Решение по делу № 2-15/2019 от 10.12.2018

2-15/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2019 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Точинова С.В.,

при секретаре Тишковой Н.В.,

с участием представителя ответчика – Администрации Пудожского муниципального района Коробцовой К.П., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семихина С.И. к Администрации Пудожского муниципального района об обязании принятия жилого помещения в состав муниципальной собственности и заключения договора социального найма,

у с т а н о в и л:

Семихин С.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района РК, в обоснование которого указал, что постановлением Куганаволокской сельской администрации №3 от 27.06.2005 за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес>, где он зарегистрирован с 2006. В настоящее время у жилого помещения нет собственника, по непонятным истцу причинам дом оказался в подвешенном состоянии. После уточнения исковых требований истец просил обязать администрацию Пудожского муниципального района РК принять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> состав муниципальной собственности.

Определением суда от 11.12.20018 в порядке ст.ст.40, 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет Пудожского муниципального района, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрация Куганаволокского сельского поселения.

В отзыве на иск администрация Пудожского муниципального района указала, что в реестре муниципальной собственности Пудожского муниципального района спорная квартира отсутствует. Данная квартира является бесхозным имуществом, в то время как ст.255 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая процедуру принятия в муниципальную собственность бесхозяйного объекта недвижимости, не обязывает орган местного самоуправления принять его в муниципальную собственность. С заявлением о принятии объекта в качестве бесхозяйного может обратиться только администрация Куганаволокского сельского поселения. В связи с этим оснований для включения спорного жилого помещения в состав муниципальной собственности не имеется. Также ответчик указал, что постановлением администрации Пудожского муниципального района от 20.11.2017 спорное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем в отношении него не может быть заключен договор социального найма.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Куганаволокского сельского поселения в отзыве на иск указало, что однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> постановлением управляющей Куганаволокской сельской администрации от 27.06.2005 была выделена Семихину С.И. и М. На дату выделения квартира числилась в жилищном фонде администрации. М. выписался из указанной квартиры, а истец сохраняет там регистрацию по настоящее время и независимо от смены собственников и балансодержателей жилфонда не утратил право проживания в данной квартире. В декабре 2018 администрация Куганаволокского сельского поселения в рамках переданных ей полномочий заключила с Семихиным С.И. договор социального найма на указанное жилое помещение. Постановлением администрации Пудожского муниципального района от 20.11.2017 жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> признан аварийный, в связи с чем подлежат расселению все собственники и наниматели в данном доме. Тот факт, что не все помещения (квартиры) дома были приняты в казну муниципального района, является технической недоработкой ответственных специалистов, влекущей за собой нарушение прав этих граждан. Третье лицо полагало исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание истец Семихин С.И. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно сообщил, что указанное в иске жилое помещение было выделено истцу и его брату взамен утраченного ранее при пожаре, в период, когда они находились в детском доме.

Представитель Администрации Пудожского муниципального района РК в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержав доводы отзыва.

Соответчик - Совет Пудожского муниципального района РК своего представителя в судебное заседание не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - Администрации Куганаволокского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Просил рассматривать его в свое отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Данными паспорта истца, справкой администрации Куганаволокского сельского поселения и карточкой прописки подтверждается, что в настоящее время в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован М.

Согласно справке Управления по экономике и финансам администрации Пудожского муниципального района указанное жилое помещение не является объектом муниципальной собственности Пудожского муниципального района.

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, права собственности в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ни за кем не зарегистрированы.

ГУП РК РГЦ «Недвижимость» на запрос суда также сообщило об отсутствии информации о зарегистрированных правах и технического паспорта на вышеуказанный объект недвижимости.

Постановлением Куганаволокской сельской администрации от 03.01.2001 №2 на основании решения Пудожского федерального районного суда РК от 22.12.2000 о лишении родительских прав С. и смертью матери детей за несовершеннолетними Семихиным С.И. и М. была закреплена жилая площадь, находящаяся в д.Куганаволок, принадлежащая их отцу С.

Согласно справки ОНД и ПР Медвежьегорского и Пудожского районов УНД и ПР Главного управления МЧС Россиипо Республике Карелия 23.05.2005 в частном доме С. по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> произошел пожар.

Постановлением Куганаволокской сельской администрации № 3 от 27.06.2005 Семихину С.И. и М. была выделена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, и выдан ордер на жилье.

24.12.2018 администрация Куганаволокского сельского поселения, действующая на основании соглашения о передаче администрацией Пудожского муниципального района части полномочий по решению вопросов местного значения, заключила с Семихиным С.И. договор социального найма жилья.

В соответствии с п.п.1, 10 п.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Порядок передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с разграничением вопросов местного значения, определен ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно абз.10 ч.11.1 ст.154 названного закона разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. При этом право собственности на данное имущество возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Как установлено ч.3 ст.3 Закона Республики Карелия от 03.07.2008 N1212-ЗРК "О реализации ч.11.1 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", право собственности на передаваемое "имущество" возникает у муниципального образования, принявшего имущество, со дня вступления в силу постановления Правительства Республики Карелия о разграничении имущества между муниципальными образованиями.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2006 N131-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) полномочия по жилищным вопросам переданы муниципальным районам.

Как следует из абз.6 и 7 ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 N8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29.03.2003 Указом Президента РФ от 26.03.2003 N370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, в частности объекты жилого фонда, за исключением входящих в состав имущества приватизируемых предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Таким образом, поскольку органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество, спорное жилое помещение в силу прямого указания закона подлежало передаче в муниципальную собственность.

При этом в спорной ситуации необходимость включения спорного жилого помещения в муниципальную собственность обусловлена не разграничением полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органам местного самоуправления, а приведением в соответствие состава имущества функциям и задачам, возложенным на органы государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии со ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Доказательств, что истец незаконно вселился в спорное жилое помещение или самовольно его занял, суду не представлялось. Напротив совокупностью исследованных доказательств нашло свое подтверждение, что жилое помещение было предоставлено истцу в установленном порядке на условиях социального найма и находилось на момент его предоставления в муниципальной собственности.

Определяя ответчика, к которому должны быть удовлетворены требования, суд учитывает, что в соответствии с Уставом Пудожского муниципального района Совет поселения устанавливает порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (ч.5 ст.21). При этом исполнительно-распорядительным органом Пудожского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является администрация Пудожского муниципального района (ст.35).

В соответствии с ч.3 ст.7 Устава Пудожского муниципального района к вопросам местного значения Пудожского муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

При указанных обстоятельствах исковые требования о принятии в муниципальную собственность подлежат удовлетворению к Администрации Пудожского муниципального района.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.

Как установлено ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию Пудожского муниципального района принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Возвратить Семихину С.И. из бюджета Пудожского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 17.10.2018.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15.01.2019.

Судья Точинов С.В.

2-15/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семихин С. И.
Семихин Сергей Иванович
Ответчики
Совет Пудожского муниципального района РК
администрация Пудожского муниципального района
Другие
Администрация Куганаволокского сельского поселения
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
pudozhsky.kar.sudrf.ru
10.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2018Передача материалов судье
11.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2018Судебное заседание
15.01.2019Судебное заседание
15.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее