57RS0023-01-2022-004041-75
2-3796/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2022 года г.Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Глазовской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-3796/2022 по иску Урицкой межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Казённому учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик», Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных программ Орловской области, Департаменту финансов Орловской области, третье лицо – ОГИБДД ОМВД России по Урицкому району Орловской области, о понуждении к совершению действий,
установил:
Урицкая межрайонная прокуратура обратилась в суд с данным иском. В обоснование указано следующее.
Прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Нарышкино – Сосково – Ясная поляна – Ледно» (с 0 + 000 по 0 + 100, с 2 + 000 по 15 + 608; с 15 + 630 по 16 + 985 м).
В ходе проверки было установлено, что данная дорога отнесена к автомобильным дорогам общего пользования межмуниципального значения Орловской области, её ремонт и содержание отнесено к компетенции КУ ОО «Орёлгосзаказчик».
В ходе проверки 31.05.2022 года с участием сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Урицкому району было установлено, что на всём протяжении дороги проезжая часть поражена колейностью, просадками, отдельными выбоинами глубиной более 5 см, частично отсутствуют дорожные знаки 6.13», а также горизонтальная разметка, предусмотренная проектом организации дорожного движения, что является нарушением требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Указанные недостатки дорожного покрытия нарушают права и законные интересы граждан на безопасность дорожного движения, создают угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц.
В связи с этим, с учётом уточнения исковые требований, процессуальный истец просил суд обязать Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных программ Орловской области, Департамент финансов Орловской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ремонтных работ на указанном участке данной автодороги в размере, необходимом КУ ОО «Орёлгосзаказчик» для устранения дефектов покрытия проезжей части; обязанность КУ ОО «Орёлгосзаказчик» в течение трёх месяцев со дня получения денежных средств организовать работы по приведению покрытия проезжей части дороги на данном участке в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-217.
В ходе судебного разбирательства представитель процессуального истца прокурор Астахов А.А. исковые требования, с учётом уточнения, поддержал.
Представители Департамента строительства Афонина С.В., Департамента финансов Орловской области Мирзоева Э.Р. возражали относительно удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель КУ ОО «Орёлгосзаказчик» Пушков П.П. возражал относительно удовлетворения иска; не оспаривая наличия указанных недостатков, указал, что данные работы подлежат выполнению в рамках капитального ремонта дороги, для чего законом предусмотренная специальная процедура его организации и финансирования; также указал, что реальный срок для выполнения указанных работ составляет один год.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
B соответствии co ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «O безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых c участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и o дорожной деятельности в Российской Федерации и o внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии c требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, a также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Дорожная деятельность в силу пункта б статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и o дорожной деятельности в Российской Федерации и o внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в пункте 12 статьи 3 вышеукaзанного Федерального закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, a также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании Постановления Коллегии администрации Орловской области от 07.02.2003 № 22 на областное государственное учреждение «Орелгосзаказчик» возложены функции государственного заказчика по строительству объектов жилищно-коммунального назначения, социальной сферы, объектов дорожного и газового хозяйства области, финансируемых за счет средств областного бюджета, за КУ ОО «Орелгосзаказчик» закреплено областное государственное имущество на праве оперативного управления. КУ ОО «Орелгосзаказчик» организовывает содержание, ремонт, капитальный ремонт, реконструкцию и строительство автодорог, осуществляет строительный контроль и технический надзор за производством работ в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области.
Находящиеся в собственности Орловской области автомобильные дороги общего пользования межмуниципaльного значения закреплены за КУ ОО Эрелгосзаказчик» на праве оперативного управления в соответствии Распоряжением Коллегии администрации Орловской области от 15.02.2005 28-р.
Постановлением Правительства Орловской области от 19 ноября 2015 года № 501 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области» 3 действующей редакции), автомобильная дорога, расположенная в Урицком районе «Нарышкино — Сосково - Ясная Поляна - Ледно (c 0 + 000 по 0 + 100; c 0 000 по 15 + 608; c 15 + 630 по 16 + 985), отнесена к автомобильным дорогам общего пользования межмуниципaльного значения Орловской области.
Таким образом, ремонт и содержание указанной автодороги отнесено компетенции КУ ОО «Орелгосзаказчик».
Постановлением Правительства Орловской области от 14.05.2021 № 27 утверждено Положение o Департаменте дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области (далее — Положение).
В силу п. 1 Положения Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сферах строительства, транспорта и дорожного хозяйства.
B соответствии co ст. 1 Закона Орловской области от № 1304-03 «О дорожном фонде Орловской области» Дорожный фонд Орловской области - часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, a также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Согласно п. 2 Порядка формирования и использования бюджетных 1ссигнований «Дорожного фонда Орловской области», утв. Постановление Правительства Орловской области от 27.01.20 15 № 41 (далее — Порядок) главными распорядителями бюджетных средств Дорожного фонда Орловской области являются Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области (далее - Департамент дорожного хозяйства) и Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (в части бюджетных ассигнований Дорожного фонда Орловской области, предусмотренных на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов).
B соответствии c п. 7 Порядка распределение объемов бюджетных ассигнований Дорожного фонда Орловской области, предусмотренных проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт содержание автомобильных дорог общего пользования регионального межмуниципaльного значения и дорожных сооружений на них, утверждается нормативным правовым актом Правительства Орловской области, проект Второго в установленном порядке готовит Департамент дорожного хозяйства не позднее 1 марта текущего года.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст «Об утверждении регионального стандарта Российской Федерации» утвержден ГОСТ P 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. методы контроля». Указанный стандарт устанавливает требования к параметрам характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого к условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам к контроля, a также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно 5.2.4 стандарта - покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, глубине - 5 см.
По результатам проведенного 31.05.2022 сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Урицкому району обследования вышеуказанной автомобильной дороги установлено, что на всем протяжении автодороги проезжая часть поражена колейностью, пpосадками, отдельными выбоинами глубиной более 5 см, частично отсутствуют дорожные знаки 6.13, a также горизонтальная разметка, предусмотренная проектом организации дорожного движения, в нарушение требований 5.2.4 ГОСТ P 50597-2017.
Таким образом автодорога «Нарышкино — Сосково - Ясная Поляна – Ледно» нe соответствует нормативным требованиям, установленным ГОСТ P 50597-2017. Несоответствие указанной дороги требованиям действующего законодательства нарушает права и законные интересы граждан на безопасность дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга.
Установив изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к КУ ОО «Орёлгосзаказчик» в полном объёме. При этом суд, с учётом пояснений сторон, полагает правильным установить срок проведения работ – в течение шести месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу.
По пояснениям представителей Департамента строительства и Департамента финансов на 2022 год на нужды Дорожного фонда выделены и распределены бюджетные ассигнования на указанные в исковом заявлении работы.
В связи с этим, также учитывая, что КУ ОО «Орёлгосзаказчик» как юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к Департаменту финансов и Департаменту строительства Орловской области.
На основании изложенного и руководствуясь ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░» (░ 0 + 000 ░░ 0 + 100; ░ 2 + 000 ░░ 15 + 608; ░ 15 + 630 ░░ 16 + 985) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.09.2022 ░░░░.