Решение по делу № 33-5655/2017 от 23.10.2017

Докладчик Ярадаев А.В. Апелляционное дело № 33-5655/2017

Судья Егорова А.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 ноября 2017 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В., судей Арслановой Е.А., Орловой И.Н. при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску садоводческого некоммерческого товарищества «Сюктерский 1» к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поступившее по апелляционной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества «Сюктерский 1» на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 5 сентября 2017 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Сюктерский 1» (далее также - СНТ «Сюктерский 1») обратилось в суд с иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, предъявив требования:

о признании незаконным решения от 16 июня 2017 года №061060406-5664 об отказе в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка площадью ... кв.м., образовываемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером ... в соответствии с составленной обществом с ограниченной ответственностью «...» (далее - ООО «...») схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 27 января 2017 года;

о признании права на предоставление земельного участка площадью ... кв.м., образовываемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером ... в соответствии с составленной ООО «...» схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 27 января 2017 года;

о возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью ... кв.м., образовываемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером ... в соответствии с составленной ООО «...» схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 27 января 2017 года.

В обоснование иска указаны следующие обстоятельства.

СНТ «Сюктерский 1» создано на основании решения общего собрания учредителей от 14 января 2017 года для ведения коллективного садоводства из массива принадлежащих гражданам земельных участков, имеющих местоположение: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, территория бывшего садоводческого товарищества «Сюктерский».

18 мая 2017 года СНТ «Сюктеркий 1» обратилось в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о предварительном согласовании предоставления для обеспечения доступа (прохода, проезда) к земельным участкам членов СНТ «Сюктерский 1» на праве безвозмездного пользования земельного участка площадью ... кв.м., имеющего местоположение: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, кадастровый квартал ..., образуемого в соответствии с подготовленной ООО «...» схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой испрашиваемый земельный участок ... образовывается путем раздела земельного участка с кадастровым номером ....

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., разрешенным использованием – «под дорогами», имеет местоположение: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, садоводческое товарищество «Сюктерский», права на него в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не зарегистрированы.

Постановлением главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 30 декабря 1994 года №477 за садоводческим товариществом «Сюктерский» в коллективно-совместную собственность были закреплены земельные участки общей площадью ... га, из них под общественными постройками - ... га, под дорогами - ... га.

В настоящее время садоводческое товарищество «Сюктерский» не существует, правопреемников не имеет, в силу чего не является участником гражданских и земельных правоотношений, в связи с чем СНТ «Сюктерский 1» полагает, что предоставлявшийся садоводческому товариществу «Сюктерский» земельный участок является земельным участком, находящимся в неразграниченной государственной собственности, которым вправе распоряжаться администрация Чебоксарского района Чувашской Республики.

Однако решением от 16 июня 2017 года № 061060406-5664 администрация Чебоксарского района Чувашской Республики неправомерно отказала в удовлетворении заявления СНТ «Сюктерский 1» о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в отсутствие на то соответствующих оснований, предусмотренным земельным законодательством.

Определением Чебоксарского районного суда Чувашской республики от 5 сентября 2017 года в части искового требования СНТ «Сюктерский 1» к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании права на предоставление земельного участка площадью ... кв.м., образовываемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером ... в соответствии с составленной ООО «...» схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 27 января 2017 года производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.

По делу постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе СНТ «Сюктерский 1» ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были извещены.

Представитель ответчика - администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, представитель третьего лица представитель третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Согласно ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца - СНТ «Сюктерский 1» - Александрова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 12 ГК РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Соответственно, оспаривание решения государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав, выбор, которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15апреля1998года №66-ФЗ предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с ЗК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Подпунктами 1-3 п.1 указанной статьи предусмотрены, в частности, подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 указанного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 той же статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Пунктом 8 ст.39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст.39.16 Кодекса.

Кроме того, ч.31 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 ЗК РФ (в редакции данного Федерального закона).

Согласно материалам дела по результатам рассмотрения заявления СНТ «Сюктерский 1» от 19 мая 2017 года о предварительном согласовании предоставления для обеспечения доступа (прохода, проезда) в безвозмездное пользование земельного участка площадью ... кв.м., имеющего местоположение: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, письмом от 16 июня 2017 года №061060406-5664 администрация Чебоксарского района Чувашской Республики со ссылкой на ст.ст.11.2,11.4 ЗК РФ отказала в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что по данным кадастровой выписки о земельном участке правообладателем земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., имеющего местоположение: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, садоводческое товарищество «Сюктерский», путем раздела которого образовывается испрашиваемый земельный участок, указано садоводческое товарищество «Сюктерский», и что в соответствии в соответствии с п.4 ст.11.2, п.4 ст.11.4 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Кроме того, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики указала в письме, что раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории (п.4 ст.11.4 ГК РФ).

Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствовался положениями ст.ст.11,11.3,11.10,39.2,39.14,39.15 ЗК РФ и исходил из того, что решение администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 16 июня 2017 года №061060406-5664 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным и обоснованным, а доводы иска о том, что земельный участок с кадастровым номером ... отнесен к земельным участкам, находящимся в неразграниченной государственной собственности, которыми вправе распоряжаться администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, являются несостоятельными, поскольку земельный участок с кадастровым номером ... предоставлен садоводческому товариществу «Сюктерский» на праве собственности для ведения коллективного садоводства постановлением главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 30 декабря 1994 года № 477 «О закреплении земельных участков в собственность», которое не отменено и недействительным не признано.

Кроме того, суд указал, что исковое требование о возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование не подлежит удовлетворению также как производное от искового требования о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Судом, помимо этого, отмечено, что члены СНТ «Сюктерский 1», созданного на территории бывшего садоводческого товарищества «Сюктерский», приобрели земельные участки на основании сделок с гражданами, право собственности которых возникло на основании того же постановления главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 30 декабря 1994 года № 477 «О закреплении земельных участков в собственность», в связи с чем в случае удовлетворения исковых требований будут нарушены права остальных граждан - членов бывшего садоводческого товарищества «Сюктерский» на регистрацию своих прав на закрепленные за ними земельные участки в соответствии с действующим законодательством.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу принятого по делу решения суда.

В силу п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п.2 ст.214 ГК РФ).

Также и п.1 ст.16 ЗК РФ установлено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п.1 ст.16 ЗК РФ).

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (ст.15 ЗК РФ).

Из дела следует, что 15 марта 2016 года в ЕГРН учтен земельный участок с кадастровым номером ..., имеющий следующие характеристики: декларированная площадь – ... кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – «под дорогами», местоположение: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, садоводческое товарищество «Сюктерский», сведения о котором внесены как об объекте недвижимости, ранее учтенном 30 декабря 1994 года.

Устав садоводческого товарищества «Сюктерский» был зарегистрирован решением исполкома Чебоксарского районного Совета народных депутатов Чувашской Республики от 11 февраля 1982 года №2 «О регистрации уставов садоводческих товариществ».

Данных о государственной регистрации в качестве юридического лица садоводческого товарищества «Сюктерский» либо его правопреемников согласно законодательству Российской Федерации в деле не имеется.

В то же время из постановления главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 30 декабря 1994 года № 477 «О закреплении земельных участков в собственность» видно, что за садоводческим товариществом «Сюктерский» были закреплены земельные участки общей площадью ... га, в том числе в коллективную совместную собственность - ... га, из них под общественными постройками - ... га, под дорогами - ... га; в собственность граждан -... га.

В названном постановлении также указано о выдаче районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству государственных актов установленной формы на право собственности на землю: садоводческому товариществу «Сюктерский» на право коллективной совместной собственности на землю площадью ... га; членам садоводческого товарищества на право собственности на землю.

В период проведения экономических реформ в законодательстве Российской Федерации понятие «коллективная собственность» использовалось, в том числе для обозначения общей собственности (долевой или совместной), в частности, в ст.3 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года №443-1 понятия права общей и коллективной собственности были употреблены как равнозначные.

В соответствии со ст.23 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле земли сельскохозяйственного назначения предоставляются кооперативам граждан СССР - для коллективного садоводства, огородничества и животноводства.

Согласно ст.66 ЗК РФ 1991 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации») земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.

К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю.

На участки, переданные в собственность каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 ЗК РФ, осуществляются соответствующими местными администрациями.

Как было предусмотрено ч.1 ст. 60 Закона РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», районная администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно п.1 ст. 52 Закона СССР от 26мая1988года №8998-XI «О кооперации в СССР» садоводческие и садово - огородные товарищества являются составной частью системы кооперации.

Пунктом 3 ст.11 Закона СССР от 26мая1988года №8998-XI «О кооперации в СССР» установлено, что кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Кооператив регистрируется исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива на основании заключения депутатской комиссии соответствующего Совета народных депутатов.

В соответствии с п.3 ст.5 Закона СССР от 26мая1988года №8998-XI «О кооперации в СССР» кооператив является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, и имеет самостоятельный баланс.

Согласно п.1 ст. 7 Закона СССР от 26мая1988года №8998-XI «О кооперации в СССР» собственностью кооператива являются принадлежащие ему средства производства и иное имущество, необходимые для осуществления уставных задач. Кооперативу могут принадлежать здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, продуктивный и рабочий скот, произведенная продукция, товары, денежные средства и иное имущество в соответствии с целями его деятельности.

Сведения о прекращении деятельности (ликвидации) садоводческого товарищества «Сюктерский» как юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерация в деле отсутствуют, но вместе с тем из дела усматривается, что данное садоводческое товарищество фактически прекратило свою деятельность, на что, согласно материалам дела, указывает создание на его территории садоводческого некоммерческого товарищества «Сюктерский», зарегистрированного постановлением главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 13 сентября 2000 года № 557 «О регистрации садоводческого некоммерческого товарищества «Сюктерский», которое 11 января 2009 года было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.

Однако фактическое прекращение деятельности садоводческого товарищества «Сюктерский» само по себе не может свидетельствовать о том, что в связи с этим земельный участок с кадастровым номером ... в настоящее время относится к земельным участкам, находящимся в неразграниченной государственной собственности.

Исходя из имеющихся в деле доказательств к земельным участкам, которые в целях разграничения государственной собственности отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, указанным в ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельный участок с кадастровым номером ... не относится.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о несостоятельности доводов иска о том, что земельный участок с кадастровым номером ... отнесен к земельным участкам, находящимся в неразграниченной государственной собственности, учитывая наличие в деле принятого органом местного самоуправления в пределах полномочий решения о его закреплении в коллективную совместную собственность за садоводческим товариществом «Сюктерский».

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, выразившемся в неприменении указанных в апелляционной жалобе нормативных правовых актов, которые направлены на переоценку вывода суда о том, что земельный участок с кадастровым номером ... не относится к земельным участкам, находящимся в неразграниченной государственной собственности, судебная коллегия находит ошибочными, основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что принятие решений об отмене ранее принятых ненормативных актов органами местного самоуправления должно осуществляться по инициативе самих этих органов, не свидетельствует о неправильности решения суда, в связи с чем судебная коллегия не находит его заслуживающим внимания.

Не указывает на неправильность решения суда и довод апелляционной жалобы о том, что факт прекращения существования садоводческого товарищества «Сюктерский» был известен администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и что она была обязана принять решение о дальнейшей судьбе земельного участка, представлявшегося садоводческому товариществу «Сюктерский», которое не могло осуществлять свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15апреля1998года №66-ФЗ, в том числе по утверждению и формированию проекта межевания территории.

Учитывая, что испрашиваемый СНТ «Сюктерский 1» земельный участок не может считаться находящимся в неразграниченной государственной собственности, не заслуживают внимания и выражающие правовую позицию СНТ «Сюктерский 1» доводы апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает коллективно-совместной собственности и данный вид права не может быть признан сохранившимся и переоформлен в установленном порядке, в том числе бывшими членами садоводческого товарищества «Сюктерский», и что только СНТ «Сюктерский 1» как действующее юридическое лицо может переоформить указанный не существующий в настоящее время вид права на имущество общего пользования в соответствии со схемой, представленной в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики, и это не нарушит права бывших членов садоводческого товарищества «Сюктерский».

При этом судебная коллегия считает также необходимым отметить, что ч.16 ст.54 вступающего в силу с 1 января 2019 года (за исключением отдельных положений) Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

Судебная коллегия не может согласиться также и с доводом апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение принято в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст.11.2 ЗК РФ).

Подпункт 3 п. 1 ст.11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В силу п.6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.

Между тем испрашиваемый земельный участок образовывается СНТ «Сюктерский 1» из земельного участка, который не является земельным участком, находящимся в неразграниченной государственной собственности, которым администрация Чебоксарского района Чувашской Республики была бы вправе распоряжаться согласно абз.4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в связи с чем подготовленная ООО «...» схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 27 января 2017 года разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам является одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подп.3 п.6 ст.11.10 ЗК РФ).

В такой ситуации администрация Чебоксарского района Чувашской Республики была вправе отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не могла быть утверждена по основанию, указанному в подп.3 п.6 ст.11.10 ЗК РФ.

Таким образом, по изложенным в апелляционной жалобе доводам судебная коллегия предусмотренных законом оснований к отмене постановленного по делу решения суда не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, судом не допущено.

Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

оставить без удовлетворения апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Сюктерский 1» на решение Чебоксарского районного суда Чувашского Республики от 5 сентября 2017 года.

Председательствующий

Судьи:

33-5655/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Садоводческое некоммерческое товарищество "Сюктерский 1"
Ответчики
Администрация Чебоксарского района ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Ярадаев А.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
23.10.2017Передача дела судье
22.11.2017Судебное заседание
08.12.2017Передано в экспедицию
08.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее