Судья Старшая Ю.А. Дело № 33а-10515/2019
Учет № 121а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
16 июля 2019 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составепредседательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сибгатуллиной Р›.Р., Фахрутдинова Р.Р.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Садиковой Р.Р¤.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Р›.Р.Сибгатуллиной административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан РЅР° решение Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 2 апреля 2019 РіРѕРґР°, которым постановлено:
административное исковое заявление Ульяны Александровны Арбузовой об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
- нежилого здания (салон демонстрации и продаж автомобилей) с кадастровым номером ....:1757, площадью 1088,2 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, город Елабуга, улица Молодежная, дом 5, в размере 9 481 000 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;
- нежилого здания (станция технического обслуживания) с кадастровым номером ....:1758, общей площадью 1162,8 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, город Елабуга, улица Молодежная, дом 5, в размере 6702000 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 декабря 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Арбузовой У.А., Латышевой М.В., высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Арбузова У.А. является собственником объектов недвижимости в виде нежилых зданий - салона демонстрации и продаж автомобилей площадью 1088,2 кв.м с кадастровым номером ....:1757 и станции технического обслуживания площадью 1162,8 кв.м с кадастровым номером ....:1758, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, город Елабуга, <адрес>
Объект недвижимости с кадастровым номером ....:1757 поставлен на государственный кадастровый учет 16 августа 2011 года, объект недвижимости с кадастровым номером ....:1758 - 29 ноября 2011 года.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2014 года, применяется для целей налогообложения с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года №2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан» и составляет 32909344,40 руб. и 43928456,08 руб. соответственно.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Арбузова У.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ....:1757 в размере 9 481 000 руб. и кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ....:1758 - в размере 6702000 руб., равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. По мнению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, обжалуемое решение принято при недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Указывается, что несмотря на явные недостатки представленного административным истцом отчета от 17 декабря 2018 года №87/12-2018 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, суд необоснованно принял его в качестве допустимого доказательства по делу и в нарушение положений статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) не направил дело на судебную экспертизу, тогда как имел возможность распределить расходы на ее проведение позднее.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительный комитет муниципального образования г.Елабуга Елабужского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 КАС РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), в силу части 2 статьи 24.18 которого результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, отнесены к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Ртой Р¶Рµ РЅРѕСЂРјРѕР№ предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установить РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 1 января 2020 РіРѕРґР° единую дату начала применения РЅР° территории этого субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕСЂСЏРґРєР° определения налоговой базы РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· кадастровой стоимости объектов налогообложения СЃ учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года №82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Елабужского городского Совета от 11 ноября 2014 года №228 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Елабуга, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное решение вступило в законную силу с 1 января 2015 года. В настоящее время данное решение действует в редакции, принятой решением Совета муниципального образования город Елабуга Елабужского муниципального района от 13 декабря 2018 года №178, установившим аналогичный порядок определения налоговой базы по указанному налогу.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет от 17 декабря 2018 года №87/12-2018 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленный экспертом общества с ограниченной ответственностью «Куратор» Варламовой Д.А. по заказу административного истца, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами ....:1757, ....:1758 по состоянию на 1 января 2014 года составила 9 481 000 руб. и 6702000 руб. соответственно.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что содержание представленного административным истцом отчета не опровергнуто, допустимых доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости административными ответчиками не представлено, и, указав на отсутствие оснований для признания недостоверной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в данном отчете, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с частью 5 статьи 77 КАС РФ в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
На основании части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Обжалуемое решение отвечает указанным положениям процессуального закона.
Как следует из материалов дела, определением Верховного Суда Республики Татарстан от 12 февраля 2019 года по ходатайству представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу назначена судебная экспертиза для установления соответствия представленного административным истцом отчета от 17 декабря 2018 года №87/12-2018 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и правильности определения в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Судебные расходы по проведению судебной экспертизы суд возложил на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, обязав его не позднее 5 марта 2019 года внести на счет для временного распоряжения денежным средствами Верховного Суда Республики Татарстан денежные средства, подлежащие выплате эксперту, в размере 92 000 руб., производство по делу было приостановлено на период проведения экспертизы.
11 марта 2019 года производство по делу возобновлено в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по оплате расходов за проведение экспертизы, в основу решения суда положены доказательства рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, представленные административным истцом.
Как правильно указал суд первой инстанции, допустимых доказательств, опровергающих изложенные в отчете 17 декабря 2018 года №87/12-2018 выводы о рыночной стоимости объектов недвижимости, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, в установленном законом порядке оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы в обоснование своих возражений, достоверного подтверждения в материалах дела не имеют.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом положений части 11 статьи 49 КАС РФ отмену обжалуемого судебного акта повлечь не может, поскольку судебному эксперту дело судом на экспертизу не направлялось.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы вышеизложенных установленных РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства обстоятельств Рё выводов СЃСѓРґР° первой инстанции РїРѕ данному делу РЅРµ опровергают Рё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим отмену решения СЃСѓРґР° также РЅРµ влекут как РЅРµ имеющие своего достоверного подтверждения РІ материалах дела.
Рмеющие значение для дела обстоятельства определены СЃСѓРґРѕРј правильно, его выводы, изложенные РІ решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела Рё подтверждены имеющимися РІ материалах дела доказательствами, РїСЂРё этом нарушения РЅРѕСЂРј материального права Рё РЅРѕСЂРј процессуального права СЃСѓРґРѕРј допущено РЅРµ было.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 апреля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё