Решение по делу № 33-3081/2024 от 20.08.2024

    Судья Норбоева Б.Ж. № гражданского дела 2-1452/2024

    Поступило 20 августа 2024 г.                                                                      33-3081

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Улан-Удэ                                                 09 октября 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильева С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К. и Богомазовой Е.А., при секретаре Мункуевой Т.Б.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ в Республике Бурятия на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ 03 июля 2024 г., которым постановлено:

        Исковые прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Плюснина Владимира Иннокентьевича к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

        Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия произвести Плюснину Владимиру Иннокентьевичу перерасчет страховой пенсии по старости с 07.08.2000 г.

        Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ в пользу Плюснина Владимира Иннокентьевича компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 рублей.

        В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

        Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия,

    УСТАНОВИЛА:

обращаясь в суд с иском в интересах Плюснина В.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ в Республике Бурятия (далее – Пенсионный орган), прокурор Советского района г. Улан-Удэ просил:

обязать ответчика произвести истцу перерасчет страховой пенсии по старости с момента ее назначения - с 07.08.2000 г.,

взыскать компенсацию морального вреда в размере 200 000,00 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки по обращению Плюснина В.И., выявлены нарушения его пенсионных прав. В частности, заявитель 26.01.2021 г. обратился в Пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. Решением пенсионного органа от 12.05.2021 г. Плюснину отказано в перерасчете пенсии по причине не подтверждения представленных сведений о заработной плате. В связи с уточнением величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 31.12.2015 г. на основании распоряжения от 20.02.2024 г. Плюснину В.И. произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01.01.2022 г. в сторону увеличения. Решение Пенсионного органа о перерасчете Плюснину В.И. размера страховой пенсии с 01.01.2022 г. является незаконным, так как в соответствии с ч. 2 ст. 26 и ч. 7.2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» Плюснину В.И. должны были произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 07.08.2000 г., так как при назначении страховой пенсии в 2000 г. Пенсионный орган располагал сведениями обо всех периодах работы истца, в том числе о периодах работы истца с 05.01.1983 г. по 02.01.1984 г. в АТП-3 «Донтрансводстрой», с 10.01.1984 г. по 28.07.1986 г. в автобазе Ростовского областного производственно-технического управления Министерства связи РСФСР, с 25.08.1986 г. по 15.02.1988 г. в автобазе «Турист». Однако при назначении в 2000 г. истцу страховой пенсии по старости соответствующие запросы о предоставлении справок о размере заработной платы истца за указанный выше период, в том числе в компетентный органы Республики Белорусь, Пенсионный орган не произвел, более того не разъяснил Плюснину предоставить справки о заработной плате за эти периоды. Из-за действий (бездействия) Отделения Плюснин В.И., являющийся инвалидом 3 группы, испытывает чувства тревожности, переживаний, беспокойства, неуверенности в праве на надлежащее пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истец Плюснин В.И. и прокурор Михалева Т.С. исковые требования поддержали.

Представитель Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия по доверенности Цыденова Т.А. исковые требования не признала.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, в апелляционной жалобе его представитель по доверенности Михайлова З.А. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на то, что правовых оснований для перерасчета пенсии истцу с 07.08.2000 г. у Пенсионного органа не имеется. Пенсионный орган обоснованно произвел истцу перерасчет страховой пенсии с 01 января 2022 г., так как на момент принятия Пенсионным органом решения о назначении истцу пенсии по старости и, соответственно, исчисления размера пенсии, применялся Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях Российской Федерации». Согласно ст. 100 Закона № 340-1, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат, полученных в связи с выполнением работы, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Статьей 102 Закона № 340-1 регламентировано, что среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией) за 24 последних месяца работы перед всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. Среднемесячный заработок, определенный частями 1 и 2 статьи 102 Закона № 340-1, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. В данном случае, при назначении в 2000 г. трудовой пенсии для истца был выбран наиболее выгодный вариант - период с 1976 г. по 1980 г., исходя из представленной истцом справки о заработной плате от 22.01.1999 г. Также ответчик не согласен с выводами суда в части взыскании с Ответчика компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что истцом не представлено, а судом не добыто относимых, допустимых доказательств, которые бы подтверждали факт причинения нравственных и физических страданий Плюснину В.И. и степень понесенных истцом нравственных и физических страданий.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о.прокурора Советского района г. Улан-Удэ Раднаев Б.Л. просит решение суда оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия по доверенности Михайлова З.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Аносова С.И. и истец Плюснин В.И. возражали против отмены судебного решения.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

26 января 2021 г. Плюснин В.И. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 01.01.2015 г. за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала, предоставив справки о заработной плате за период с 25.08.1986 г. по 15.02.1988 г. в автобазе «Турист» (Республика Белорусь) и с 10.01.1984 г. по 28.07.1986 г. в автобазе Ростовского областного производственно-технического управления Министерства связи РСФСР.

Решением Пенсионного органа от 12.05.2021 г. № 13916/21 Плюснину В.И. отказано в перерасчете страховой пенсии, так как период работы с 25.08.1986 г. по 15.02.1988 г. в автобазе «Турист» (Республика Белорусь) должен быть подтвержден официальными органами пенсионного социального обеспечения (страхования) бывших республик СССР о правомерности выдачи соответствующих документов и (или) документального подтверждения. Ответ на произведенный запрос о подтверждении заработной платы не поступил.

10 марта 2023 г. Плюснин В.И. вновь обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением Пенсионного органа от 04.07.2023 г. № 25547/23 Плюснину В.И. отказано в перерасчете страховой пенсии, так как период работы с 25.08.1986 г. по 15.02.1988 г. в автобазе «Турист» (Республика Белорусь) не подтвержден официальными органами пенсионного социального обеспечения (страхования) бывших республик СССР о правомерности выдачи соответствующих документов и (или) документального подтверждения. Ответ на произведенный запрос о подтверждении заработной платы не поступил.

Распоряжением от 20.02.2024 г. произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости Плюснина В.И. с 01.01.2022 г., поскольку Пенсионным органом были получены сведения о заработке Плюснина В.И. с 05.01.1983 г. по 15.02.1988 г.

При этом перерасчет размера страховой пенсии по старости произведен с 01.01.2022 в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер пенсии составил с 01.01.2024 г. – 27 361,74 руб.

Не согласившись с датой, с которой произведен перерасчет страховой пенсии по старости, Плюснин В.И. 29 марта 2024 г. обратился прокурору Советского района г. Улан-Удэ с жалобой о нарушении пенсионных прав.

По результатам проверки прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах Плюснина В.И. обратился с вышеуказанным иском.

        Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь, в том числе положениями частей 1 и 3 статьи 22, частью 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что Пенсионным органом допущены нарушения пенсионных прав истца на стадии назначения пенсии 07.08.2000 г., так как возложенную пенсионным законодательством обязанность проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам выплат пенсий и подлежащие применению к спорным отношениям во взаимосвязи с положениями пенсионного законодательства, регулирующими вопросы о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, Пенсионный орган не исполнил, что привело к несвоевременному получению Плюсниным В.И. страховой пенсии по старости в том размере, которая ему полагалась с учетом недостающих справок о размере заработной платы за период с января 1983 г. по январь 1988 г., в связи с чем возложил на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет страховой пенсии по старости с 07 августа 2000 г., кроме того взыскал с Пенсионного органа в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции о возложении обязанности на Пенсионный орган произвести истцу перерасчет страховой пенсии по старости, вместе с тем коллегия не соглашается как с датой, с которой пенсионный орган обязан произвести такой перерасчет, так с присужденной истцу компенсацией морального вреда в размере 10 000 руб. по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец Плюснин В.И. с 07.08.2000 г. является получателем пенсии по старости (по возрасту) на общих основаниях в соответствии со статьей 10 Закона от 20.11.1990 № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в РСФСР», утратившего силу с 01.01.2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

Вопреки доводам прокурора района, действовавшее пенсионное законодательство на момент назначения истцу Плюснину В.И. 07 августа 2000 г. государственной пенсии не возлагало на орган социальной защиты обязанность вести разъяснительную работу среди населения по вопросам выплат пенсий.

Так, указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", предусмотрено: закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий (пункт 1); рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 2); Правительству Российской Федерации провести в течение 2001 года необходимые организационно - штатные мероприятия, связанные с закреплением за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочий по назначению и выплате государственных пенсий; совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решить вопрос о передаче материально-технической базы, названной в пункте 2 данного Указа, в федеральную собственность; передать указанную материально-техническую базу в оперативное управление Пенсионному фонду Российской Федерации (абзацы третий, четвертый и пятый пункта 3).

Президент Российской Федерации, издав данный Указ, наделил Пенсионный фонд Российской Федерации полномочием по назначению и выплате государственных пенсий.

До издания данного указа Президентом полномочиями по выдаче государственных пенсий были наделены органы социальной защиты (статья 117 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР»), а Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял лишь финансирование выплат пенсий (часть первая статьи 8 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР»).

Таким образом, Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия начало заниматься вопросами назначения и выплаты пенсии гражданам после 27 сентября 2000 г., из чего следует, что государственная пенсия Плюснину В.И. 07 августа 2000 г. была назначена органом социальной защиты.

Согласно ст. 118 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» государственная пенсия назначалась со дня обращения. Днем обращения за пенсией считался день подачи заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и документов по почте, днем обращения считается дата их отправления.

Таким образом, Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» возлагалась обязанность предоставления всех необходимых документов на гражданина, претендующего на государственное назначение пенсии.

Поскольку Плюсниным при назначении государственной пенсии 07 августа 2000 г. были предоставлены справки о заработной плате за 60 месяцев с 01.01.1979 г. по 31.12.1976 г., с 01.01.1977 г. по 31.12.1977 г., с 01.01.1978 г. по 31.12.1978 г., с 01.01.1979 г. по 31.12.1979 г. и с 01.01.1980 г. по 31.12.1980 г., то орган социальной защиты определил размер пенсии с учетом предоставленных заявителем сведений.

Кроме того, согласно пункта "а" статьи 7 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент подачи Плюсниным В.И. заявления о назначении пенсии – 07.07.2000 г.) индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период. При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.

Указом Президента РФ от 10.07.2000 г. № 1272 установлено, что с 1 августа 2000 г. при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,95.

При назначении Плюснину В.И. органом социальной защиты пенсии в 2000 г. учтена заработная плата за 60 месяцев с 01.01.1979 г. по 31.12.1976 г., с 01.01.1977 г. по 31.12.1977 г., с 01.01.1978 г. по 31.12.1978 г., с 01.01.1979 г. по 31.12.1979 г. и с 01.01.1980 г. по 31.12.1980 г., расчет величины отношения заработка Плюснина В.И. к заработной плате в стране составил 0,995 (9 793,11 / 9 841,20), что выше значения, предусмотренного Указом Президента РФ от 10.07.2000 г. № 1272.

Из указанного следует, что в случае наличия у органа социальной защиты при назначении Плюснину В.И. 07.08.2000 г. государственной пенсии сведений о заработной плате за периоды с 05.01.1983 г. по 02.01.1984 г. в АТП-3 «Донтрансводстрой», с 10.01.1984 г. по 28.07.1986 г. в автобазе Ростовского областного производственно-технического управления Министерства связи РСФСР, с 25.08.1986 г. по 15.02.1988 г. в автобазе «Турист», в любом случае размер пенсии Плюснина В.И. был бы таким же, что и при учете заработной платы за период с 01.01.1976 г. по 31.12.1980 г.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов (пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

Перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения (приведена редакция, действовавшая на момент подачи Плюсниным заявления о перерасчете страховой пенсии).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения Плюснина с заявлением о перерасчете пенсии) перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пепсин, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.

По смыслу приведенных положений закона пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии, либо за перерасчетом страховой пенсии и представляющего все необходимые документы.

Впервые с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» Плюснин обратился в Пенсионный орган 26 января 2021 г., предоставив справки о заработной плате за период с 10.01.1984 г. по 28.07.1986 г. в автобазе Ростовского областного производственно-технического управления Министерства связи РСФСР и с 25.08.1986 г. по 15.02.1988 г. в автобазе «Турист» (Республика Белорусь).

В перерасчете страховой пенсии истцу Плюснину В.И. было отказано в связи с тем, что заработок в Республике Белорусь должен быть подтвержден официальными органами пенсионного социального обеспечения (страхования) бывших республик СССР о правомерности выдачи соответствующих документов и (или) документального подтверждения.

Как следует из материалов дела, запросы в официальный орган Республики Белорусь были произведены Пенсионным органом 02.04.2021 г. и 14.03.2023 г.

Перерасчет страховой пенсии в 2021 г. не произведен по причине расхождения размеров заработка в архивной справке, предоставленной Плюсниным и в официальном ответе от Республики Белорусь (л.д. 42).

28.04.2021 г. директором транспортного дочернего предприятия «Белавтотурист» Науменко И.Н. направлен в Пенсионный орган справка о заработке Плюснина В.И. с 25.08.1986 г. по 15.02.1986 г.

Формуляр о стаже работы Плюснина В.И. из Управления социальной защиты Ленинского района г. Минска поступил в Пенсионный орган 12.12.2023 г.

27.01.2021 г. Пенсионным органом произведен запрос в ГКУ Ростовской области «Архив документов по личному составу» и 17.03.2021 г. получен ответ, что документы в архив не поступали (л.д. 124).

24.10.2023 г. из ГКУ РО «Центр хранения архивных документов в г. Шахта Ростовской области» в Пенсионный орган поступила справка о заработной плате Плюснина В.И. в АТП № 3 треста «Донтрансводстврой» в период с 05.01.1983 г. по 02.01.1984 г. (л.д. 50).

22.01.2024 г. в Пенсионный орган поступила справка о заработной плате Плюснина В.И. в автобазе Ростовского областного производственно-технического Управления Минсвязи РСФСР с 10.01.1984 г. по 28.07.1986 г.

В соответствии с частью третьей статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с п. 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» при установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Таким образом, для перерасчета страховой пенсии Пенсионному органу необходимы были сведения о заработке Плюснина В.И. за 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Только в январе 2024 г. Пенсионный орган стал располагать сведениями о заработной плате Плюснина В.И. за 60 месяцев работы подряд в АТП № 3 треста «Донтрансводстврой» в период с 05.01.1983 г. по 02.01.1984 г., в автобазе Ростовского областного производственно-технического управления Министерства связи РСФСР с 10.01.1984 г. по 28.07.1986 г., в автобазе «Турист» Республики Белорусь с 25.08.1986 г. по 15.02.1988 г., которые были необходимы для перерасчета Плюснину В.И. страховой пенсии по старости.

Поскольку Плюснин В.И. подал заявление о перерасчете страховой пенсии по старости 26 января 2021 г., то с указанной даты Пенсионный орган должен был сделать Плюснину В.И. перерасчет страховой пенсии по старости.

То обстоятельство, что полные сведения о заработке Плюснина В.И. с 1983 г. по 15.02.1988 г. поступили в Пенсионный орган в январе 2024 г., не освобождает последнего от перерасчета страховой пенсии по старости с момента обращения Плюснина В.И. с таким заявлением – с 26 января 2021 г. с учетом положений о сроках перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренных статьей 28 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Именно с 26 января 2021 г. на Пенсионный орган должна быть возложена обязанности произвести Плюснину В.И. перерасчет страховой пенсии по старости, а не с 01 января 2022 г. как об этом указывает представитель Пенсионного органа.

Следовательно, решение суда в этой части подлежит изменению.

Также судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для компенсации морального вреда.

Основанием взыскания компенсации морального вреда является причинение гражданину физических или нравственных страданий в связи с нарушениями его личных неимущественных прав либо посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага. Если моральный вред причинен действиями или бездействием, нарушающими имущественные права гражданина, он подлежит компенсации в предусмотренных законом случаях (ч. 1 ст. 151, п. 2 ст. 1099 ГК РФ).

Поскольку взыскание компенсации морального вреда является одним из видов гражданско-правовой ответственности, при разрешении спора о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца в соответствии со статьями 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит установлению совокупность таких обстоятельств, как: наличие вреда; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившими последствиями; противоправность деяния причинителя вреда (незаконные действия, бездействие государственных органов, либо должностных лиц этих органов); вина причинителя вреда.

Положения пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33), права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).

Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <...>, честь и доброе имя, <...> переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 разъяснено, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях. Например, умышленная порча одним лицом имущества другого лица, представляющего для последнего особую неимущественную ценность (единственный экземпляр семейного фотоальбома, унаследованный предмет обихода и др.).

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив обстоятельства дела, в том числе получение Пенсионным органом сведений о заработной плате в январе 2024 г., позволивших истцу произвести перерасчет страховой пенсии, судебная коллегия не усматривает в действиях ответчика нарушения личных неимущественных прав истца.

В отсутствии доказательств нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца или посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, принимая во внимание, что положения Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусматривают компенсацию морального вреда как меру ответственности за нарушение права на перерасчет страховой пенсии по старости, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в этой части, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе Плюснину В.И. во взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

                                ОПРЕДЕЛИЛА:

        Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 03 июля 2024 г. в части взыскания с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ в пользу Плюснина Владимира Иннокентьевича компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. отменить.

        В этой части постановить новое решение.

        Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Плюснина Владимира Иннокентьевича к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

        Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 03 июля 2024 г. в части определения даты – 07.08.2002 г., с которой Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия должно производиться перерасчет страховой пенсии по старости Плюснину Владимиру Иннокентьевичу, изменить.

        В этой части резолютивную часть изложить в следующей редакции.

        Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия произвести Плюснину Владимиру Иннокентьевичу перерасчет страховой пенсии по старости с 26 января 2021 г.

        В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

        Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Кемерово, в течение трех месяцев со дня изготовления апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции.

        Апелляционное определение изготовлено 14 октября 2024 г.

Председательствующий:                        С.Д.Васильева

Судьи:                                     И.К.Хаыкова

                                        Е.А.Богомазова

33-3081/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Плюснин Владимир Иннокентьевич
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Васильева Светлана Данзановна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
20.08.2024Передача дела судье
11.09.2024Судебное заседание
09.10.2024Судебное заседание
18.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2024Передано в экспедицию
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее