УИД 19RS0001-02-2021-007068-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09.09.2021, г. Абакан РХ Дело № 2-4822/2021
Абаканский городской суд в составе председательствующего судьи Балашовой Т.А. при секретаре Баяндиной Е.Н., рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к Сербаевой Л.С. о предоставлении доступа в нежилое помещение для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Министерство) обратилось в суд с иском об обязании Сербаеву Л.С. предоставить доступ в нежилое помещение №Н, расположенное по адресу: <адрес>, Чертыгашева, <адрес>, для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило коллективное обращение от собственников помещений в многоквартирном <адрес>, в <адрес> о нарушении жилищного законодательства действиями собственника нежилого помещения №Н <адрес>. Представителем Министерства неоднократно осуществлялись попытки провести обследование жилого помещения, но в связи с отсутствием доступа, таковой возможности не представилось. В адрес собственника направлялись заказные письма с уведомлениями о предоставлении доступа в жилое помещение для проведения мероприятий по государственному жилищному надзору, однако до настоящего времени истец не имеет возможности осуществить мероприятие по государственному жилищному надзору по причине отсутствия доступа в нежилое помещение.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Волкова В.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам, указанным в иске. Дополнительно указала о том, что из жалобы собственника квартиры, расположенной в <адрес> в <адрес>, которая (жалоба) была перенаправлена из УВД <адрес> следует, что помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 182Н. перепланировано, в нем сделано множество автономных помещений с размещением спальных мест в каждом.
Ответчик Сербаева Л.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом, судебные извещения вернулись в адрес суда адресатом невостребованным с отметкой почтамта «истек срок хранения».
В абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ указано, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.п. 67 - 68 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Поскольку ответчик в течение срока хранения заказной корреспонденции за ее получением не явился, на основании ст. 117 ГПК РФ суд признает ответчика надлежащим образом извещенной о необходимости явки в судебное заседание. В силу принципа диспозитивности, сторона по делу самостоятельно распоряжается своими процессуальными правами, по своей воле и в своих интересах.
На основании ст. 48, ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 ЖК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что в данном случае нежилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, и законом для таких помещений особый порядок регулирования не предусмотрен, суд приходит к выводу о том, что в силу ст. 6 ГК РФ, ст. 7 ЖК РФ возможно применение аналогии закона.
В соответствии с п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пункт 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) закрепляет, что в состав общего имущества включается крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения и т.п.
В соответствии со ст. 25, ст. 26 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило коллективное обращение от собственников помещений в многоквартирном <адрес> о нарушении жилищного законодательства действиями собственника нежилого помещения №Н <адрес> по адресу: <адрес>, предположительно осуществившего перепланировку и переустройство в указанном нежилом помещении.
Как установлено судом, собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: РХ, <адрес>, пом. 182Н, является Сербаева Л.С., что подтверждается выпиской из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешительные документы по перепланировке и (или) переустройству нежилого помещения по адресу: <адрес>, пом. 182Н отсутствуют.
В целях проведения проверки соответствия обязательным требованиям жилищного законодательства и иных нормативно-правовых актов, проверки фактов, изложенных в обращении, издано распоряжение о проведении внеплановой (выездной) проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес ответчика Сербаевой Л.С. истцом направлялись уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о проведении мероприятий по государственному надзору и необходимости явиться ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 час., ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 час. для предоставления доступа в жилое помещение. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением.
Согласно актам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Сербаева Л.С. доступ в нежилое помещение для проверки должностным лицам Министерства не обеспечила.
В соответствии со ст. 20 ЖК РФ, п.п. 2.1.3.1.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №, в полномочия Министерства входит осуществление регионального государственного жилищного надзора (контроль) за соблюдением гражданами обязательных требований, указанных в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ
Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Хакасия» установлено, что предметом проверок в области жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований:
к жилым помещениям, их использованию и содержанию;
к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (п.1.7 Порядка осуществления проверок).
Пунктом 1.10 указанного Порядка предусмотрено, что государственные жилищные инспекторы при осуществлении регионального государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования.
На основании п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном жилищном надзоре» предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
В судебном заседании судом не установлено наличие каких-либо уважительных причин, на основании которых ответчик Сербаева Л.С. не обеспечила специалистам Министерства возможность произвести осмотр принадлежащего им жилого помещения.
Учитывая изложенное, суд полагает, что имеются основания к возложению обязанности на ответчика предоставить доступ в нежилое помещение №Н <адрес> специалистам Министерства в присутствии ответчика как собственника жилого помещения для осуществления государственного жилищного надзора - для осмотра помещения на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных федеральными и муниципальными правовыми актами, а также переустройство, перепланировки нежилого помещения.
Руководствуясь ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с которой государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд считает возможным взыскать с ответчика Сербаевой Л.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Сербаеву Л.С. предоставить доступ в нежилое помещение №Н <адрес> в <адрес> специалистам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ в присутствии собственника жилого помещения для осуществления государственного жилищного надзора - для осмотра помещения на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных федеральными и муниципальными правовыми актами, а также переустройство, перепланировки жилого помещения.
Взыскать с Сербаевой Л.С. в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Балашова Т.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.