Решение по делу № 11-3584/2024 от 14.02.2024

                                                                                    Судья Захарова К.А.

                                Дело № 2-543/2023

                        УИД 74RS0019-01-2023-001116-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-3584/2024

19 марта 2024 г.                     г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

Председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Челюк Д.Ю., Федосеевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Золотовой Е.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Чегаева Василия Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области об оспаривании решений, перерасчете размера пенсии, включении периодов в страховой стаж,

по апелляционной жалобе Чегаева Василия Анатольевича на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 18 декабря 2023 года,

Заслушав доклад судьи Челюк Д.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Очередной А.И., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чегаев В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, с учетом уточненных требований просил признать незаконным и отменить решение ОСФР от 23 мая 2023 года об отказе в перерасчете размера пенсии и решение о прекращении выплаты страховой пенсии от 16 октября 2023 года , возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж периоды с 01 января 1982 года по 31 декабря 1982 года, с 20 ноября 1986 года по 30 ноября 1986 года в совхозе «Багарякский», с 28 октября по 14 ноября 1993 года и с 16 апреля 1994 года по 30 апреля 1994 года, декабрь 1995 года, март 1996 года в автогараже ОАО «Багаряк», возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения на основании архивных справок от 09 декабря 2022 года выданных архивным отделом администрации Каслинского муниципального района.

В обоснование исковых требований указал, что 17 мая 2023 года обратился с заявлением в пенсионный орган о перерасчете размера пенсии. Решением ответчика от 23 мая 2023 года в удовлетворении заявления отказано на основании того, что по документам архивного отдела администрации Каслинского муниципального района в лицевых счетах по заработной плате работников ОАО «Багаряк» за 1992 -1996 г.г. допущены ошибки (описки) в его личных данных, а именно, в написании фамилии, вместо «Чегаев» указано «Чагаев». В связи с выходом им на пенсию, получены архивные справки от 09 декабря 2022 года выданные архивным отделом администрации Каслинского муниципального района, где содержатся описки в его фамилии. Отказ в перерасчете пенсии мотивирован невозможностью установить принадлежность ему указанных справок. Впоследствии после обращения в суд с настоящим иском пенсионным органом принято решение о прекращении выплаты страховой пенсии с 01 ноября 2023 года от 16 октября 2023 года в связи с отсутствием у него требуемого стажа. Указанные решения и прекращение выплаты ему пенсии считает незаконными, полагает, что имеются основания для включения периодов в его страховой стаж. Считает, что на основании архивных справок можно пересчитать размер его пенсии, поскольку в его фамилии допущена описка.

В судебном заседании истец Чегаев В.А. исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить по указанным в нем основаниям.

В судебное заседание не явился представитель ответчика - Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлен письменный отзыв, в котором просили отказать в удовлетворении требований.

Третьи лица Управление социальной защиты населения администрации Каслинского муниципального района, администрация Каслинского муниципального района представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Суд вынес решение, которым исковые требования Чегаева В.А. к ОСФР по Челябинской области удовлетворил частично.

Решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от 16 октября 2023 года в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы Чегаева В.А. с 01.11.1993 по 14.11.1993 и с 16.04.1994 по 30.04.1994 в Полдневском детском саду, декабря 1995 года работы <данные изъяты> в коллективном сельскохозяйственном предприятии «Багаряк», марта 1996 года <данные изъяты> в ОАО «Багаряк», признал незаконным и отменил; возложил на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области обязанность включить в страховой стаж периоды работы Чегаева В.А. с 01.11.1993 по 14.11.1993 и с 16.04.1994 по 30.04.1994 в Полдневском детском саду, декабрь 1995 года работы <данные изъяты> в коллективном сельскохозяйственном предприятии «Багаряк», март 1996 года <данные изъяты> в ОАО «Багаряк»; в удовлетворении остальной части заявленных требований Чегаеву В.А. - отказал.

Кроме того, суд установил, что в архивных справках от 09 декабря 2022 года выданных архивным отделом администрации Каслинского муниципального района, содержится информация о Чегаеве Василии Анатольевиче.

Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Каслинского городского суда Челябинской области от 18 декабря 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периодов работы с 01.01.1982 г. по 31.12.1982 г., с 20.11.1986 г. по 30.11.1986 г., с 28.10.1993 г. по 14.11.1993 г. и с 16.04.1994 г. по 30.04.1994 г., прекращении выплаты пенсии.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом вынесено незаконное и необоснованное решение, в обоснование которого суд указывает, что в архивном отделе администрации Каслинского муниципального района отсутствуют сведения о его заработной плате за указанные периоды, однако, отсутствие данных сведений не является его виной, это вина работодателя. Кроме того, им были представлены все документы, необходимые для назначения пенсии, их обоснованность не опровергнута. Факт работы в спорные периоды подтверждены не только трудовой книжкой, но и ответами работодателей, имеющимися архивными справками. Оснований не доверять записям в трудовой книжке, нет. Указывает, что страховой стаж на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости имеется и составляет более 42 лет.

Истец Чегаев В.А., представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Каслинского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи, с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Так, судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что пенсия по старости Чегаеву А.В. установлена с 16 июня 2022 года в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением в пенсионный орган, страховой стаж Чегаева В.А. был учтен по трудовой книжке и по данным индивидуального (персонифицированного) учета, справок о заработной плате заявитель не представлял.

Чегаев В.А. первоначально обратился в Каслинский городской суд с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа – архивной справки от 09 декабря 2022 года , решением Каслинского городского суда Челябинской области от 13 апреля 2023 года в удовлетворении заявления отказано (л.д. 27-28). В решении помимо прочего, указано, что письменного отказа в перерасчете размера пенсии Чегаеву В.А. пенсионным органом не предоставлено, как не предоставлено и доказательств подачи письменного заявления в пенсионный орган.

17 мая 2023 года в отдел установления пенсий по Челябинской области поступило заявление получателя пенсии Чегаева В.А. о перерасчете пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ».

К обращению были приложены архивные справки от 09 декабря 2022 года , выданные архивным отделом администрации Каслинского муниципального района. Согласно данным архивным справкам в лицевых счетах по начислению заработной платы КСХП «Багаряк» за период работы с января 1987 года по декабрь 1991 года и ОАО «Багаряк» за период с января 1992 года по декабрь 1996 года значится Чагаев (так в документе) Василий Анатольевич.

Решением ОСФР по Челябинской области от 23 мая 2023 года Чегаеву В.А. отказано в удовлетворении заявления, со ссылкой на невозможности установления его фамилии в представленных архивных справках о размере заработной платы.

При поступлении в пенсионный орган справок о заработной плате выявлены периоды, не подлежащие включению в стаж, дающий право на установление страховой пенсии ранее общеустановленного возраста (продолжительность стажа должна составлять не менее 42 лет для мужчин), а именно отпуск без сохранения заработной платы с 28 октября 1993 по 20 апреля 1994, а также месяцы, в которые заработная плата не начислялась.

Пенсионный орган не включил в страховой стаж Чегаева В.А. период с 06.11.1978г. по 30.10.1979г., поскольку из представленного архивным отделом Каслинского муниципального района копии лицевого счета за ноябрь 1978 года следует, что истец был уволен в ноябре 1978 года (отработано 5 дней).

Также не включены следующие периоды в страховой стаж Чегаева В.А.:

с 01.01.1982г. по 31.12.1982г.,

с 20.11.1986г. по 30.11.1986г. за период работы в совхозе «Багарякский»;

с 28.10.1993г. по 14.11.1993г.,

с 16.04.1994г. по 30.04.1994г.,

декабрь 1995 года, март 1996 года за период работы в автогараже ОАО «Багаряк», с указанием на то, что в данные периоды не имеется перечислений заработной платы.

В связи с исключением указанных периодов продолжительность страхового стажа Чегаева В.А. на дату назначения пенсии по расчету пенсионного органа составила 39 л. 11 м. 18 д., что менее требуемых 42 лет.

Разрешая исковые требования Чегаева В.А., суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включения в страховой стаж истца периодов с 01.11.1993г. по 14.11.1993г., с 16.04.1994г. по 30.04.1994г., а также декабрь 1995 года, март 1996 года, поскольку из архивной справки от 11 декабря 2023 года (л.д. 168) следует, что заработная плата истца составила за октябрь 1993 года – 47324-00, 18930-00, 9938-00, за ноябрь 1993 года – 919-00, 138-00, имеется запись отп. б/сод с 28/10 – 20/4-94 г (так в документе)., то есть, установив, что заработок в ноябре 1993 года у Чегаева В.А. имелся, из данной справки усматривается, что Чегаев В.А. работал в Полдневском д/саду с октября 1993 года по апрель 1994 года, сведений о простоях/увольнениях из данной справки не усматривается, пришел к выводу, что данный период исключен пенсионным органом незаконно.

Кроме того, пришел к выводу о необходимости включения в страховой стаж истца периода с 16.04.1994г. по 30.04.1994г., поскольку из архивной справки от 11 декабря 2023 года (л.д. 168) указано, что за апрель 1994 года начислений заработной платы нет, однако из справки администрации Багарякского сельского поселения (л.д. 13) следует, что начисления за апрель имеются, составляют 37092-00. Также пришел к выводу, что за декабрь 1995 года и март 1996 года имеются сведения о заработке, сведений о простоях/увольнениях за указанный период судом не установлено, данные периоды также включил в страховой стаж истца.

В указанной части решение суда сторонами не оспаривается.

Разрешая исковые требования Чегаева В.А. и отказывая во включении в его страховой стаж иных периодов по архивным справкам от 09 декабря 2022 года , выданных архивным отделом администрации Каслинского муниципального района, суд не усмотрел правовых оснований, в связи с чем отказал в удовлетворении требований о перерасчете размера пенсии.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из архивной справки от 11 декабря 2023 года , в лицевом счете по начислению заработной платы Чагаеву (так в документе) Василию Анатольевичу имеется запись за 1978 год «уволился» (так в документе). За сентябрь, декабрь 1978 года количество отработанных дней не указано, начислений заработной платы нет. За ноябрь 1978 года всего начислено 28-61, 61-68, 35-24, в том числе, имеются записи в графах отп. при увольнении 61-68, 2-х нед пособие-35-24 (так в документе). В имеющихся расчетных ведомостях по начислению заработной платы работникам за 1979 год Чагаев (Чегаев) Василий Анатольевич не значится. В имеющихся личных карточках ф. Т-2 уволенных работников за 1978, 1979 годы не значится (л.д. 166-167). Представлена также копия лицевого счета с надписью «уволился» (л.д. 170).

В трудовой книжке сделана запись о том, что 16 декабря 1981 года Чегаев В.А. принят <данные изъяты> ц/гаража в совхозе «Багарякский» (л.д. 13). Следующая запись выполнена 15 мая 1991 года.

За период работы с 01.01.1982 по 31.12.1982 сведений о начислении заработной платы не имеется, согласно архивной справке от 11 декабря 2023 года в имеющихся лицевых счетах по начислению заработной платы работникам за 1982 год Чагаев (Чегаев) Василий Анатольевич не значится (л.д. 164-165).

Из той же архивной справки от 11 декабря 2023 года следует, что за период ноябрь 1986 года стоит прочерк в заработной плате. Указано, что за ноябрь 1986 года количество отработанных дней не указано, начислений заработной платы нет, имеется запись красной ручкой отп. 25 дн. 224-00 п/н вд. 24-32 (так в документе) (л.д. 164-165), период с 20.11.1986 по 30.11.1986 включению не подлежит.

Поскольку за периоды с 06.11.1978 по 30.10.1979 и с 01.01.1982 по 31.12.1982, с 20.11.1986 по 30.11.1986 начислений взносов на социальное страхование не производилось, периоды не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по ст. 8 ч.1.2 Закона № 400-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы истца в той части, что его вины в том, что отсутствуют сведения о его заработной плате за указанные периоды, однако, отсутствие данных сведений не является его виной, это вина работодателя, отклоняются судебной коллегией.

Поскольку архивные справки, с учетом имеющихся в них сведений о получаемой в спорные периоды заработной платы были представлены истцом для перерасчета размера пенсии для пересмотра его в сторону увеличения, а таких сведений архивные справки не содержат, то истцу обоснованно было отказано в перерасчете размера пенсии.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о законности вынесенного ответчиком решения о прекращении Чегаеву В.А. выплаты страховой пенсии, доводы апелляционной жалобы истца в указанной части заслуживают внимания.

В силу положений части 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица

Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее также - Правила выплаты пенсий).

Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решение (распоряжение) о прекращении выплаты пенсии принимается в течение одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии (пункт 77 Правил выплаты пенсий).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи не позднее 1 марта года, следующего за отчетным представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 года N 211н, контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки) (п. 38 Инструкции).

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 2), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).

Учитывая, что на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии, его страховой стаж был учтен по трудовой книжке и данным индивидуального (персонифицированного) учета, указанных документов было достаточно пенсионному органу для назначения и выплаты истцу пенсии в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 16.06.2022 г., выплачиваемой на основании решения от 09.12.2022 года (л.д. 87) бессрочно, то представленные истцом, впоследствии архивные справки о размере заработной платы, не являлись основанием для прекращения выплаты пенсии.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений о праве на досрочную страховую пенсию не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты такой пенсии.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Чегаева В.А. о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области от 16.10.2023 года о прекращении выплаты страховой пенсии нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении данной части исковых требований.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Каслинского городского суда Челябинской области от 18 декабря 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Чегаева Василия Анатольевича о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области от 16.10.2023 года о прекращении выплаты страховой пенсии.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области возобновить выплату страховой пенсии по старости Чегаеву Василию Анатольевичу в соответствии с п. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 02.11.2023 года

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Чегаева Василия Анатольевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 25.03.2024 года.

11-3584/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Чегаев Василий Анатольевич
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Другие
Управление социальной защиты населения администрации Каслинского муниципального района
Чегаев Василий Анатольевич
Администрация Каслинского муниципального района
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Челюк Дарья Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
15.02.2024Передача дела судье
12.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2024Передано в экспедицию
19.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее