский Советского района Республики Крым гражданское дело по иску МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» к Маскаевой Юлии Михайловны, третье лицо ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», о возмещении денежных средств,
у с т а н о в и л:
представитель МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» обратился в Советский районный суд Республики Крым с исковым заявлением о возмещении денежных средств. Исковое заявление мотивировано тем, что Маскаева Ю.М. состоит на учете в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» и являлась получателем государственной социальной помощи (ГСП) в виде социального пособия; ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба. Заявители несут ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в представляемых документах и сведениях, являющихся основанием для назначения пособий. Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления. Департаментом выявлено два факта сокрытия данных влияющих на право назначения пособия. В результате предоставления Маскаевой Ю.М. документов с заведомо неверными сведениями о принадлежащем имуществе на праве собственности, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, Центром социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым, без установленных законом, иными правовыми актами оснований были излишне выплачены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, которые подлежат возмещению в бюджет в полном объеме. В настоящий момент возмещено <данные изъяты> рублей, остаток невозмещенных денежных средств составил <данные изъяты> рублей.
Представитель истца в судебном заседании просила исковое заявление удовлетворить по основаниям изложенным в нем.
Ответчик судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении искового заявления отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал требования искового заявления, пояснил, что Маскаева Ю.М. протокол не обжаловала, значит была согласна с переплаченной суммой.
Суд, учитывая положения ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Маскаева Ю.М. состоит на учете в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» и являлась получателем государственной социальной помощи в виде социального пособия, ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым установлены Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 г. № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым».
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 г. № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» государственная социальная помощь предоставляется в виде социального пособия, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым на период, не превышающий шести месяцев с первого числа месяца обращения за ней.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, а также перечень необходимых документов для назначения указанных мер социальной поддержки устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым № 587 от 23 декабря 2014 г. утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее Порядок № 587).
Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 августа 2015 г. № 480 (далее Порядок № 480).
На основании заявления Маскаевой Ю.М. от 09.07.2020 на назначение МСП «Государственная социальная помощь в виде социального пособия», приложенных документов, сведений полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия, департаментом назначена выплата в размере <данные изъяты> рублей на период с 01.07.2020 по 31.12.2020.
26.02.2021 Маскаева Ю.М. повторно обратилась за назначением МСП «Государственная социальная помощь в виде социального пособия» департаментом, в ходе проверки предоставленных документов, получены сведения о наличии в собственности заявителя земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 38839 кв.м.
На основании полученных сведений, являющихся основанием для назначения, прекращена выплата государственной социальной помощи с 01.07.2020 сумма излишне выплаченных денежных средств за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 составила 87008,94 рублей.
10.08.2021 Маскаева Ю.М. обратилась за назначением государственной социально помощи в виде социального пособия, ежемесячной денежной выплатой для приобретения социально значимых сортов хлеба.
После проверки предоставленных документов Маскаевой Ю.М. назначена государственная социальная помощь в размере 13823,25 рублей на период с 01.08.2021 по 31.01.2022, ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере 518, 53 рублей на период с 01.08.2021 по 31.07.2022.
При повторном обращении 14.02.2022 за назначением МСП «Государственная социальная помощь в виде социального пособия» департаментом, в ходе проверки предоставленных документов, в рамках межведомственного электронного взаимодействия, получены сведения о государственно регистрации прекращении права на земельный участок площадью 10000 кв.м. находящийся в собственности Маскаева Юрия Владимировича.
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23 декабря 2014 г. №587, п. 4 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.08.2015 №480, пособие не назначается, если в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами I и II группы, и семей, в которых есть дети-инвалиды), малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный(е) участок(и) общей площадью свыше 0,6 га.
Департамент предложил Маскаевой Ю.М. в добровольном порядке вернуть сумму излишне выплаченной социальной помощи. Маскаевой Ю.М. добровольно возмещено 24401,49 рублей.
Истец со ссылкой на пункт 41 Порядка № 587 и пункт 25 Порядка № 480 считает, что сумма излишне выплаченной социальной помощи подлежит взысканию с ответчика, поскольку Маскаева Ю.М. предоставила недостоверные сведения о принадлежащем ее семье имуществе.
Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о назначении государственной социальной помощи при обращении в Департамент, указан в пункте 9 Порядка № 587 и в пунктах 9, 10 Порядка № 480.
В соответствии с пунктом 9 Порядка № 587 к заявлению должны быть приложены копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым, документы, подтверждающие доход семьи за расчетный период, документ медицинской организации, подтверждающий прохождение лечения продолжительностью более двух месяцев подряд.
В соответствии с пунктами 9, 10 Порядка № 480 к заявлению должны быть приложены копия паспорта (с оригиналом для обозрения), документы о доходах каждого члена семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения, копия трудовой книжки, сведения о работе всех трудоспособных членов семьи, либо документы, подтверждающие наличие условий, перечисленных в пункте 3 Порядка, заявление членов семьи о согласии на обработку их персональных данных.
В данных перечнях отсутствует обязанность заявителя по предоставлению документов, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости. Форма заявления, предусмотренная Порядком № 587 и Порядком № 480, также не содержит пункта об указании объектов недвижимости.
Согласно материалам дела Маскаева Ю.М. при обращении в Департамент в соответствии с пунктом 9 Порядка № 587 и пунктом 9 Порядка № 480 подала все необходимые документы для получения государственной социальной помощи, предоставила заявление о согласии на обработку персональных данных, данные заявления с приложенными документами которые были рассмотрены компетентными органами, прошли соответствующие проверки и были удовлетворены.
Согласно пункту 2 Порядка № 587 государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
В пункте 3 Порядка № 587 указаны условия, при которых социальное пособие может быть назначено, в пункте 4 данного порядка перечислены случаи, при наличии которых пособие не может быть назначено.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 587 пособие не назначается, в том числе, если в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами I и II групп, и семей, в которых есть дети-инвалиды), малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный(е) участок(и) общей площадью свыше 0,6 га.
Кроме того, в назначении пособия может быть отказано, если не представлены необходимые документы, указанные в пункте 9 Порядка № 587; в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация; среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для семьи (одиноко проживающего гражданина) (пункт 28 Порядка № 587).
Аналогичные требования к заявлению, перечню документов, а также основания для удовлетворения и для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении меры социальной поддержки, изложены в пунктах 3, 4 Порядка № 480.
В соответствии с пунктом 17 Порядка № 587 орган социальной защиты населения на основании заявления и представленных документов определяет среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия.
Расчет среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Из вышеуказанных норм следует, что Департаменту для назначения социальной помощи необходимо выяснить, является ли семья заявителя малоимущей, затем установить иные условия, при которых государственная социальная помощь может быть назначена, а также выяснить наличие либо отсутствие условий, указанных в пунктах 4, 28 Порядка № 587 и в пункте 4 Порядка № 480, при которых государственные социальные выплаты не назначаются.
В соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» установлено, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи (статья 2). Орган социальной защиты населения вправе проверить, в том числе, сведения, о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности. Орган социальной защиты населения направляет межведомственный запрос о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, в том числе, о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Заявителем могут быть предоставлены неполные и (или) недостоверные сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. В этом случае орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи (статья 3).
При рассмотрении заявления Маскаевой Ю.М. Департамент не воспользовался своим правом на проверку сведений о наличии у заявителя и членов ее семьи объектов недвижимости, то есть назначил выплату пособия и ежемесячную денежную выплату для приобретения социально значимых сортов хлеба без установления совокупности условий, при наличии которых такие выплаты назначаются и не установил наличие оснований для отказа в назначении государственных социальных выплат. Решение об отказе в назначении пособия Департамент не принимал, а также Департамент не произвел возврат заявления, предусмотренный пунктом 16 Порядка № 587 и пунктом 12 Порядка № 480.
Доводы истца о том, что ответчик сокрыла информацию об имущественном положении в связи с тем, что право собственности на земельные участки были оформлены в рамках законодательства Украины, а переоформлено в рамках российского законодательства только перед продажей, не находят своего подтверждения.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Таким образом переоформление права собственности являлось правом Маскаевой Ю.М., а не обязанностью.
Кроме того, согласно справки предоставленной ООО «ЗЛАГОДА» от 22.06.2023 №14 следует, что в августе 2018 года ООО «Злагода» заключило договор аренды земли с Маскаевой Ю.М. на земельные участки: № (площадью 38839, кв.м.); № (площадью 15076,00 кв.м). В декабре 2019 года Маскаева Ю.М. продала указанные земельные участки, заключив договор купли-продажи. В связи с продажей земли арендная плата Маскаевой Ю.М. в 2020 году не выплачивалась (л.д.92).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Маскаев Ю.В. пояснил суду, что у него в собственности до 2015 года имелся земельный участок площадью 1 га, договор купли-продажи не составлялся, денежные средства от продажи он получил сразу, официально договор купли-продажи составили в 2022 году. Денежные средства за аренду земельного участка за период с 2015 года по 2022 год он не получал.
Согласно материалам дела, государственная социальная помощь Маскаевой Ю.М. назначена на основании предоставленных ею документов и в соответствии с решениями Департамента. В процессе реализации права на получение государственной социальной помощи со стороны Маскаевой Ю.М. не было совершено недобросовестных, противоправных действий.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Из изложенного следует, что по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации социальных прав предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки. Гражданам, действующим добросовестно, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией социальных прав, должно обеспечивать каждому гарантированную статьей 39 Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной.
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты.
Исходя из характера и предназначения предоставленных семье Маскаевой Ю.М., имеющей троих несовершеннолетних детей и относящейся к категории многодетных и малоимущих, социальных выплат, данная мера государственной поддержки малоимущих семей представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки таких семей, в связи с чем данные выплаты по своей правовой природе являются денежными суммами, перечисленными в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки.
Разрешая исковые требования Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Советского района Республики Крым», суд принимает во внимание конкретные обстоятельства предоставления Маскаевой Ю.М. денежных выплат в отсутствие одного из условий, предусмотренных Порядком назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.08.2015 № 480, и Порядком предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 587 (наличие в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина).
Между тем судом установлено, что социальные выплаты произведены Маскаевой Ю.М. в установленном порядке, на основании предоставленных ею документов и в соответствии с решением ответчика, и лишь после повторного обращения 26.02.2021 за назначением указанных выплат выявлено наличие препятствия для их назначения, в связи с чем 19.03.2021 вынесено соответствующее решение, а протоколами от 24.03.2022 прекращены назначения государственной социальной помощи и денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба (л.д. 30-35).
В процессе реализации права на единовременную денежную выплату Маскаевой Ю.М., согласно материалам дела, не совершено недобросовестных, противоправных действий. Напротив, Маскаева Ю.М. подала все необходимые для получения указанных мер социальной поддержки документы, заявления Маскаевой Ю.М. о предоставлении денежных выплат рассмотрены компетентным органом, прошли соответствующие проверки и были удовлетворены.
Взыскание в сложившейся ситуации с многодетной матери Маскаевой Ю.М., проживающей семьей с тремя несовершеннолетними детьми на территории Республики Крым излишне выплаченных социальных выплат, не допустившей недобросовестных, противоправных действий при обращении в уполномоченные органы за реализацией права на такие выплаты, использовавшей полученные денежные средства по целевому назначению, не будет отвечать целям государственной политики в области поддержки малоимущих семей. При подобном подходе предоставление социальных выплат, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки данной категории лиц, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан.
Аналогичная правовая позиция изложена в апелляционном определении Верховного суда Республики Крым от 17.01.2022 по делу №33-1431/2022.
Установив, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства переплаты ежемесячной денежной выплаты по вине ответчика, учитывая, что орган, назначающий и выплачивающий государственные пособия, вправе самостоятельно проверять сведения об имуществе и доходах, путем сравнения представленных сведений со сведениями, имеющимися в компетентных органах и организациях и представленными ими по соответствующим запросам, суд приходит к выводу о том, что переплата ежемесячной денежной выплаты ответчику возникла по вине истца, который, назначая ежемесячную денежную выплату, не удостоверился в отсутствии имущества, не истребовал в компетентных органах дополнительные сведения об имуществе, в связи с чем доводы, изложенные в иске, не могут являться основанием для взыскания с Маскаевой Ю.М. излишне выплаченной денежной выплаты по вине органа социальной защиты.
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2023 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 320-321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении иска МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым» к Маскаевой Юлии Михайловны, третье лицо ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», о возмещении денежных средств, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховной Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья: И.С.Бражник