Судья Тарабрина Н.Н. |
№ 33а-3928/2021 10RS0011-01-2021-016335-05 2а-6536/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Ивановой Н.Е., Щепалова С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 сентября 2021 г. по административному исковому заявлению Максименко Алексея Вячеславовича к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителю министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия Шарлаеву Сергею Эдуардовичу об оспаривании решений и действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Максименко А.В. обратился в суд по тем основаниям, что он 23 августа 2021 г. подал в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Министерство) заявление на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Сегежского района.
Решением от 23 августа 2021 г. № 15127/МПРиЭ-и (далее – решение от 23 августа 2021 г.), подписанным заместителем министра Шарлаевым С.Э. (далее – должностное лицо), в заявлении отказано в связи с тем, что при выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Истец, с учетом принятого уточнения заявленных требований, просил признать незаконными действия должностного лица об отказе в выдаче разрешения на добычу лося в общедоступных охотничьих угодьях, выраженный в решении от 23 августа 2021 г., возложив на Министерство обязанность выдать разрешение на добычу 1 особи лося, возрастом старше 1 года в общедоступных охотничьих угодьях в Сегежском районе в сезоне охоты 2021 г. со сроками охоты с 15 октября 2021 г. по 31 декабря 2021 г.
Решением суда в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении административного иска, поскольку Министерством не были соблюдены предельные размеры квот (лимитов) выдачи разрешений на добычу лося между лицами, обладающими приоритетом на получение разрешений на добычу лося (лицами, добывшими в общедоступных охотничьих угодьях на территории Республики Карелия одного и более волков), а также лицами, включенными уполномоченным органом в реестр общественных помощников государственных инспекторов охотничьего надзора) и всеми остальными, который во всяком случае, не может влечь передачу льготной категории лиц почти 3/4 всех разрешений на добычу. Обращает внимание, что указанный в решении суда АСА не был включен в число общественных помощников государственных инспекторов охотничьего надзора (далее – общественный помощник), в связи с чем ему не могло быть выдано разрешение на добычу лося. Полагает, что в связи с тем, что общественный помощник КСВ не указал половозрастной признак лося, разрешение на его добычу не могло быть выдано, так как им не был указан вид охотничьего ресурса, на добычу которого им было подано заявление. Указание ХРБ и АСА в заявлениях сроков охоты с 10 октября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. и с 1 октября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. соответственно, выходящих за пределы нормативно установленных сроков охоты, исключало выдачу им разрешений. Полагает, что поскольку заявление о выдаче разрешения было подано им 23 августа 2021 г. в 09:00:00 час., иных заявлений, поданных ранее, не имелось, ему должно было быть выдано разрешение на добычу лося.
Представитель административного истца Цуревская Н.Н. в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, поддержав доводы апелляционной жалобы, не оспаривала, что приоритетной по отношению к административному истцу, является заявка ПДО
Представители Министерства Савостьянов Л.Г. и Иванова О.С., являющаяся также представителем должностного лица, возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, извещенные о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании ч. 2 ст. 23.1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), п. 16 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24 июля 2020 г. № 477 (далее – Правила охоты), указа Главы Республики Карелия от 25 февраля 2021 г. № 11 «Об определении сроков охоты, допустимых для использования орудий охоты и иных ограничений охоты в охотничьих угодьях на территории Республики Карелия, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) сроки охоты на лося в общедоступных охотничьих угодьях в отношении всех половозрастных групп установлены с 15 октября по 31 декабря.
Кроме того, приложением № 1 к Правилам охоты установлены сроки охоты на взрослые особи лося с 1 сентября по 30 сентября.
Во исполнение ч. 3 ст. 24 Закона № 209-ФЗ распоряжением Главы Республики Карелия от 29 июля 2021 г. № 425-р утверждены следующие квоты добычи лося на территории Сегежского района в общедоступных охотничьих угодьях: самцы во время гона старше 1 года – 1, особи старше одного года без подразделения по половому признаку – 4, до одного года – 2.
Административный истец на личном приеме в 9 час. 0 мин. 0 сек. обратился с заявлением на получение разрешения на добычу 1 лося старше 1 года в общедоступных охотничьих угодьях в период с 15 октября по 31 декабря 2021 г.
Несмотря на то обстоятельство, что в качестве даты приема указанного заявления обозначено 21 августа 2021 г., с учетом даты его подписания 23 августа 2021 г., производственного календаря на 2021 г., согласно которому указанная дата приходится на субботу, то есть нерабочий день, а также положений п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона Республики Карелия от 4 апреля 2012 г. № 1591-ЗРК «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях» (далее – Закон № 1591-ЗРК), устанавливающим, что подача заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется в рабочий день, судебная коллегия исходит из того, что фактически оно было подано 23 августа 2021 г., а неточное указание даты является опиской, допущенной лицом, учинившим указанную запись. Участвующими в деле лицами также не оспаривается факт подачи заявки именно в указанный день.
Решением ответчика от 23 августа 2021 г. в удовлетворении заявления отказано по мотивам превышения лимита добычи.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности указанного отказа в связи с исчерпанием к моменту поступления в порядке очередности заявления Максименко А.В. лимита добычи лося.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, однако полагает ошибочным суждение суда первой инстанции относительно того, что на лиц, имеющих приоритет в распределении разрешений, приходится 5 из 7 разрешений.
Частью 6 ст. 31 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Республики Карелия от 4 апреля 2012 г. № 1591-ЗРК «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях» разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами в порядке очередности поступления и регистрации заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Разрешения на добычу охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом и квотами их добычи, распределяются между физическими лицами в соответствии со ст. 3 настоящего Закона, за исключением распределения разрешений на добычу лося, осуществляемого в соответствии с пп. 1 и 2 ч. 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 4 Закона № 1591-ЗРК).
Частью 2 ст. 4 того же Закона предусмотрено, что разрешения на добычу лося в соответствии с лимитом и квотами добычи распределяются между физическими лицами по общедоступным охотничьим угодьям в соотношении:
1) 30 % разрешений распределяется между лицами, добывшими волков;
2) 20 % разрешений распределяется между общественными помощниками;
3) 50 процентов разрешений распределяется между физическими лицами, не указанными в пп. 1 и 2 ч. 2 настоящей статьи, в соответствии со ст. 3 настоящего Закона.
При этом в целях правовой определенности в ч. 7 ст. 3 Закона № 1591-ЗРК предусмотрен порядок распределения разрешений в случае, если полученное в соответствии с математическими правилами количество разрешений выражается дробным числом, согласно которому получившееся в соответствии с пп. 1 и 2 ч. 2 настоящей статьи количество разрешений на добычу лося, выраженное дробным числом, округляется до целого числа в большую сторону, а получившееся в соответствии с п. 3 ч. 2 настоящей статьи количество разрешений на добычу лося, выраженное дробным числом, округляется до целого числа в меньшую сторону.
Согласно указанному правилу все перечисленные в ч. 2 ст. 4 Закона № 1591-ЗРК лица разделены на две группы, к одной из которых отнесены лица, перечисленные в пп. 1 и 2 указанной части (лица, добывшие волков и общественные помощники), а к другой – все остальные физические лица, осуществляющие охоту в общедоступных охотничьих угодьях.
Исходя из буквального содержания указанного нормативного предписания, приходящееся на каждую из указанных групп количество разрешений подлежит округлению в большую или меньшую сторону лишь в отношении одного не подлежащего разделу разрешения, распределяемого в пользу группы, объединяющей граждан, добывших волков, и общественных помощников.
Количество разрешений на добычу лося, приходящееся на всех остальных физических лиц, осуществляющих охоту в общедоступных охотничьих угодьях, может быть меньше 50 % лишь в случае, если в соответствии с математическими правилами количество разрешений будет выражено дробным числом, которое подлежит округлению до целого числа в меньшую сторону, то есть не более чем на одно разрешение от 50 %.
Последующее распределение приходящихся на перечисленных в пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 1591-ЗРК граждан разрешений на добычу лося осуществляется внутри этой группы, то есть между гражданами, добывшими волков, и общественными помощниками применительно к правилам, установленным ч. 7 указанной статьи.
При этом из положений ч. 2 ст. 4 Закона № 1591-ЗРК не следует, что распределение разрешений между указанными в ней категориями осуществляется исходя из количества особей, подлежащих добыче, по каждому половозрастному признаку охотничьего ресурса, поскольку, исходя из правила ч. 7 этой же статьи, это может создать ситуацию, когда все разрешения подлежат распределению между гражданами, добывшими волков, и общественными помощниками, тогда как иные лица не получат ни одного разрешения (например в случае распределения двух разрешений на добычу лосей, каждый из которых относится к разным возрастным группам) либо с отступлением от указанного выше принципа отклонения общего количества разрешений от 50 % не более чем на 1 разрешение (в случае, если количество разрешений по каждой половозрастной группе будет нечетным).
Соответственно, граждане, добывшие волков, и общественные помощники, подавая заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьего ресурса, вправе самостоятельно определять его пол и возраст.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что распоряжением Главы Республики Карелия от 29 июля 2021 г. № 425-р квота добычи лося на общедоступных охотничьих угодьях Сегежского района определена в размере 7 особей, на группу лиц, перечисленных в пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 1591-ЗРК, приходится 4 особи (из которых 3 разрешения приходятся на граждан, добывших волков, 1 – на общественных помощников), а на всех остальных физических лиц, осуществляющих охоту в общедоступных охотничьих угодьях – 3 особи.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об ином распределении разрешений на добычу лося является ошибочным.
Исходя из предписаний чч. 2-6 ст. 4 Закона № 1591-ЗРК перераспределение разрешений на добычу лося, подлежащих распределению между гражданами, добывшими волков и общественными помощниками в пользу всех остальных физических лиц, осуществляющих охоту в общедоступных охотничьих угодьях, возможно исключительно в случае, если количество заявлений на выдачу разрешений на добычу лося, поданных лицами каждой из указанных категорий, меньше количества подлежащих распределению разрешений.
В случае, если количество заявлений больше количества подлежащих распределению разрешений, последние подлежат распределению между соответствующими льготными категориями исходя из количества добытых волков и времени подачи заявлений гражданами, добывшими волков, и времени подачи заявлений общественными помощниками.
В силу п. 1 ст. 1, пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона № 209-ФЗ охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые в соответствии с указанным Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты, к числу которых относятся, в том числе, лоси.
Различия в возрасте и поле конкретных объектов животного мира не свидетельствуют о наличии самостоятельного охотничьего ресурса, но подлежат учету при установлении ограничений охоты, регулировании численности охотничьих ресурсов и определении объема изъятия при утверждении лимита добычи, а также квоты добычи охотничьего ресурса (пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 22, ч. 7 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона № 209-ФЗ).
Во исполнение предписаний ч. 5 ст. 31 Закона № 209-ФЗ приказом Минприроды России от 29 августа 2014 г. № 379 утверждены Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и Порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Порядком подачи заявлений для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов не установлена обязанность указания в заявлении пола и возраста добываемого ресурса (п. 4), в связи с чем само по себе то обстоятельство, что в заявлении не приведены данные сведения, не могло являться основанием для отказа в выдаче разрешения на добычу на основании п. 17.1 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Вместе с тем, любой заявитель, исходя из того, какой именно пол и возраст предполагаемого к добыче охотничьего ресурса для него предпочтителен (в том числе, исходя из установленной п. 2 ст. 333.3 НК РФ льготы по сбору за пользование объектами животного мира), вправе указать в своем заявлении конкретные характеристики ресурса, исключительно исходя из которых и подлежит рассмотрению его заявление в пределах количества разрешений, установленных в отношении указанных в заявлении пола и возраста особей.
В случае, если пол и возраст предполагаемого к добыче охотничьего ресурса не указан, заявление подлежит рассмотрению с учетом иных ограничений (в частности, вытекающих из указанного в заявлении в обязательном порядке срока охоты), а также очередности его подачи.
В любом случае, как заявления, в которых указаны пол и возраст охотничьего ресурса, так и заявления, не содержащие такого указания, распределяются по правилам чч. 2-8 ст. 4 Закона № 1591-ЗРК, согласно которым первоначально право на получение разрешений в пределах количества, установленного пп. 1 и 2 ч. 2, ч. 7 указанной статьи (определяемого исходя из общего количества особей, подлежащих добыче), обладают граждане, добывшие волков, и общественные помощники, а оставшиеся подлежат распределению между остальными физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях.
Из представленных заявлений иных претендентов, поданных как лично, так и в электронном виде, достоверность содержания которых не оспаривается лицами, участвующими в деле, заявления на выдачу разрешений на добычу лосей, в предполагаемый срок охоты с 15 октября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. поступили от:
– ВДВ, САП, ШМА (граждан, добывших волков), каждый из которых претендовал на добычу особей старше 1 года, и по результатам рассмотрения которых им были выданы разрешения;
– ААВ, КСВ (общественных помощников), каждый из которых не указал возраст предполагаемого к добыче охотничьего ресурса, притом что первому было выдано разрешение на добычу лося старше 1 года без подразделения по половозрастному признаку, а второму – лося до 1 года;
– РАВ (относящегося к остальным физическим лицам, осуществляющим охоту в общедоступных охотничьих угодьях), поданное в электронном виде, указавшего на добычу особи до 1 года, поступившее в 9 час. 0 мин. 1 сек., по результатам рассмотрения которого было выдано разрешение;
– ПДО и Максименко А.В. (относящихся к остальным физическим лицам, осуществляющим охоту в общедоступных охотничьих угодьях), каждый из которых указал на добычу особей старше 1 года, которые удовлетворены не были.
При этом заявления ПДО и Максименко А.В. поступили в одно время (9 час. 0 мин. 0 сек.), однако первое заявление поступило в электронном виде, в связи с чем с учетом п. 8 приказа Министерства от 17 августа 2021 г. № 1708 оно имеет приоритет перед заявлением административного истца.
Кроме того, заявление на выдачу разрешения на добычу самца лося во время гона в предполагаемый срок охоты с 1 по 30 сентября 2021 г. подано в электронном виде в 9 час. 0 мин. 2 сек. ПДМ (относящимся к остальным физическим лицам, осуществляющим охоту в общедоступных охотничьих угодьях), по результатам рассмотрения которого было выдано разрешение.
С учетом изложенного, Максименко А.В., указавший в заявлении на добычу лося старше 1 года, при общем количестве разрешений на добычу охотничьего ресурса данного возраста 4 и числа перечисленных выше лиц, имеющих право на получение этого ресурса в приоритетном по отношению к административному истцу порядке как с точки зрения их отнесения к льготным категориям, так и более ранней подачи соответствующих заявлений (в частности, ВДВ, САП, ШМА и ПДО), ни при каких обстоятельствах не вправе претендовать на получение разрешения на испрашиваемый им вид ресурса.
В этой связи решение Министерства об отказе в его выдаче на основании п. 17.7 Порядка подачи заявлений для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов со ссылкой на то, что при выдаче административному истцу разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов, является законным.
По изложенным мотивам обжалуемое решение суда является по существу правильным, а доводы жалобы не могут повлечь его отмену в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 сентября 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи