Решение по делу № 2-4822/2021 от 12.08.2021

УИД 19RS0001-02-2021-007068-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.09.2021, г. Абакан РХ         Дело № 2-4822/2021

Абаканский городской суд в составе председательствующего судьи Балашовой Т.А. при секретаре Баяндиной Е.Н., рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к Сербаевой Л.С. о предоставлении доступа в нежилое помещение для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Министерство) обратилось в суд с иском об обязании Сербаеву Л.С. предоставить доступ в нежилое помещение Н, расположенное по адресу: <адрес>, Чертыгашева, <адрес>, для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило коллективное обращение от собственников помещений в многоквартирном <адрес>, в <адрес> о нарушении жилищного законодательства действиями собственника нежилого помещения Н <адрес>. Представителем Министерства неоднократно осуществлялись попытки провести обследование жилого помещения, но в связи с отсутствием доступа, таковой возможности не представилось. В адрес собственника направлялись заказные письма с уведомлениями о предоставлении доступа в жилое помещение для проведения мероприятий по государственному жилищному надзору, однако до настоящего времени истец не имеет возможности осуществить мероприятие по государственному жилищному надзору по причине отсутствия доступа в нежилое помещение.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Волкова В.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам, указанным в иске. Дополнительно указала о том, что из жалобы собственника квартиры, расположенной в <адрес> в <адрес>, которая (жалоба) была перенаправлена из УВД <адрес> следует, что помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 182Н. перепланировано, в нем сделано множество автономных помещений с размещением спальных мест в каждом.

Ответчик Сербаева Л.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом, судебные извещения вернулись в адрес суда адресатом невостребованным с отметкой почтамта «истек срок хранения».

В абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ указано, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.п. 67 - 68 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Поскольку ответчик в течение срока хранения заказной корреспонденции за ее получением не явился, на основании ст. 117 ГПК РФ суд признает ответчика надлежащим образом извещенной о необходимости явки в судебное заседание. В силу принципа диспозитивности, сторона по делу самостоятельно распоряжается своими процессуальными правами, по своей воле и в своих интересах.

На основании ст. 48, ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 ЖК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Учитывая, что в данном случае нежилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, и законом для таких помещений особый порядок регулирования не предусмотрен, суд приходит к выводу о том, что в силу ст. 6 ГК РФ, ст. 7 ЖК РФ возможно применение аналогии закона.

В соответствии с п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пункт 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) закрепляет, что в состав общего имущества включается крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения и т.п.

В соответствии со ст. 25, ст. 26 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило коллективное обращение от собственников помещений в многоквартирном <адрес> о нарушении жилищного законодательства действиями собственника нежилого помещения Н <адрес> по адресу: <адрес>, предположительно осуществившего перепланировку и переустройство в указанном нежилом помещении.

Как установлено судом, собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: РХ, <адрес>, пом. 182Н, является Сербаева Л.С., что подтверждается выпиской из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешительные документы по перепланировке и (или) переустройству нежилого помещения по адресу: <адрес>, пом. 182Н отсутствуют.

В целях проведения проверки соответствия обязательным требованиям жилищного законодательства и иных нормативно-правовых актов, проверки фактов, изложенных в обращении, издано распоряжение о проведении внеплановой (выездной) проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес ответчика Сербаевой Л.С. истцом направлялись уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о проведении мероприятий по государственному надзору и необходимости явиться ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 час., ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 час. для предоставления доступа в жилое помещение. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением.

Согласно актам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Сербаева Л.С. доступ в нежилое помещение для проверки должностным лицам Министерства не обеспечила.

В соответствии со ст. 20 ЖК РФ, п.п. 2.1.3.1.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ , в полномочия Министерства входит осуществление регионального государственного жилищного надзора (контроль) за соблюдением гражданами обязательных требований, указанных в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ

Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Хакасия» установлено, что предметом проверок в области жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований:

к жилым помещениям, их использованию и содержанию;

к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (п.1.7 Порядка осуществления проверок).

Пунктом 1.10 указанного Порядка предусмотрено, что государственные жилищные инспекторы при осуществлении регионального государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования.

На основании п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном жилищном надзоре» предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.

В судебном заседании судом не установлено наличие каких-либо уважительных причин, на основании которых ответчик Сербаева Л.С. не обеспечила специалистам Министерства возможность произвести осмотр принадлежащего им жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд полагает, что имеются основания к возложению обязанности на ответчика предоставить доступ в нежилое помещение Н <адрес> специалистам Министерства в присутствии ответчика как собственника жилого помещения для осуществления государственного жилищного надзора - для осмотра помещения на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных федеральными и муниципальными правовыми актами, а также переустройство, перепланировки нежилого помещения.

Руководствуясь ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с которой государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд считает возможным взыскать с ответчика Сербаевой Л.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Сербаеву Л.С. предоставить доступ в нежилое помещение Н <адрес> в <адрес> специалистам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ в присутствии собственника жилого помещения для осуществления государственного жилищного надзора - для осмотра помещения на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных федеральными и муниципальными правовыми актами, а также переустройство, перепланировки жилого помещения.

Взыскать с Сербаевой Л.С. в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Балашова Т.А.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-4822/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Ответчики
Сербаева Людмила Семеновна
Другие
Волкова Виктория Сергеевна
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Балашова Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
abakansky.hak.sudrf.ru
12.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2021Передача материалов судье
12.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Подготовка дела (собеседование)
25.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее