Решение по делу № 2а-17/2021 от 03.03.2020

Дело №2а-355/2020

                                                                                    24RS0012-01-2020-000188-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2021 года                                                                                    г.Дивногорск

Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

судьи Боровковой Л.В.,

при секретаре Николаевой К.А.,

с участием представителя административного истца Трембач Е.А., действующего на основании доверенности от 06.10.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю к Бороздову ДБ о взыскании недоимки по налогу на имущество, пени по налогу на имущество,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИНФС России № 22 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Бороздову Д.Б. о взыскании недоимки по налогу на землю с физических лиц в размере 350 490 рублей, налога на имущество с физических лиц в размере 93 713 рублей, пени за неуплату налога на имущество с физических лиц в размере 13 042, 14 рублей, мотивируя тем, что по сведениям органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество за ответчиком на праве собственности зарегистрированы объекты недвижимого имущества: земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, а также иные строения, находящиеся по адресам: <адрес>, п<адрес>, из которых помещения по адресам: <адрес>, пом. <адрес> сняты с регистрации 22.11.2016, а помещения по адресам: <адрес>, пом.<адрес> сняты с регистрации 30.08.2017.

Согласно п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок за 2015 год - ДД.ММ.ГГГГ, за 2016 год - ДД.ММ.ГГГГ, за 2017 год - ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.

25.07.2018 мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением от 01.11.2019 отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю Трембач Е.А. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в нем.

Административный ответчик Бороздов Д.Б., его представители Мартьянова А.А., Никифоров Е.К., надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, однако их неявка в силу ч.2 ст.289 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения административного дела.

Из ходатайства представителя административного ответчика Никифорова Е.Г. от 26.01.2021 следует, что ИФНС направила в адрес Бороздова Д.Б. письмо о возможности перерасчета сумм ранее начисленного земельного налога, но не более чем за три налоговых периода, то есть с 2017 по 2019 годы, в связи с чем, ответчик полагает, что снижение кадастровой стоимости объекта недвижимости приведет к снижению налоговой нагрузки на ответчика по требованиям, заявленным ИФНС № 22.

      Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

           В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

       Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

          В силу ст. 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс;5) объект незавершенного строительства;6) иные здание, строение, сооружение, помещение.      

       Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. на момент возникновения спорных отношений) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи(пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 72 НК Российской Федерации пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Согласно п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в собственности административного ответчика в указанный налоговый период имелись объекты недвижимого имущества: помещения, находящиеся по адресам: <адрес>, помещения <адрес>; <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес>, 2.

Кроме того, имелся земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>, дата снятия с кадастрового учета - 22.11.2016.

Налоговым органом согласно налоговому уведомлению от 12.10.2017

произведено начисление налоговых обязательств по земельному налогу за 2014 год в размере - 120 168 рублей, за 2015 год - в размере 120 168 рублей, за 2016 год - в размере 110 154 рубля; а также по налогу на имущество за 2014 год: <адрес>, <адрес> - 3 092 руб., п.6 - 13 930 руб., п. 7 - 14 151 руб., п.3 - 3 828 руб., п. 5 - 13 562 руб., 1,2 - 15 800 руб., 1,3 - 15 531 руб., 2 - 5005 руб., 4 - 8 814 руб.

В связи с отсутствием своевременной уплаты налогов начислены пени за неуплату налога на имущество за период с 19.12.2016 по 12.12.2017 согласно требованию № 17482 за 2015 год со сроком уплаты по налоговому уведомлению - 01 декабря 2016 года из задолженности 118 064 рублей:

дата начала исчисления пени: дата окончания исчисления пени:            сумма пени по требованию:

               19.12.2016                                  26.03.2017                                3 856,76

         27.03.2017                                  01.05.2017                                1 381,35

         02.05.2017                                  18.06.2017                                1 747,35

         19.06.2017                                  17.09.2017                                 3 223,15

         18.09.2017                                  29.10.2017                                 1 404,96

         30.10.2017                                  12.12.2017                                 1 428,57

Налоговым органом собственнику недвижимого имущества направлено налоговое уведомление № 9129465 от 12.10.2017 об уплате не позднее 01.12.2017 земельного налога в размере 350 490 рублей под зданием по адресу: <адрес>, и налога на имущество физических лиц в размере 93 713 рублей, пени за неуплату налога на имущество с физических лиц в размере 13 042,14 руб.

В соответствии с п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).

В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора.

Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

На основании пункта 3 указанной нормы требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный налоговым органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.

Принимая во внимание установленное правовое регулирование, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с Федеральным законом от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (утратил силу с 01.01.2015) и в соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежал уплате налогоплательщиком за 2014 год в срок до 1 октября 2015 года, за 2015 год в срок до 01 декабря 2016 года, за 2016 год - в срок до 01 декабря 2017 года.

Следовательно, требование об уплате налога и пени должно было быть направлено налогоплательщику за 2014 год не позднее 02 января 2016 года, за 2015 год - не позднее 02 марта 2017 года, за 2016 год - не позднее 02 марта 2018 года.

Вместе с тем, требование № 17482 о наличии недоимки, задолженности по пеням сформировано по состоянию на 13 декабря 2017 года.

Доказательств того, что в указанные сроки налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, пени за 2014, 215 годы, налоговым органом не представлено.

В связи с неуплатой налогов ИФНС № 24 по Красноярскому краю 20.07.2018 обратилась с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа, который был вынесен 25.07.2020, и который определением от 01.11.2019 отменен, с иском в суд ИФНС № 22 по Красноярскому краю обратилась 03.03.2020.

Обращение налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа последовало в пределах шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, также соблюден был и шестимесячный срок, установленный пунктом 3 указанной статьи при обращении в суд с исковым заявлением после отмены судебного приказа, т.е. в установленный законом 6 -ти месячный срок.

Решением Красноярского краевого суда от 11.09.2019 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> равной его рыночной стоимости, в размере 1 020 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 01 августа 2019 года.

Из налогового уведомления № 9129465 от 12.10.2017 следует, что расчет земельного налога произведен из стоимости указанного земельного участка в размере 8 011 180 рублей.

Согласно данным ЕГРН сведения об изменении стоимости земельного участка с кадастровым номером были внесены в ЕГРН 10.02.2020.

В силу п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2019 года, статья 391 НК РФ дополнена пунктом 1.1, согласно которому изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Поскольку перерасчет земельного налога должен был производиться при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (1 августа 2019 года) с учетом требований ст.24.18 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ суд приходит к выводу о том, что оснований для перерасчета Бороздову Д.Б. сумм ранее исчисленного налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной решением суда от 11.09.2019 (1 020 000 рублей), за 2016 год не имеется.

Руководствуясь изложенным, оснований для взыскания с Бороздова Д.Б. налога на имущество в размере 93 713 рублей, пени за неуплату налога на имущество с физических лиц в размере 13 042,14 рублей, а также налога на землю с физических лиц за 2014 год - в размере 120 168 рублей и за 2015 год в размере 120 168 рублей не имеется в связи с несвоевременным направлением требования налогоплательщику.

Таким образом, иск МРИ ФНС России по Красноярскому краю подлежит частичному удовлетворению, в части взыскания земельного налога за 2016 год в размере 110 154 рублей.

При обращении в суд административный истец - Межрайонная ИФНС России № 22 по Красноярскому краю в силу подп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.

В соответствии с ч.2 ст.103 КАС РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то с административного ответчика Бороздова Д.Б. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3403 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю к Бороздову Д Б о взыскании недоимки по налогу на имущество, пени за неуплату налога на имущество удовлетворить частично.

Взыскать с Бороздова Д Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, налог на землю с физических лиц за 2016 год в размере 110 154 (ста десяти тысяч ста пятидесяти четырех) рублей. Код бюджетной классификации 18210606042041000110, р/с 40101810600000010001, БИК 040407001 ГРКЦ ГУ банка России по Красноярскому краю г.Красноярска, код ОКТМО 04701000. Получатель: Управление Федерального казначейства (Межрайонная ИФНС России № 22 по Красноярскому краю), ИНН/КПП 2464070001/246401001.

Взыскать с Бороздова Д Б в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 403 (трех тысяч четырехсот трех) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                 

Решение в окончательной форме принято 01 февраля 2021 года.

Согласовано

Судья Боровкова Л.В.

2а-17/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскорму краю
Ответчики
Бороздов Дмитрий Борисович
Суд
Дивногорский городской суд Красноярского края
Судья
Боровкова Людмила Васильевна
Дело на странице суда
divnogorsk.krk.sudrf.ru
03.03.2020Регистрация административного искового заявления
03.03.2020Передача материалов судье
05.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.04.2020Предварительное судебное заседание
25.06.2020Предварительное судебное заседание
14.07.2020Предварительное судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
05.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее