Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2018 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Румянцевой В.А.,
при секретаре Максимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-370 по иску Смагиной Н.А. к МИ ФНС России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку и причинение морального вреда,
установил:
Смагина Н.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что состояла в трудовых отношениях с МИФНС России № 1 по Тульской области, которая на основании приказа УФНС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ была реорганизована путем присоединения к МИФНС России № 9 по Тульской области. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут, она была освобождена от замещаемой должности <данные изъяты> в МИФНС России № 1 по Тульской области и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности. При получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, ей стало известно, что в расчет денежного содержания при исчислении отпускных за 2017 год, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск работодателем не были включены суммы выплаченных ей денежных средств материального стимулирования и разовых премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС, которые составляют 93715,59 рубля, из которых: по отпускным выплатам – 25402,85 рубля, по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 63196,42 рубля, по компенсации за неиспользованный отпуск – 5116,32 рубля, которые и просила взыскать. Кроме того просила взыскать компенсацию за задержку указанных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи иска в сумме 7040,73 рубля, обязав ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов с 29.03.2018 года по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, а также обязать ответчика произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты РФ.
От ответчика поступили письменные возражения, в которых он заявленные исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в 2017 году и не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, а, следовательно, не должно учитываться при начислении указанных истцом выплат. Полагал, что все выплаты Смагиной Н.А. произведены в полном объеме.
От третьего лица Управления ФНС России по Тульской области поступили письменные возражения, в которых оно просило в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 года № 90н материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами показателей эффективности их деятельности, решение вопроса о выплате премии относится к исключительной компетенции работодателя, который по представлению комиссии по эффективности деятельности налогового органа определяет конкретные размеры премий с учетом оценки эффективности и качества выполнения работы конкретным работником. Относительно доводов истца о причинении морального вреда указал, что истцом не были представлены доказательства причинения такого вреда, в связи с чем указанные требования необоснованны.
В связи с поступившими возражениями Смагиной Н.А. представлены письменные дополнения в обоснование заявленных требований, где она указала, что независимо от источника финансирования средства дополнительного стимулирования выплачиваются работнику за его работу и являются его доходом. Спорные средства выплачивались ей за достигнутые показатели при осуществлении трудовой деятельности и в связи с осуществлением возложенных на нее должностных обязанностей. При их расчете учитывались: фактически отработанное время, личный вклад в обеспечение исполнения возложенных на инспекцию полномочий – через применение повышающих либо понижающих коэффициентов, приоритетность отдела. Данные выплаты носили систематический характер (выплачивались ежеквартально), и она рассчитывала на них, зная, что не имеет никаких дисциплинарных взысканий, и добросовестно исполняя все возложенные на нее функции. С указанных выплат удерживались налоги. Полагала, что тот факт, что финансировались они из другого источника и осуществлялись сверх установленного фонда оплаты труда, не означает, что эти выплаты не являются ее заработком (доходом) и денежным содержанием. Считала, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно доводов ответчика по компенсации морального вреда полагала, что нарушение ответчиком ее трудовых прав само по себе предполагает нравственные переживания.
От третьего лица Управления ФНС России по Тульской области поступили дополнения к письменным возражениям, в которых Управление указывает, что ссылки истца на судебные акты ВС РФ несостоятельны, поскольку в данных актах рассматривались требования работников Федеральной антимонопольной службы, тогда как действие Постановления Правительства РФ № 611 от 25.09.2007 года, которым регламентировалось материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы на территориальные органы Федеральной антимонопольной службы не распространялось. Кроме того, они были приняты по иным основаниям. Обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора. Кроме того, полагало, что истцом неправильно толкуются нормы материального права, предусматривающие четко определенные выплаты, из которых состоит денежное содержание гражданского служащего.
В судебном заседании Смагина Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что ей ответчиком выплачена недоплата, вызванная неверным применением коэффициента при расчете сумм за период отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 132 рубля 90 копеек. Согласилась с представленным ответчиком расчетом сумм материального стимулирования и недоплаты с учетом выплаты этого стимулирования. Просила взыскать сумму недополученных выплат в размере 88625,62 рубля, компенсацию за их несвоевременную выплату в указанном в исковом заявлении размере за период с первого дня просрочки по каждой выплате до 29 марта 2018 года и компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей за нарушение ее трудовых прав. Также просила обязать ответчика произвести указанные выплаты после удержания налогов и сборов, предусмотренных действующих законодательством.
Представители ответчика и третьего лица по доверенностям соответственно Доронина Ю.М. и Зиатдинова Т.А. в судебном заседании иск не признали, в его удовлетворении просили отказать в полном объеме по основаниям, изложенных в их возражениях. Также представитель УФНС России по Тульской области Зиатдинова Т.А. указала, что сумма компенсации за несвоевременную выплату истцом рассчитана на основании ошибочно указанных сумм выплат, что было установлено в судебном заседании и Смагиной Н.А. не оспаривалось.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом начальника МИ ФНС России № 1 по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Смагина Н.А. назначена на должность <данные изъяты> указанной инспекции и с ней заключен служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в МИ ФНС № 1 по Тульской области.
На основании приказа УФНС по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации МИ ФНС России № 1 по Тульской области и МИ ФНС России № 9 по Тульской области» МИ ФНС России № 1 по Тульской области была реорганизована путем присоединения к МИ ФНС России № 9 по Тульской области.
Приказом и.о. начальника МИ ФНС № 1 по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ с истицей с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, и она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы <данные изъяты> и уволена с государственной гражданской службы РФ в связи с сокращением должности на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. На основании данного приказа истцу подлежали выплате четырехмесячное денежное содержание в соответствии со ст. 3.1 ст. 37 вышеуказанного Закона и компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска: за 7,5 календарных дня основного, за 0,75 календарных дня дополнительного за ненормированный служебный день и за 1,24 календарных дня дополнительного за выслугу лет.
Фактически ей было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере 86112,44 рубля, а также компенсация за неиспользованные отпуска (9,49 календарных дня) 6645,85 рубля, что не отрицалось ответчиком и подтверждается справкой 2-НДФЛ и соответствующими расчетами.
Приказом руководителя ФНС России «О материальном стимулировании за 4 квартал 2015 года от ДД.ММ.ГГГГ № № в соответствии с решением Комиссии ФНС России по оценке эффективности территориальных органов ФНС России территориальным органам ФНС России, в том числе УФНС по Тульской области, выделены средства для материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов в виде премий.
Далее Руководителем ФНС России регулярно издавались такие же приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от ДД.ММ.ГГГГ № № - за 1 квартал 2016 года, от ДД.ММ.ГГГГ № № - за 2 квартал 2016 года, от ДД.ММ.ГГГГ № №за 3 квартал 2016 года, от ДД.ММ.ГГГГ № №за 4 квартал 2016 года, от ДД.ММ.ГГГГ № №за 1 квартал 2017 года, от ДД.ММ.ГГГГ № № за 2 квартал 2017 года, от ДД.ММ.ГГГГ № за 3 квартал 2017 года.
Во исполнение указанных приказов и приказов УФНС России по Тульской области издавались соответствующие приказы руководителем МИ ФНС № 1 по Тульской области, которыми осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих МИ ФНС № 1 по Тульской области за 4 квартал 2015 года (выплачена в июне 2016 года) и за период с 2016-по дату увольнения в декабре 2017 года, в том числе Смагиной Н.А..
Факт получения указанных сумм и их размер сторонами не оспаривался и подтверждается карточками-справками и расчетами сторон. Данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2017 год, а также при расчете компенсаций при увольнении Смагиной Н.А. в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск.
Кроме того, истцу выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС. Указанные премии выплачивались в пределах фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств и учитывались работодателем при выплате оспариваемых компенсаций, что не оспаривалось Смагиной Н.А. в судебном заседании.
Обосновывая свою позицию, представитель работодателя истца ссылался на положения Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности подразделений ФНС, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Вместе с тем, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливает ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 этого Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
На основании ч. 1 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В свою очередь, денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ).
Также согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных в том числе пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ст. 51 ФЗ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2 окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3 окладов денежного содержания.
Кроме того, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также в том числе за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п.п. 8,9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25 июля 2006 года № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года № 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, с 2014 года Правительством РФ ежегодно принимаются постановления, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов на соответствующий год.
Как следует из сообщений МФ РФ и ФНС РФ от 11 июля 2018 года и 10 июля 2018 года соответственно, материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось в период с 2015 по 2017 годы за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ от 31 марта 2015 года № 302-12, от 23 апреля 2016 года № 347-7 и от 23 февраля 2017 года № 228-7. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами ФНС России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).
Таким образом, доводы ответчика и третьего лица о том, что спорные выплаты осуществлялись не за счет ассигнований, предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Смагиной Н.А., материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2017 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Ссылка ответчика и третьего лица на постановление Правительства РФ «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» от 25 сентября 2017 года № 611 и вынесенный на его основании приказ МФ РФ от 17 октября 2007 г. N 90н не состоятельна, поскольку выплата дополнительного материального стимулирования данными нормативно-правовыми актами предусматривалась лишь в периоды с 2007 по 2013 годы, то есть за пределами спорного периода, после чего, с 2014 года, выделение денежных средств на эти цели осуществляется ежегодно соответствующими Постановлениями, указанными выше.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме МФ РФ от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31 марта 2015 года, № 347-7 от 23 апреля 2016 года и № 228-7 от 23 февраля 2017 года).
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Оно обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.п. 1, 5.5 Положения).
Учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, суд учитывает данные в вышеназванном письме Министерства разъяснения.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 апреля 2010 года № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные разъяснения давали ФСС РФ в своем письме от 10 июля 2008 года№ 02-08/07-2248П.
При таких обстоятельствах истцу подлежат выплате суммы оплаты очередных отпусков в 2017 году, компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования.
Согласно расчету ответчика, не вызывающему у суда сомнений в своей правильности, и с которым согласился истец, сумма недоплаты составила 88758,52 рубля. Учитывая выплату в размере 132,90 рубля в счет неверного применения коэффициента при расчете сумм за очередные отпуска, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию 88625 рублей 62 копейки.
На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 ГК РФ понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.
Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, нарушение трудовых прав истца не вызывает сомнения, в связи с чем ответчик причинил истцу нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме.
Определяя размер подлежащей к взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, объем причиненного вреда, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
Такая ответственность предусмотрена ст. 236 ТК РФ в виде денежной компенсации, представляющей собой уплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Проверяя расчёт сумм денежной компенсации, представленный истцом, суд приходит к выводу, что он основан на неверно указанных суммах, что было установлено в ходе судебного заседания и истцом не оспаривалось. Следовательно, при расчете указанной компенсации суд вместо указанной истцом суммы по оплате отпуска за 12 дней апреля 2017 года 6135,01 рубля учитывает 5970,12 рубля, вместо суммы 10771,93 рубля за 18 дней отпуска в июне 2017 года - 10524,6 рубля, вместо суммы 6658,91 рубля за 12 дней отпуска в сентябре 2017 года – 6494,04 рубля, вместе суммы 1837 рублей за 3 дня отпуска в октябре 2017 года – 1796,61 рубля, вместо суммы 5116,32 рубля в счет компенсации за неиспользованный отпуск – 4813,99 рубля и вместо суммы 63196,42 рубля в счет четырехмесячного денежного содержания – 59159,16 рубля. При этом доплата в 132,90 рубля судом не учитывается, поскольку произведена за переделами периода, за который истцом произведен расчет.
В остальном расчет составлен верно, и с учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд производит его за тот же период, что и истец, что не лишает последнего права на дальнейшее взыскание компенсации по день фактической выплаты спорных сумм.
При этом размер компенсации составит 6736 рублей 06 копеек:
1208,45 рубля по оплате отпуска за 12 дней июля 2017 года за период с 08 апреля 2017 года по 29 марта 2018 года;
1719,54 рубля по оплате отпуска за 18 дней июня 2017 года за период с 08 июня 2017 года по 29 марта 2018 года;
728,74 рубля по оплате отпуска за 12 дней сентября 2017 года за период с 01 сентября 2017 года по 29 марта 2018 года;
157,89 рубля по оплате отпуска за 3 дня октября 2017 года за период с 14 октября 2017 года по 29 марта 2018 года;
219,84 рубля по выплате компенсации за неиспользованный отпуск за период с 30 декабря 2017 года по 29 марта 2018 года;
2701,60 рубля по выплате четырехмесячного денежного содержания за период с 30 декабря 2017 года по 29 марта 2018 года.
Поскольку работодатель в силу действующего законодательства обязан уплачивать за работников подоходный налог, страховые взносы в Фонд социального страхования, взносы в пенсионный фонд и другие обязательные платежи в порядке и в размерах, которые определены федеральными законами, заявленные истцом в этой части требования являются излишними.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 24676 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 18 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4790 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ 28 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 59159 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 16 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 6736 (░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 06 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2018 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 2000 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░