61RS0022-01-2020-005891-72
№ 2-3461/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«8» сентября 2020 года г. Таганрог Ростовской области
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Фатыховой Е.М.
при секретаре судебного заседания Сорокиной О.Г.
при участии представителя ответчика Силивестрова А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева О.В. к Администрации <адрес> о признании постановления незаконным, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
третье лицо на стороне ответчика не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Васильев А.Г.,
у с т а н о в и л:
Истица обратились с иском в суд к ответчику, в котором просит признать незаконным и отменить Постановление Администрации города Таганрога № от <дата> года, об исключении её семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <дата> годы.
Возложить на администрацию города Таганрога обязанность восстановить семью в составе из двух человек в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, за очередным номером, действовавшим на дату вынесения постановления администрации г.Таганрога № от <дата> об исключении её семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
В обоснование своих требований указала, что на основании программы города Таганрога «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения города Таганрога» <дата> ей было подано заявление в Администрацию г. Таганрога, об участии в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей», признании семьи в составе трех человек: Васильева О.В., Васильев А.Г. и ФИО4, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации г. Таганрога № от <дата> её семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в участие подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
<дата> в Администрацию г. Таганрога ей было подано заявление об исключении из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы <данные изъяты> Васильев А.Г., <данные изъяты>.
Постановлением Администрации г.Таганрога № от <дата> внесено изменение в приложение к постановлению Администрации <адрес> от <дата> № «О признании молодых семей <адрес> участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»
Постановлением Администрации <адрес> № от <дата> её семья исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в связи с достижением 35 лет. Считает постановление Администрации города Таганрога незаконным.
Истица Васильева О.В. действующая в своих интересах и в интересах ФИО4, третье лицо - Васильев А.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Васильева О.В. поступило заявление, с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации г. Таганрога Силивестров А.Л. действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил отказать. Суду пояснил, что истец был уведомлен <дата> об исключении его из списков на получение жилья, достаточно времени было на подачу иска с целью обжалования данного решения Администрации. И полагал, что истцом пропущен срок для обжалования постановления. Исключение из списков целевой программы является обоснованной и законной. До включения в список претендентов истцу исполнилось <данные изъяты> лет, это является основанием для исключения из списка.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
<дата> Правительством Российской Федерации принято постановление N 1050, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.
Согласно п. 6. Участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2015 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 N 889, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 27.02.2014 № 135 «О порядке реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Ростовской области», а также в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Таганроге» утверждена муниципальная программа города Таганрога «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Таганрога», утвержденной постановлением Администрации города Таганрога от <дата> №
Судом установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Администрации г. Таганрога № от <дата> (л.д. 100) семья ФИО8, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в участие подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, согласно заявлению от <дата> ( л.д. 102)
В связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат, семья ФИО8 не получила социальной выплаты в период действия программы «Жилище» на 2011-2015 год.
Семья ФИО8 в составе трех человек была включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы « Жилище» на 2015-2020 в составе трех человек (родители и несовершеннолетний ребенок).
<данные изъяты> (л.д.51).
16.07.2018г. Васильева О.В. подано заявление об исключении из состава участников подпрограммы бывшего супруга (л.д.50).
Постановлением Администрации г. Таганрога от <дата> № внесено изменение в постановление Администрации <адрес> от <дата>. № – Васильев А.Г. исключен из состава молодой семьи (л.д.34-35).
Постановлением Администрации <адрес> № от <дата> семья ФИО8 исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в связи с достижением 35 лет. (л.д.26).
С <дата> года семья ФИО8 не реализовала свое право в рамках указанной программы в виду отсутствие бюджетного финансирования.
ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты, не определяет способы и объем такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, - решение этих вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, предусматривает конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 5 марта 2009 N 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий (социально незащищенных - прежде всего) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П).
Исходя из изложенных норм полагается, что отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников подпрограммы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований полагая, что семья истца на момент первоначального включения в подпрограмму в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в подпрограмме, подлежащей реализации в 2015 - 2020 годах, в связи с чем оснований для ее исключения не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Васильева О.В. к Администрации г. Таганрога о признании постановления незаконным, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – удовлетворить.
Признать незаконным действия Администрации г. Таганрога об исключении семьи в составе Васильева О.В. и <данные изъяты> ФИО4 из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2015-2020г.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Таганрог» восстановить Васильева О.В. в составе семьи два человека (истица и <данные изъяты> ФИО4) в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Таганрог» восстановить Васильева О.В. в составе семьи два человека (истица и <данные изъяты> ФИО4) в списках граждан-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2015-2020годы, по номеру в соответствии с продвижением очереди со дня снятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Фатыхова
Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2020г.