Председательствующий: Берш А.Н.
Дело № 33-4090/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Капустиной Т.М., Карповой В.Н.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 декабря 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Мохор Е.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска Кириченко А.И. к муниципальному унитарному предприятию города Абакана «Управляющая жилищная компания» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., представителя истца Мохор Е.А., настаивавшей на доводах жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мохор Е.А., действуя от имени Кириченко А.И., обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию города Абакана «Управляющая жилищная компания» (далее – МУП г. Абакана «УЖК») об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, мотивируя требования тем, что в 2012 году была произведена перепланировка нежилого помещения, в результате которой уменьшилась его площадь на 43,9 кв.м., о чем 09 июля 2013 года был извещен ответчик. Между тем перерасчет коммунальных платежей производить отказалися, ссылаясь на непредставление нового свидетельства о государственной регистрации права. Просила обязать МУП г. Абакана «УЖК» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с изменением площади нежилого помещения с 01 августа 2013 года по сегодняшний день.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Кириченко А.И. с участием ее представителя Мохор Е.А., которая настаивала на иске.
Представитель ответчика Петрова Н.С. иск не признала.
Суд постановил вышеприведенное решение, с которым не согласна представитель истца Мохор Е.А.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять новое. Считает ошибочным вывод суда о том, что юридически значимым обстоятельством является дата внесения сведений истцом об изменении площади нежилого помещения в Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указывает, что внесение сведений в такой реестр влечет лишь возложение обязанности по оплате коммунальных услуг. Отмечает, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 и от 06 мая 2011 года № 354 соответственно, не предусмотрен порядок перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с изменением площади. По мнению представителя, истец должен оплачивать указанные услуги исходя из фактической площади помещения с первого числа месяца, следующего за уведомлением ответчика об изменении площади (уведомила в июле 2013 года), т.е. с 01 августа 2013 года, что также подтверждается Положением о порядке перерасчета квартирной платы и платы за коммунальные услуги, утвержденным указанием Госкомитета ЖКХ РСФСР от 30 декабря 1983 года № С-2784. Указывает, что начисление управляющей компанией платы за коммунальные услуги в связи с изменением площади начато с 1 мая 2016 года, а не с момента государственной регистрации – 11 апреля 2016 года, т.е. с применением указанного Положения № С-2784. Полагает, что суд первой инстанции ошибочно не применил названное Положение № С-2784, сославшись на то, что оно не было опубликовано, следовательно, не обладает юридической силой. При этом суд не учел, что решении вопроса о перерасчете коммунальных платежей суды ссылаются на указанное Положение.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчика Петрова Н.С. выражает согласие с решением суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст. 327 ГПК РФ, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», принятие дополнительных (новых) доказательств в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оформляется вынесением определения с указанием в нем мотивов, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу о невозможности представления этих доказательств в суд первой инстанции по причинам, признанным уважительными, а также об относимости и допустимости данных доказательств.
Поскольку судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, судебная коллегия находит возможным принять новые доказательства: счет-расшифровку № от 30 апреля 2016 года с 01 апреля 2016 года по 30 апреля 2016 года; счет-расшифровку № от 31 мая 2016 года с 01 мая 2016 года по 31 мая 2016 года; кадастровое дело объекта недвижимости №; доверенность от имени Кириченко А.И. на имя ФИО8 на управление спорной недвижимостью; договор управления многоквартирным домом № от 01 февраля 2010 года, заключенный между МУП «Управляющая компания» в лице директора ФИО9 и ФИО8 ( с приложениями); заявление от ФИО8 о перерасчете платы за содержание жилищного фонда с 01 января 2013 года, о чем вынесено определение в протокольной форме.
Как видно из материалов дела, МУП г. Абакана «УЖК» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>.
Кириченко А.И. является собственником нежилого помещения №, расположенного в <адрес>.
Как видно из материалов дела, первоначально площадь нежилого помещения составляла 841,8 кв.м.
В связи с перепланировкой нежилого помещения по указанному адресу, общая площадь изменилась и составила 797,9 кв.м, что подтверждается техническим паспортом нежилого помещения.
ФИО8, действуя на основании доверенности, 09 июля 2013 года обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги, приложив копию технического паспорта помещения.
Однако 24 июля 2013 года ей было отказано по причине не представления свидетельства о государственной регистрации права с уточненной площадью.
Изменения в кадастровую запись по площади внесены 24 марта 2016 года и 11 апреля 2016 года истцом получено повторное свидетельстве о государственной регистрации права, в которой указана площадь нежилого помещения 797,9 кв.м.
На вторичное обращение о перерасчете коммунальных платежей, Управляющая компания 29 августа 2016 года сообщила, что в связи с изменением площади, которая отражена в свидетельство о регистрации права собственности начисление производится из 797,9 кв.м. За период с 01 августа 2013 года по 01 июня 2016 года начисление за жилищно-коммунальные услуги производится исходя из площадей, указанных в свидетельствах и ежемесячно отражается в представленных счетах на оплату.
Основанием обращения в суд с настоящим иском послужил отказ управляющей компании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги с 24 июля 2013 года по 01 июня 2016 года связи с уменьшением площади нежилого помещения.
В соответствии ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.5 ч.2 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Кодекса.
Согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст. 157 ЖК РФ).
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, действовавшим на момент возникновения правоотношений, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307). Как видно из материалов дела, за период с 01 августа 2013 года по 01 июня 2016 года, МУП УЖК производит начисления по спорному объекту (нежилому помещению) за коммунальные услуги: отопление, электроснабжение, содержание и ремонт помещения, исходя из площади помещения равной 841,8 кв.м. Из документов усматривается, что истцу начислялись платежи по спорному нежилому помещению из общей площади нежилого помещения только за отопление. В суде первой инстанции представитель истца Мохор Е.А. уточнила исковые требования, просила пересчитать коммунальные платежи только за отопление, поскольку за содержание жилого помещения суммы незначительные. Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из юридически значимого обстоятельства, коим признал дату внесения сведений истцом об измененной площади нежилого помещения в Государственный реестр прав на недвижимое имущество. В соответствии с п.п. 1-3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Как видно из материалов дела, право собственности на объект недвижимости зарегистрировано за Кириченко А.И. 31 октября 2011 года.В силу п.п. 1, 2, 5 ст. 12 указанного Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах. Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта. Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению. Каждый раздел состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав. В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, о существенных и об иных условиях сделки об отчуждении, сведения о правообладателе, о правоустанавливающих документах в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись. В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, о документах, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав, о существенных и об иных условиях сделки, на основании которой возникают ограничения (обременения) прав, в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из приведенных норм следует, что характеристики недвижимого имущества, содержатся в Государственном кадастре недвижимости, сведения из которого в объеме, определенном Правилами ведения Единого государственного реестра прав, содержатся в последнем (в подразделе I).
Технический паспорт - информационно-технический документ, содержащий сведения о потребительских свойствах и технических характеристиках жилого помещения (квартиры), в том числе сведения государственного технического учета и оформляется он на объект недвижимости для проведения инвентаризации объектов недвижимого имущества.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что технический паспорт не является для управляющей компании тем документом, который может быть положен в основу для перерасчета оплаты коммунальных услуг в связи с уменьшением общей площади объекта недвижимости. Технические характеристики недвижимого имущества, которые отражены в техническом паспорте являются основанием для внесения сведений об объекте, в том числе его площади, в государственный кадастр недвижимости. Запись об уменьшении площади нежилого помещения внесена истцом только 24 марта 2016 года. Таким образом, основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с уточнением площади квартиры, с 01 августа 2013 года у управляющей компании не имелось.
Учитывая, что право собственности на спорный объект недвижимости у истца возникло 31 октября 2011 года, изменения площади объекта недвижимого имущества внесены истцом 24 марта 2016 года, что и послужило основанием выдачи повторного свидетельства о государственной регистрации права, которое получено истцом 11 апреля 2014 года, ответчик правомерно произвел начисление платы по площади, указанной в кадастровом деле объекта недвижимости с 01 апреля 2016 года.
Довод жалобы о том, что оплата за коммунальные платежи подлежит перерасчету с 01 августа 2013 года, отклоняется судебной коллегией по мотивам, изложенным выше.
Вопреки доводу апелляционной жалобы начисление управляющей компанией платы за отопление в связи с изменением площади начато с 01 апреля 2016 года, что подтверждается счет- расшифровкой №. Спора по оплате иных коммунальных платежей не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы стороны истца аналогичны его позиции в суде первой инстанции, им судом дана правильная правовая оценка на основании установленных обстоятельств дела.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 09 сентября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Кириченко А.И. Мохор Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: В.Н. Морозова
Судьи: Т.М. Капустина
В.Н. Карпова