Дело № 2а-474/2020
УИД: 22RS0012-01-2020-000984-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Славгород
13 августа 2020 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Нелиной Е.Н.,
при секретаре Давлетовой А.М.,
с участием прокурора Дурнова Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению П.В.А. к Славгородской городской территориальной избирательной комиссии Алтайского края об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты,
У С Т А Н О В И Л:
П.В.А. обратился с настоящим административным иском в суд к Славгородской городской территориальной избирательной комиссии Алтайского края, указав, что решением Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края от 16 июня 2020 года № 23 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва.
Решением от 07 августа 2020 года N 80/286 Славгородской территориальной избирательной комиссии Б.Л.Н., выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9.
Решением от 26 июля 2020 года N 75/211 Славгородской территориальной избирательной комиссии П.В.А., выдвинутый избирательным объединением «Славгородское местное отделение Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9.
При подготовке документов на выдвижение и регистрацию в качестве кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва, в том числе, в процессе сбора подписей в поддержку самовыдвижения Б.Л.Н., допущены нарушения действующего законодательства, которые препятствовали принятию решения Славгородской городской территориальной избирательной комиссией о регистрации Б.Л.Н. кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов
В представленных для регистрации подписных листах кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № Б.Л.Н. в количестве 3 листов, в сведениях, указываемых о лице, осуществляющим сбор подписей, удостоверительные записи внесены самим кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 (в иске ошибочно указано №18) Безвесельной Л.Н, таким образом, процесс сбора подписей осуществлялся кандидатом Б.Л.Н. самостоятельно.
Депутат представительного органа муниципального образования на непостоянной основе является лицом, замещающим муниципальную должность, представителем органа местного самоуправления.
Кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Б.Л.Н.. в рамках уведомления Славгородской городской территориальной избирательной комиссии Алтайского края о выдвижении представлен документ, подтверждающий сведения о том, что она является депутатом Славгородского городского Собрания депутатов шестого созыва и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Поскольку сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Б.Л.Н., являющегося депутатом Славгородского городского Собрания депутатов шестого созыва, осуществлялся им самим, постольку такие действия противоречат действующему законодательству, собранные подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Б.Л.Н. должны быть признаны недействительными.
Таким образом, нарушение указанных выше требований законодательства, влечет недействительность собранных подписей избирателей.
Административный истец просит суд отменить решение Славгородской городской территориальной избирательной комиссии Алтайского края от 07 августа 2020 года N 80/286 о регистрации кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Б.Л.Н.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель административного истца Т.Р.В. требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика С.И.А. полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению.
В письменном отзыве административного ответчика указано, что поскольку депутат представительного органа самостоятельно не является органом местного самоуправления, ей допустимо осуществлять сбор подписей самостоятельно.
В судебном заседании заинтересованное лицо Б.Л.Н. и ее представитель Р.Е.Ю. полагали, что иск удовлетворению не подлежит, у Б.Л.Н., как у депутата шестого созыва Славгородского городского собрания депутатов, на момент сбора подписей избирателей и их удостоверения - в июле 2020 были депутатские каникулы.
Репенёк Е.Ю. пояснил, что Б.Л.Н. не использовала преимущества своего должностного положения в ходе избирательной кампании, в том числе сбора подписей избирателей, другим способом не воспользовалась своей должностью, таких доказательств представлено не было.
В письменных возражениях на иск заинтересованное лицо и ее представитель указали, что депутат Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края полномочиями по решению вопросов местного значения не наделен, соответственно Б.Л.Н. не была лишена возможности самостоятельного сбора подписей.
Изучив материалы настоящего дела, выслушав лиц, участвующих в деле, а также прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, суд пришел к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1), в том числе право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2), исходит из того, что эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, входя в нормативное содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, получает признание в системе конституционного регулирования, в частности в качестве средства организации местного самоуправления, которое в Российской Федерации признается и гарантируется как одна из основ конституционного строя, является формой осуществления народом своей власти и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе путем выборов представительных органов и должностных лиц муниципальных образований (статьи 12, 130 и 131 Конституции Российской Федерации). Соответственно, избирательные права имеют определенные особенности реализации в системе местного самоуправления, где они призваны создавать широкие возможности для непосредственного участия граждан в муниципальном избирательном процессе, что относится и к реализации пассивных избирательных прав, включая институт сбора подписей в целях выдвижения кандидатов на выборные должности. Деятельность граждан в данной сфере не может, однако, нарушать права и свободы других лиц и должна носить законный характер (статья 15, часть 2; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в системном единстве с нормами ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), государство в лице федерального законодателя для обеспечения эффективных гарантий всеобщего равного избирательного права, а также для защиты иных конституционно признаваемых ценностей может и должно определять порядок и условия реализации гражданами их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Осуществляя возложенные на него полномочия, федеральный законодатель вправе при необходимости вводить ограничения избирательных прав для достижения конституционно значимых целей, включая изъятия из принципа всеобщности пассивного избирательного права (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 797-О-О и от 1 июня 2010 года N 757-О-О). При этом недопустимо искажение конституционных принципов избирательного права, как и посягательство на основное содержание принадлежащих гражданам Российской Федерации прав.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края № 23 от 16 июня 2020 года назначены выборы депутатов Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва на 13 сентября 2020 года (л.д. 27).
Б.Л.Н. обратилась в Славгородскую городскую территориальную избирательную комиссию с заявлением в котором выразил согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу № 9 (л.д. 44-45) и решением Славгородской городской территориальной избирательной комиссией Алтайского края № 80/286 от 07 августа 2020 года Б.Л.Н. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу № 9 (л.д. 40).
При подаче заявления Б.Л.Н. в Славгородскую городскую территориальную избирательную комиссию ею, в том числе, был представлен протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения от 31 июля 2020 года (л.д.71) и подписные листы, содержащие 15 подписей (л.д.72-74). Указанные подписные листы были удостоверены Б.Л.Н.
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Такое правовое регулирование является отражением конституционного принципа свободных выборов, одной из гарантий которых служит запрет на оказание в любой форме давления на избирателей в целях их принуждения к совершению тех или иных юридически значимых действий в рамках избирательных процедур. Поскольку у органов публичной власти сосредоточены административно-финансовые, информационные и иные ресурсы, то установление для них запрета на участие в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата на выборах нельзя считать необоснованным; этот запрет является необходимым с точки зрения защиты свободных выборов как ценности, относящейся к основам конституционного строя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Определении от 07 февраля 2012 г. N 252-О-О, термины "органы местного самоуправления" и "должностные лица местного самоуправления" в их конституционно-правовом понимании не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления.
Как это вытекает из положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", наличие должностного (служебного) статуса не препятствует участию в выборах в качестве кандидата, но предполагает необходимость - для кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе, равно как и являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, - освобождения от выполнения должностных (служебных) обязанностей (пункт 2 статьи 40).
Неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения является основанием отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом "л" пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Сам по себе факт обладания правовым статусом депутата Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края не может рассматриваться как безусловное препятствие для участия в сборе подписей, однако такое участие возможно лишь в порядке, не противоречащем действующему законодательству.
Личное участие названных лиц в сборе подписей обусловлено целями реализации их собственного пассивного избирательного права. В условиях местного самоуправления, важное значение имеет поддержание непосредственных взаимоотношений населения с органами муниципальной власти, когда граждане-избиратели заинтересованы в личных контактах с кандидатом в депутаты.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Кроме того, согласно ст. 35 Устава г. Славгорода, депутат является полномочным представителем избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округ, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе.
Ограничения, связанные с должностным и служебным положением, в силу ст. 40 вышеназванного закона, касаются только кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также кандидатов, являющихся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, которые при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Понятие использования преимуществ должностного или служебного положения указано в ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Данных о том, что действия заинтересованного лица Б.Л.Н. по сбору подписей в свою поддержку явились формой использования должностного положения в целях влияния на процесс и итогов выборов, в материалах дела не имеется.
Доказательств того, что при проведении своей избирательной кампании Безвесельная Л.Н. использовалала преимущества своего должностного или служебного положения, суду не представлено.
Основания для признания недействительными собранных Б.Л.Н. подписей избирателей отсутствуют.
Также судом учтено, что в соответствии с протоколом № 75 сессии Славгородского городского Собрания депутатов шестого созыва от 16 июня 2020 года, у депутатов в июле 2020 года объявлены каникулы до 18.08.2020, (подписные листы удостоверены Б.Л.Н. 23.07.2020).
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Б.Л.Н. при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения, а также отсутствии оснований для признания решения Славгородской городской территориальной избирательной комиссии Алтайского края от 07 августа 2020 года N 80/286 незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 80/286 ░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 5-░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.