Решение по делу № 2а-2263/2018 от 21.05.2018

Адм. дело № 2а-2263/2263

Поступило в суд 21.05.2018

Р Е Ш Е Н И Е

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2018г.                                                                                                   г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи                                                                             Еременко Д.А.

при секретаре                                                                                                 Печеркиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «РЭС» к Управлению Роспотребнадзора о признании незаконным предписания,

У С Т А Н О В И Л:

    Административный истец АО «Региональные электрические сети» обратился в суд с иском к административному ответчику Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** о признании незаконным предписания ** от ****

    Административное исковое заявление мотивировано тем, что в период с **** в отношении АО «РЭС» Управлением Роспотребнадзора по НСО проведена внеплановая документарная проверка во исполнение Распоряжения Управления Роспотребнадзора по НСО ** от **** по результатам которой выдано предписание ** от **** об устранении следующих нарушений, выявленных в ходе проверки:

не осуществляется производственный контроль с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (договоры, иные документы, подтверждающие проведение исследований аккредитованной лабораторией, не представлены, отсутствуют);

программой производственного контроля не определена номенклатура (перечень химических и физических факторов), а также объекты производственного контроля, представляющие потенциальную опасностью для человека и среды его обитания (контрольные точки), объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне

влияния предприятия (измерения шума, ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц) с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

производственный контроль, с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия - подстанция «Правобережная» (измерения физических факторов - уровней шума, ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц), с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье не осуществляется;

результаты производственного контроля на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия не представлены (отсутствуют);

отсутствуют протоколы измерений уровней шума и ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния подстанции «Правобережная» за ****

договоры, иные документы, подтверждающие проведение измерений аккредитованной лабораторией в ходе внеплановой документарной проверки не представлены (отсутствуют).

С целью устранения вмененных нарушений АО «РЭС» предписано: составить программу производственного контроля в соответствии с требованием п. 3.3 раздела III действующих санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП ****-01; обеспечить проведение производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно- защитной зоны и в зоне влияния подстанции «Правобережная» (измерения физических факторов - уровней шума, ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц). Результаты производственного контроля (протоколы измерений параметров шума, протоколы измерения ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц) на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния представить в Управление Роспотребнадзора по НСО.

Предписание ** от **** нарушает права, свободы и законные интересы АО «РЭС», поскольку незаконно возлагает на АО «РЭС» обязанность по дополнительной разработке программы производственного контроля при наличии имеющейся программы производственного контроля, в нарушение действующего законодательства обязывает АО «РЭС» установить границу санитарно-защитной зоны подстанции «Правобережная» и провести измерения на ее границе.

     Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010г. ** была отменена ранее установленная в п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.****-03 обязанность хозяйствующих субъектов по установлению санитарно – защитной зоны вокруг действующих объектов (не являющихся строящимися или реконструированными).

     ПС «Правобережная» была построена в 1981г., следовательно, законодательством РФ не предусмотрено установление границ санитарно-защитной зоны в отношении ПС «Правобережная» хозяйствующими субъектами. В связи с тем, что требование Предписания о проведении измерений на границе санитарно-защитной зоны можно исполнить только после установления границы санитарно-защитной зоны ПС «Правобережная», в силу закона у АО «РЭС» отсутствует обязанность по ее установлению, требование Предписания противоречит законодательству в части возложения обязанности на АО «РЭС» по установлению границы санитарно-защитной зоны, не предусмотренной законодательством, несению дополнительных расходов для ее установления. Соответственно, данный пункт подлежит исключению из предписания, так как у АО «РЭС» обязанность в выполнении данных требований отсутствует.

В настоящее время у АО «РЭС» имеется действующая программа производственного контроля, в которой указаны: перечень химических и физических факторов, и контрольные точки, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов. Возложение на административного истца обязанности разработать иную программу производственного контроля при наличии действующей программы, соответствующей требованиям СП ****-01, противоречит действующему законодательству и нарушает права АО «РЭС» в части возложения дополнительных обязанностей и расходов. Срок для обращения с настоящим иском в суд не пропущен. На основании вышеизложенного истец просил суд об удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебном заседании представитель административного истца требования административного иска поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что пункт 1 Предписания противоречит п. 3.3 СП ****-01. Программа производственного контроля АО «РЭС» содержит все указанные пункты; перечень химических и физических факторов указан в приложении ** и приложении **; объем и периодичность лабораторных исследований указаны в приложении **.

В какой части программа производственного контроля не соответствует СП ****-01 Управлением Роспотребнадзора по НСО не доказано, вследствие чего возложение обязанности по разработке новой программы является незаконным.

Пункт 2 Предписания противоречит п. 3.3 СП ****-01, СанПиН 2.2.1/2.****-033, поскольку на АО «РЭС» возложена обязанность по проведению замеров в рамках производственного контроля в срок до **** Согласно п. 3.3. СП ****-01, периодичность проведения исследований и испытаний определяется программой производственного контроля. Иная периодичность проведения измерений законодательством не предусмотрена. Программой производственного контроля АО «РЭС» предусмотрено проведение замеров уровня шума и ЭМП излучения 1 раз в 5 лет. Ближайшая дата проведения замеров согласно приложению ** к программе производственного контроля определена как ноябрь ****. Учитывая, что согласно замерам уровня шума и ЭСП излучения, произведенным в **** ПС «Правобережная» не оказывает вредного влияния на санитарно-эпидемиологическое состояние окружающей среды, график проведения замеров АО «РЭС» соответствует требованиям законодательства. Учитывая, что периодичность проведения замеров определяется исключительно программой производственного контроля, возложение на АО «РЭС» обязанности по проведению замеров в срок до **** является нарушением прав АО «РЭС» и не основано на нормах права.

В **** замеры производились не административным истцом, иной организацией, в **** были повторные замеры, от этой даты устанавливались сроки проведения замеров в Программе производственного контроля. Ранее утвержденной программы производственного контроля не было, представленная разработана впервые. Представленная программа производственного контроля соответствует требованиям, поскольку по всей территории АО «РЭС» расположены рабочие места, следовательно, определив показатели на рабочих местах, проверили всю территорию. На момент получения запроса о предоставлении документов Программа была разработана не в полном объеме, в последующем дополнительных запросов не было от проверяющей организации. На основании вышеизложенного административный истец просил суд об удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по НСО в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласилась.

В обоснование возражений на иск указала, что **** в Управление поступило обращение из Инспекции государственного строительного надзора *** (вх. **) о факте возникновения угрозы причинения вреда здоровью от производственной деятельности подстанции «Правобережная» Восточных электросетей ОАО «Региональные электрические сети». На основании распоряжения (приказа) органа государственного органа государственного контроля (надзора) от **** ** проведена внеплановая проверка.

**** при проведении внеплановой документарной проверки в отношении АО «РЭС» (распределение и передача электроэнергии, эксплуатация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций систем электроснабжения) - подстанция «Правобережная» филиала «Восточные электрические сети» АО «РЭС» по адресу: ***, на территории прилегающей к жилому дому по *** (стр.), установлено, что АО «РЭС» допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данный факт зафиксирован в акте проверки ** от ****

В силу п. 2 ст. 50 ФЗ ** - ФЗ Управление Роспотребнадзора полномочно вносить представления, устанавливать сроки для устранения нарушений. АО «РЭС» должно самостоятельно выбрать способ устранения допущенных нарушений и сообщить об их устранении либо о невозможности исполнить предписание в установленный срок. Изменения, внесенные в СанПиН в 2010, коснулись лишь эксплуатируемых объектов. Оспариваемое Предписание ** не содержит ссылок на СанПиН 2.1.1/2.****-03, в связи с чем доводы административного истца относительно его применения Управлением не обоснованы.

Требования СП ****-01 распространяются на деятельность АО «РЭС», поскольку данные санитарные правила устанавливают порядок организации и проведения производственного контроля, который включает его осуществление на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье и являются обязательными для применения в силу положений ст. 2, 11, 24, 32 и 39 Федерального закона №52-ФЗ.

В материалах дела отсутствуют доказательства проведения лабораторных исследований АО «РЭС» на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в зоне влияния, в жилой застройке самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке на проведение таких работ.

Следовательно, результаты испытаний являются неотъемлемой частью производственного контроля и должны представляться в ходе проверки контролирующего органа, отсутствие их документального подтверждения является основанием привлечения к ответственности и выдачи предписания об устранении нарушения.

Пункт 2 оспариваемого Предписания ** определяет конкретное действие -обеспечить проведение производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния подстанции «Правобережная» (измерения физических факторов - уровней шума, ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц), а также результат совершенного действия - результаты производственного контроля (протоколы измерений параметров шума, протоколы измерения ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц) на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния, представить в Управление Роспотребнадзора по *** в срок до ****

Требование установить границу санитарно-защитной зоны подстанции «Правобережная» АО «РЭС» оспариваемое Предписание ** не содержит, довод Административного истца не обоснован.

Основной вид деятельности предприятия: распределение и передача электро-энергии, эксплуатация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций систем электроснабжения. Действующая подстанция «Правобережная» - ПС 220/110/10кВ, филиала «Восточные электрические сети» АО «РЭС», установленная мощность АТ 2x125 МВа, тип распределительного устройства - 220 кВ и 110 кВ - открытое РУ (ОРУ), распределительное устройство 10 кВ - закрытое (ЗРУ).

В соответствии с представленной выкопировкой из проекта нормативов пре-дельно-допустимых выбросов (ПДВ) (с разделами инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу), разработанного для АО «РЭС» филиал «Восточные электрические сети» п. 3.3.9 ПС «Правобережная»: площадка подстанции «Правобережная» имеет 2 источника выбросов загрязняющих веществ (один из них неорганизованный) и выбрасывает в атмосферу загрязняющие вещества 3-х наименований. Размер санитарно-защитной зоны для данной площадки - 50 м. (СанПиН 2.2.1/2.****-03, раздел VII). Следовательно, говорить о том, что граница не определена санитарно – защитной зоны, неверно.

На указанной промышленной площадке Общества находятся источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что в силу приведенных нормативных правовых актов возлагает на Общество обязанность по проведению в рамках производственного контроля лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов (на границе жилой застройки).

Доказательств невозможности соблюдения АО «РЭС» требований СП ****-01 к осуществлению производственного контроля в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Пояснила также, что представляемые ответчиком в подтверждение обоснованности требований иска экспертное заключение от **** протоколы от **** поступили в Управление **** т.е. в рамках проверки с **** данные документы АО «РЭС» не представлялись. Результаты производственного контроля на границе санитарно – защитной зоны и в зоне влияния АО «РЭС» не представлено при проведении проверки, а также не было сообщено о невозможности представления указанных документов. Представленные результаты исследований от **** свидетельствуют о том, что проверка и исследования производились ОАО «ТРАНССЕРВИС» в рамках осуществления проводимой ими деятельности по застройке индивидуальными и малоэтажными жилыми домами по адресу: *** – я гостиницы, МКД в целью ввода в эксплуатацию. Из протокола следует, что измерения проводились в помещении - в гостиничных номерах, тогда как в оспариваемом Предписании указано на неосуществление лабораторных исследований АО «РЭС» в рамках производственного контроля на границе санитарно – защитной зоны и в зоне влияния.

Программой производственного контроля, утвержденной руководителем от **** не определена номенклатура (перечень химических и физических факторов), а также объекты производственного контроля, представляющие опасность для человека и среды его обитания (контрольные точки), объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия (измерения шума, ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц), с целью влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Согласно п. 4.1 СП ****-01 периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния.

Согласно Экспертному заключению №Ф-2094 от **** измеренные эквивалентные уровни звука территории жилой застройки (Зона Ж-2) расположенной по адресу: *** превышают допустимые значения на 105 дБА, установленные СанПиН 2.1.2,2645-10 (п. 6.1.2, приложение 3) для времени суток с 23-00 час до 07-00 час.

Пунктом 5.1 СП ****-01 предусмотрено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе: информировать орган, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил.

Такая информация от АО «РЭС» с 2012 в Управление не поступала. Таким образом, представленные документы (экспертное заключение №Ф-2094 от ****, экспертное заключение ** от ****, протокол ** от ****, протокол ** от ****) не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания и не могут являться доказательством надлежащего исполнения норм санитарного законодательство АО «РЭС» по организации и проведению производственного контроля в полном объеме.

    Предписание принято административным органом в пределах представленных полномочий с соблюдением требований действующего законодательства РФ и при наличии установленных законом обстоятельств – нарушение санитарного законодательства и предупреждения угрозы возникновения и распространения заболеваний. Оценка действий и документов проводилась по представленной проверяемой организацией документации. Производственная программа не содержит сведений о сроках проведения, о точках проведения контроля, указаны толькорабочие места, нет параметров. На основании вышеизложенного просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

    Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.    Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложена, в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом из письменных материалов дела и пояснений сторон установлено, что АО «Региональные электрические сети» является юридическим лицом, основной вид деятельности предприятия: распределение и передача электроэнергии, эксплуатация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций систем электроснабжения.

Административный истец имеет на балансе ОПУ ПС «Правобережная», возведенную в 1981г., что следует из технического паспорта (л.д. 16). Действующая подстанция «Правобережная» - ПС 220/110/10кВ, филиала «Восточные электрические сети» АО «РЭС», установленная мощность АТ 2x125 МВа, тип распределительного устройства - 220 кВ и 110 кВ - открытое РУ (ОРУ), распределительное устройство 10 кВ - закрытое (ЗРУ).

В соответствии с представленной выкопировкой из проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) (с разделами инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу), разработанного для АО «РЭС» филиал «Восточные электрические сети» п. 3.3.9 ПС «Правобережная»: площадка подстанции «Правобережная» имеет 2 источника выбросов загрязняющих веществ (один из них неорганизованный) и выбрасывает в атмосферу загрязняющие вещества 3-х наименований. Размер санитарно-защитной зоны для данной площадки - 50 м. (СанПиН 2.2.1/2.****-03, раздел VII). Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.

**** в Управление Роспотребнадзора по НСО поступило обращение из инспекции государственного строительного надзора *** о факте возникновения угрозы причинения вреда здоровью от производственной деятельности подстанции «Правобережная» Восточных электросетей АО «»РЭС».

В период с **** в отношении АО «РЭС» Управлением Роспотребнадзора по НСО проведена внеплановая документарная проверка во исполнение Распоряжения Управления Роспотребнадзора по НСО ** от **** по результатам которой выдано предписание ** от **** об устранении следующих нарушений, выявленных в ходе проверки:

не осуществляется производственный контроль с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (договоры, иные документы, подтверждающие проведение исследований аккредитованной лабораторией, не представлены, отсутствуют);

программой производственного контроля не определена номенклатура (перечень химических и физических факторов), а также объекты производственного контроля, представляющие потенциальную опасностью для человека и среды его обитания (контрольные точки), объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне

влияния предприятия (измерения шума, ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц) с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

производственный контроль, с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия - подстанция «Правобережная» (измерения физических факторов - уровней шума, ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц), с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье не осуществляется;

результаты производственного контроля на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия не представлены (отсутствуют);

отсутствуют протоколы измерений уровней шума и ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния подстанции «Правобережная» за ****

договоры, иные документы, подтверждающие проведение измерений аккредитованной лабораторией в ходе внеплановой документарной проверки не представлены (отсутствуют).

С целью устранения вмененных нарушений АО «РЭС» предписано: составить программу производственного контроля в соответствии с требованием п. 3.3 раздела III действующих санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП ****-01; обеспечить проведение производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно- защитной зоны и в зоне влияния подстанции «Правобережная» (измерения физических факторов - уровней шума, ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц). Результаты производственного контроля (протоколы измерений параметров шума, протоколы измерения ЭМП излучения промышленной частоты 50 Гц) на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния представить в Управление Роспотребнадзора по НСО.

Установлен срок для устранения недостатков в срок до **** (л.д. 9-11).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности.

В соответствии с п. 1.1 санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением сани-тарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП ****-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации **** (далее - СП ****-01) указанные санитарные правила определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

В силу п. 1.5 СП ****-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитар-но-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (п. 2.1, 2.2 СП ****-01).

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Согласно п. 2.3 СП ****-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

В соответствии с п. 2.46 СП ****-01 производственный контроль включает, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке) с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (пункт 2.5 СП ****-01).

Согласно п. 2.6 СП ****-01 программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия.

Требования к программе (плану) производственного контроля установлены в разделе 3 СП ****-01. Программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать данные: 3.1.    Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; 3.2.    Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля; 3.3.    Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний); 3.4.    Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации; 3.5.    Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих сани-тарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию; 3.6.    Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг; 3.7.    Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; 3.8.    Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных    осуществлять    государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 3.9.Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.

В п. 4.1 СП ****-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на промышленных предприятиях (объектах) в т.ч. на границе санитарно-защитной зоны.

Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фибро-генного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом деист- вия, вредные вещества 1-4 классов опасности; биологический фактор).

Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1-4 классов опасности и случаев изменения технологии производства);

Таким образом, действующие НПА четко регламентируют порядок разработки, утверждения и содержания программ производственного контроля. Представленная административным истцом программа производственного контроля (как в материалы дела, так и должностном лицу в период проверки) не соответствует п. 3.3. раздела № СП ****-01, а именно: программой производственного контроля, утвержденной руководителем не определена номенклатура (перечень химических и физических факторов), а также объекты производственного контроля, представляющие опасность для человека и среды его обитания (контрольные точки), объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов; определены контрольные точки только по рабочим местам, что прямо следует из текста программы и не соответствует п. 3.3 раздела 3 СП ****-01. Разработанная программа должна быт приведена в соответствие с требованиями действующего НПА. Предписание содержит требование о доработке и приведении в соответствие с действующим законодательством, но не требование о разработке новой программы. Доводы иска не обоснованы.

Равно как не обоснованы и доводы административного искового заявления относительно возложения на административного истца в срок до 15.06.2018г. установления санитарно – защитных границ.

При обращении с настоящим иском в суд, а равно в период проведения проверки до выдачи предписания, административным истцом не были представлено доказательств проведения им необходимых испытаний и лабораторных исследований АО «РЭС» на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в зоне влияния, в жилой застройке самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке на проведение таких работ.

Представленные результаты лабораторных исследований не могут являться таким доказательствами (л.д. 82-90), поскольку выполнены по договору с иными лицами, но не с участием административного истца, исследования и замены проводились не с точек, расположенных на территории административного истца. Таким образом, возложенной обязанности по проведению необходимых испытаний, замеров, исследований административный истец не выполнил после утверждения программы производственного контроля. Разработка таковой носит формальный характер.

Требования СП ****-01 распространяются на деятельность АО «РЭС», поскольку данные санитарные правила устанавливают порядок организации и проведения производственного контроля, который включает его осуществление на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье и являются обязательными для применения в силу положений ст. 2, 11, 24, 32 и 39 Федерального закона №52-ФЗ.

В силу п. 2.7 Санитарных правил СП ****-01 мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели. Следовательно, результаты испытаний являются неотъемлемой частью производственного контроля и должны представляться в ходе проверки контролирующего органа, отсутствие их документального подтверждения является основанием привлечения к ответственности и выдачи предписания об устранении нарушения.

Как таковое требование об установлении границ санитарно – защитной зоны выданное административным ответчиком предписание не содержит, а границы санитарно – защитной зоны для данного предприятия на данной площадке (50 метров) установлены СанПиН 2.2.1/2.****-03, раздел VII. Следовательно, нет необходимости устанавливать данную зону, необходимо лишь в установленных пределах провести соответствующие измерения, исследования и т.д. Необходимость проведения в таких зонах на таких производственных площадках лабораторных исследований, замеров, подтверждается требованиями СанПиН 2.****-01, в том числе п. 4.1, 4.1.1., 5.1, 5.4.

Таким образом, в данной части доводы иска также не нашли своего подтверждения, нарушений прав административного истца не установлено.

Доводы административного истца о том, что данное предписание не законно, а контролирующий орган вышел за пределы своей компетенции, установил срок для устранения выявленных недостатков, не состоятелен.

Так, в силу с. 3 ст. 32 Закона № 52-ФЗ и п. 2.7. Правил лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту, и достоверность его осуществления. При выявлении нарушений порядка производственного контроля должностные лица Роспотребнадзора выдают такому юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также привлекают лицо, допустившее нарушение, к ответственности. В соответствии с п. 2.8 СП ****-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Таким образом, суд приходит к выводу, что должностное лицо Управления Роспотребнадзора действовало в пределах своей компетенции, полномочно было указать на выявленные нарушения закона, установить срок для устранения выявленных нарушений, в том числе и в связи с тем, что имеется угроза нарушения прав и оказания вредного влияния на здоровье граждан.

    Таким образом, доводы административного искового заявления не нашли своего подтверждения в материалах дела, не обоснованы, не являются основанием для признания предписания незаконным, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не установлено.

Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Административное исковое заявление АО «РЭС» к Управлению Роспотребнадзора о признании незаконным предписания – оставить без удовлетворения в полном объеме.

    Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме путем подачи жалобы через Железнодорожный районный суд ***.

Судья                                       /подпись/                                                            Еременко Д.А.

Решение в мотивированной форме изготовлено 07.08.2018г.

2а-2263/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
АО "РЭС"
Ответчики
Управление Роспотребнадзора по НСО
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирск
Судья
Еременко Диана Александровна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.nsk.sudrf.ru
21.05.2018Регистрация административного искового заявления
22.05.2018Передача материалов судье
24.05.2018Решение вопроса о принятии к производству
13.06.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2018Судебное заседание
12.07.2018Судебное заседание
13.07.2018Судебное заседание
07.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2018Дело оформлено
07.12.2018Дело передано в архив
14.05.2020Регистрация административного искового заявления
14.05.2020Передача материалов судье
14.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
14.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2020Дело оформлено
14.05.2020Дело передано в архив
13.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее