Дело №
УИД: 15RS0№-53
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
7 апреля 2023 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кцоевой А.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием представителя истца – старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры РСО-Алания ФИО10,
представителя ответчика – ФИО11, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АМС г.ФИО6, действующей на основании доверенности № от 10 января 203 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора РСО-Алания ФИО7 в интересах инвалида 1 группы ФИО3 к Министерству строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, АМС <адрес> о признании права на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения; о возложении обязанности по предоставлению безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения,
установила:
Первый заместитель прокурора республики ФИО7 в интересах инвалида 1 группы ФИО3 обратился в суд с иском Министерству строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, АМС <адрес> о признании права на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения; о возложении обязанности по предоставлению безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения.
В обоснование требований указал, что прокуратурой республики проведена проверка по обращению инвалида 1 группы ФИО3 по вопросу неправомерного отказа в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
Установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> СО АССР с ДД.ММ.ГГГГ имеет 1 группу инвалидности (бессрочно) вследствие общего заболевания (в результате автомобильной аварии получен компрессионный перелом позвоночника D 11-D12 с повреждением спинного мозга, полное нарушение его проводимости).
На основании ордера № (без даты) ОАО «Топаз» ФИО3 была вселена в комнату № общежития по адресу: <адрес> составе семьи брата ФИО8, являвшегося работником данного предприятия. По указанному адресу ФИО3 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в АМС <адрес> за вх.№ поступило обращение ФИО3 с просьбой о принятии ее на квартирный учет в связи с имеющейся инвалидностью 1 группы, отсутствием в собственности жилого помещения и проживанием в общежитии ОАО «Топаз».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принята на квартирный учет как инвалид 1 группы.
ДД.ММ.ГГГГ общежитию присвоен статус жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ комната передана ФИО8 в собственность.
Впоследствии ФИО8 осуществлена перепланировка комнаты в отдельную квартиру. При этом в площадь жилого помещения включены площадь кухни, совмещенная с санузлом ванной комнаты и коридор, в связи с чем, общая площадь квартиры составила 35.4 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи ФИО8 продал данное жилье своей матери ФИО9 (свидетельство о государственной регистрации права выдано Управлением Росреестра по РСО-Алания ДД.ММ.ГГГГ).
На момент проведения проверки в указанной квартире зарегистрированы два человека: ФИО3 и ее брат ФИО8, а фактически проживают ФИО3 и ее мать ФИО9, которая значится зарегистрированной по адресу: РСО-Алания, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в АМС <адрес> с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, которое направлено для рассмотрения в Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания. По результатам в удовлетворении ее заявления отказано в связи с отсутствием у ФИО3 нуждаемости в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при АМС <адрес> ФИО3 снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в АМС <адрес>.
Требуя признания права за ФИО3 на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания, прокуратура исходит из следующего.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 указанного Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется, в том числе по обеспечению жильем инвалилов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В силу п.2 постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» мер социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются, в том числе гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Северная Осетия-Алания, признанным, в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшими на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляет Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания совместно с органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания.
Согласно п.4 данного постановления граждане самостоятельно принимают решение о получении субсидии, выборе способа ее использования согласно Правилам предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан. Социальная поддержка для приобретения жилья предоставляется один раз. Граждане, улучшившие свои жилищные условия, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае улучшения жилищных условий семьи, имеющие ребенка-инвалида, с учета снимаются все члены семьи, на которых был произведен расчет субсидии.
Прокурорской проверкой установлено, что ФИО3, в установленном законном порядке, обратилась в АМС <адрес> с заявлением о выдаче ей безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания.
Учетное дело ФИО3 было направлено в Министерство строительств и архитектуры РСО-Алания АМС <адрес> для рассмотрения вопроса предоставления субсидии, однако учетное дело было возвращено в АМС <адрес> с формулировкой «в связи с отсутствием нуждаемости, является членом семьи собственника жилого помещения».
Данное решение принято Министерством с нарушением требований федерального законодательства и ущемляет права заявителя на получение мер социальной поддержки.
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Факт проживания ФИО3 со своей матерью и увеличение площади квартиры не свидетельствует о фактическом улучшении ее жилищных условий, поскольку отдельная квартира ей не предоставлена.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли до введения его в действие.
Согласно ч.2 ст.6 Закона №189-ФЗ граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
На момент постановки ФИО3 на жилищный учет действовала ст.29 ЖК РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одним из таких основании являлось проживание граждан в общежитии, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии.
Также необходимо учитывать, что совместное проживание ФИО3 со своей матерью не свидетельствует об улучшении ее жилищных условий и обеспеченности ее отдельным жильем, а вызвано инвалидностью последней, поскольку состояние здоровья ФИО3 требует особых санитарно-гигиенических и бытовых условий.
Частью 2 ст.6 Закона №189-ФЗ предусмотрено, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6,. 1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещении по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ. с учетом положений упомянутой части.
При этом по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма по причине изменения после указанной даты в установленном законодательством порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав ч.2 ст.6 Федерального закона «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учет нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное п.1 ч.2 ст.32 ЖК РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством.
Указанная правовая позиция подтверждается разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-КА20-3.
Таким образом, решение о возврате учетного дела ФИО3 в АМС <адрес> и, как следствие непредставление субсидии для приобретения жилого помещения, является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы ФИО3
Прокурор в силу ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В данном случае прокурор обращается в защиту прав и законных интересов ФИО3, которая относится к социально незащищенной категории граждан, поскольку является инвали<адрес> группы и по состоянию здоровья не может самостоятельно защитить свои нарушенные прав путем обращения в суд.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав являются признание права и присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Просил признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания; возложить на Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания обязанность по предоставлению ФИО3, 01 мая 197 год рождения, безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания пределах субвенции, доверенных до Министерства строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - старший прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры РСО-Алания ФИО10, предъявившей служебное удостоверение, требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что квартира в котором проживает с матерью по адресу: <адрес>,кВ.3, не приспособлена для инвалида-колясочника.
В судебном заседании представитель ответчика – ФИО11, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, пояснив следующее.
В соответствии с пп. «в» п.2 Правил, установленных постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, постоянно проживающим на территории РСО-Алания, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а именно, инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов. Это та категория граждан, которую обеспечивает Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания за счет федерального бюджета предоставляемых <адрес>-Алания в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации.
На жилищный учет ставит орган местного самоуправления, и при выдаче субсидии учитывается учетная норма, утвержденная по <адрес>-Алания Решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которая составляет 10 кв.м. на одного человека. <адрес>, где ФИО3 проживает с матерью, собственником квартиры, и является членом ее семьи, составляет 35.4 кв.м., соответственно, учетная норма превышает установленную норму более чем 10 кв.м., а в связи с обеспеченностью жильем оснований для предоставления денежной субсидии не имеется.
Кроме того, постановлением АМС <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ общежитию присвоен статус ведомственного жилого дома ОАО «Топаз». В случае же признания дома аварийным или непригодным для проживания, расселение и предоставление жилья не относится к компетенции Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Просила приобщить к материалам документы, свидетельствующие об отказе ФИО3 в получении субсидии и сохранении ее на жилищном учете, как нуждающейся в жилье; выписки из ЕГРН, свидетельствующие об ухудшении жилищных условий; копии: вселительного ордера, паспорта ФИО3, свидетельства о рождении ФИО3, справок об инвалидности, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, заявления от ДД.ММ.ГГГГ, письма от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель третьего лица - АМС <адрес>, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО12, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поддержав позицию представителя Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).
В соответствии со ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья м других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей нормы предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.28.2 данного Федерального закона, ФИО4 Федерации передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Постановлением Правительства РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» установлено, что функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляет Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания совместно с органами местного самоуправления РСО-Алания.
Данным постановлением утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, предоставляемых <адрес>-Алания в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации.
В соответствии с пп. «в» п.2 Правил меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются, гражданам, постоянно проживающим на территории РСО-Алания, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а именно, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов.
Социальная поддержка предоставляется в целях улучшения жилищных условий гражданина - носителя льготы и выражается в денежном эквиваленте в форме безвозмездной субсидии, удостоверяемой свидетельством (п.3 Правил).
Граждане, не реализованные по тем или иным причинам право улучшить свои жилищные условия посредством свидетельства, сохраняют за собой право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в последующие годы (п.19).
Граждане, не изъявившие желания улучшить свои жилищные условия посредством субсидии, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с действующим жилищным законодательством (п.20).
Органы местного самоуправления формируют учетные дела и представляют в Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания, которое в течение двух месяцев после предоставления для принятия решения о выплате субсидии выносит их на рассмотрение Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания по предоставлению безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (п.23 Правил).
Решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения <адрес>» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения по <адрес> в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере не более 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как следует из материалов дела, ОАО «Топаз» выдало ФИО8 вселительный ордер (без даты) на право занятия комнаты № общежитии по адресу: <адрес>, №, общей площадью 34,7 кв.м. в составе члена семьи - сестры ФИО3, которая зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением АМС <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» по <адрес> ФИО3 принята на учет по улучшению жилищных условий, как инвалид 1 группы, на состав семьи 1 человек, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, проживающей по адресу: <адрес> -общежитие.
Согласно справке серии ВТЭ-288 № ФИО3 является инвали<адрес> группы с ДД.ММ.ГГГГ (бессрочно) вследствие общего заболевания (в результате автомобильной аварии получен компрессионный перелом позвоночника D 11-D12 с повреждением спинного мозга, полное нарушение его проводимости), колясочник. Нуждается в постоянном постороннем уходе.
Постановлением АМС <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ находящееся в ведении ОАО «Топаз» общежитие переведено в разряд ведомственного жилого дома ОАО «Топаз».
Жилое помещение № общей площадью 34,7 кв.м. на первом этаже, расположенное в жилом <адрес> в <адрес>, перепланировано ФИО8
В результате переустройства и перепланировки площадь жилого помещения увеличилась и стала 35.4 кв.м.
На основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, данное жилое помещение № приватизировано ФИО8 как отдельная квартира общей площадью 35.4 кв.м. Квартира состоит из жилой комнаты, кухни, совмещенного санузла с ванной и холла. Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ указанную квартиру ФИО8 продал своей матери ФИО9, что подтверждается выписками из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2021-66166710, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2021-66165729. также принадлежали:
- земельный участок, площадью 3291 кв.м. и жилой дом, площадью 28.30 кв.м. по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, запись регистрации 07:04:0000000:448-07/034/2020-1. Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Дата государственной регистрации прекращения права: ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, площадью 1752 кв.м., расположенный по адресу: РСО-Алания, <адрес> государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ год. Дата государственной регистрации прекращения права: ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, площадью 933 кв.м., назначение объекта для строительства жилого дома по адресу: РСО-Алания, <адрес>. Дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, Дата государственной регистрации прекращения права: ДД.ММ.ГГГГ.
На момент проверки в указанной квартире зарегистрированы два человека: ФИО3 и ее брат ФИО8, а фактически проживают ФИО3 и ее мать ФИО9, что подтверждается свидетельством о рождении II-ИО №, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Сама ФИО9 значится зарегистрированной по адресу: РСО-Алания, <адрес>.
Из материалов дела также следует, что ФИО3 ранее неоднократно отказывалась от предложенной субсидии, что подтверждается ее заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. При этом просила оставить ее на квартирной очереди.
В 2021 году ФИО3 включена в Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральным законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великовой Отечественной войны по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утв. Заместителем Главы АМС <адрес> ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Акту проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Управления жилищных отношений АМС <адрес> ФИО14 проверены жилищные условия ФИО3, инвалида 1 группы, проживающей в <адрес> по адресу: <адрес> на условиях Договора безвозмездного пользования жилым помещением от №<адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО15 и ФИО3 (без родства) сроком на два года.
ДД.ММ.ГГГГ письмом Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания № учетное дело ФИО3 возвращено в АМС <адрес> с формулировкой «отсутствует нуждаемость, является членом семьи собственника жилого помещения».
Письмом начальника Управления жилищных отношений АМС <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уведомлена об отказе в предоставлении ей субсидии (социальной поддержки) для приобретения жилого помещения.
Согласно п.VIII Протокола № года заседания комиссии по жилищным вопросам при АМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 исключена из списков очередников с формулировкой: «Снять с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в АМС <адрес> ФИО3 в соответствии с представлением прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Письмом Министерства строительства архитектуры РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело ФИО3 было возвращено в АМС <адрес> с формулировкой «отсутствует нуждаемость, является членом семьи собственника жилого помещения. Доводы Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания являются объективными. <адрес> не оспаривалось».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на имя прокурора <адрес> от следует, что она просит посодействовать ей как инвалиду 1 группы, колясочнице, проживающей с мамой и братом в 34 кв.м., состоящей с 1999 года в очереди на улучшение жилищных условий в разрешении данного вопроса.
Из письма заместителя прокурора <адрес> №-р-543-22/461-20900002 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обращение ФИО3 направлено для рассмотрения Главе АМС <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Прокуратуру РСО-Алания за защитой своих нарушенных жилищных прав.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ФИО3 была вселена в комнату № общей площадью 34.7 кв.м. общежития по адресу: <адрес> составе семьи брата ФИО8, где зарегистрировалась ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени она проживает по данному адресу.
При постановке ФИО3, как инвалида 1 группы на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, она нуждалась в жилом помещении, поскольку была вселена к члену семьи в общежитие.
Постановлением АМС <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ общежитие переведено в разряд ведомственного жилого дома ОАО «Топаз». Суду представлен также Список общежитий <адрес> получивших статус жилого дома за 1998-2004 гг.
Указанное жилое помещение, перепланированное и переустроенное ФИО8, приватизировано на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ как отдельная квартира общей площадью 35.4 кв.м. расположенное на первом этаже, то есть после 2005 года.
ДД.ММ.ГГГГ указанную квартиру ФИО8 продал своей матери - ФИО9
При этом ФИО16 из указанной квартиры не выезжала, проживает там по настоящее время.
Вселение ФИО3 в <адрес> по адресу: <адрес>, к члену семьи и постоянное с ним проживание, свидетельствует о возникновении у данного лица права пользования в отношении данной квартиры, площадью 35.4 кв. м, которая и подлежит учету при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека.
Представленный Договор безвозмездного пользования жилым помещением от №<адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО15 и ФИО3 (без родства) сроком на два года, не опровергает ее право на регистрацию и проживание в жилом помещении по адресу: <адрес>,кВ.3, иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (предоставленное ему не как члену семьи), поскольку судом установлено, что ФИО3 фактически проживает в <адрес> по адресу: <адрес>., не отрицалось и представителем истца.
Решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в <адрес>» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
При расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека подлежит учету площадь <адрес> - 35.4. кв.м., которая в данном случае превышает учетный норматив более 10 кв.м. на каждого члена семьи
Таким образом, решение об утрате ФИО3 оснований, дающих право на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания в связи с обеспеченностью ее и членов семьи жилой площадью, является правильным.
Доводы истца о том, что квартира в которой проживает ФИО3 не отвечает требованиям для проживания инвалидов-колясочников несостоятельны в силу того, что ФИО3 изначально была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ как инвалид 1 группы, проживающей в общежитии, что подтверждается постановлением АМС <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
По иным основаниям, в том числе по причине проживания в квартире, не отвечающей требованиям для проживания инвалидов-колясочников, она на жилищный учет не принималась, доказательств суду не представлено.
В ч.2 ст.51 ЖК РФ указано, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
Судом также установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ член семьи ФИО3 – ФИО9 ухудшила свои жилищные условия посредством продажи объектов недвижимости, в том числе жилого дома общей площадью 28.30 кв.м.
Тот факт, что ФИО3 принята на учет до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого решения, поскольку обеспеченность ФИО3 жилой площадью на одного члена семьи, после приобретения квартиры в собственность членом семьи, составляет более учетной нормы -10 кв.м.на одного члена семьи, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия ее с жилищного учета.
При установленных обстоятельствах, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования первого заместителя прокурора РСО-Алания ФИО7 к Министерству строительства и архитектуры РСО -Алания, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требовании относительно предмета спора – АМС <адрес> о признании за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения права на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения; о возложении на Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания обязанности по предоставлению ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть принесена апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Кцоева А.А.