РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ермаковское 01 октября 2019 года
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Петуховой В.Н.,
при секретаре Ивановой И.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Ермаковского района Флегентовой О.С.,
представителя административного ответчика – Администрации Ермаковского района Аширматова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ермаковского района Красноярского края об обязании произвести замену котлов отопления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ермаковского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Ермаковского района Красноярского края в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу с целью предупреждения чрезвычайной ситуации на территории Ермаковского района и бесперебойного функционирования источников теплоснабжения произвести замену котла марки КВр-1,25, установленного в котельной <адрес> и котла марки КВм-1,86, установленного в котельной <адрес> а.
Прокуратурой Ермаковского района проведен анализ состояния законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Ермаковского района, в том числе достаточности принимаемых органами местного самоуправления мер по содержанию объектов коммунального хозяйства (котлов, котельного оборудования), своевременного обеспечения их капитального ремонта и замены в период подготовки к очередному отопительному сезону. В ходе проверки установлено, что в силу действующего законодательства Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений теплоснабжения.
Вместе с тем, котел № 2 КВр-1,25, установленный в котельной с. Нижний Суэтук требует замены, в связи с износом рабочих секций котла, износ составляет 90%. В период отопительного сезона 2018-2019 гг. произошло 8 аварийных ситуаций. В период эксплуатации котла под действием высоких температур дымоуходящих газов, произошел прогар стенок секций конвективной части, что приводило к их разрыву и отключению котла для ремонта.
Кроме того, требует замены также котел, установленный в котельной п. Ойский КВм-1,86, процент износа составил 90%. Во время отопительного сезона 2018-2019 гг. произошло 9 аварийных ситуаций. При эксплуатации ветхого инженерного оборудования происходит нарушение оптимального режима работы котлов, повышенный расход угля, вынужденные затраты на материалы. Так, за 2018 год в сравнении с 2017 годом расход угля увеличился на котельной с. Нижний Суэтук на 155 тонн, на котельной п. Ойский – на 134 тонны.
Собственником указанных выше котлов является администрация Ермаковского района. Неприятие действенных мер по замене аварийных котлов влечет за собой риск срыва очередного отопительного сезона, что, в свою очередь, может повлечь за собой социальную напряженность среди населения Ермаковского района, нарушения прав граждан на надежное теплоснабжение, причинение имущественного ущерба, в том числе муниципальному образованию.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ермаковского района Красноярского края Флегентова О.С. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика администрации Ермаковского района Аширматов И.В. исковые требования признал частично, пояснив, что формально заявленные исковые требования являются обоснованными, администрацией в настоящее время проводится работа, согласовывается финансирование на приобретение котлов в п. Ойский и с. Нижний суэтук.
Представитель заинтересованного лица Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в суд не явился, уведомлен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, о причинах неявки не уведомили.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 130, ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Статьей 6 Федерального Закона РФ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - ФЗ № 190-ФЗ) к полномочиям организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно ч.1.1 ст. 6 указанного ФЗ № 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, перечисленные выше, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района.
В силу части 2 статьи 20 ФЗ № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ № 190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей.
Согласно п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее Правила № 115 ПТЭТЭУ), при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо, в том числе поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети (пункт 6.2.25 Правил № 115 (ПТЭТЭУ)).
Пунктом 11.1 Правил № 115 (ПТЭТЭУ) определено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются в том числе:
- устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
- испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность.
Согласно пункту 11.3 Правил № 115 (ПТЭТЭУ) для обеспечения надежной и безопасной работы систем теплоснабжения, своевременного устранения аварий и недопущения их развития в организациях проводятся тренировки по взаимодействию персонала при ликвидации аварийных ситуаций, разработаны организационно-технические мероприятия (инструкции).
Согласно п. 104 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в РФ" при необходимости принятия неотложных мер в случае возникновения аварийных ситуаций в системе теплоснабжения допускается полное и (или) частичное ограничение режима потребления, в том числе без согласования с потребителем.
На основании ст. 14 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Действие настоящего ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по тепло- и водоснабжению, утвержденными в установленном порядке.
Согласно выписке из реестра муниципального казенного имущества Ермаковского района Красноярского края котел марки КВр-1,25, установленный в котельной по адресу: <адрес>, как и котел марки КВм-1,86, установленный в котельной по адресу: <адрес>, находятся в муниципальной собственности.
Из договора аренды № 09 от 29 мая 2017 года следует, что администрация Ермаковского района Красноярского края передала в аренду ООО «Тепловик - 2» муниципальное казенное имущество: нежилое здание котельной с оборудованием и теплосетью, находящееся по адресу: <адрес>, являющееся муниципальной собственностью района, во временное владение и пользование арендатору. По условиям договора (п. 1.2) Текущий ремонт имущества производится за счет средств арендатора.
Из договора аренды № 08 от 29 мая 2017 года следует, что администрация Ермаковского района Красноярского края передала в аренду ООО «Тепловик - 2» муниципальное казенное имущество: нежилое здание (котельная) с размещенным оборудованием – дымовой трубой и теплосетью, находящегося по адресу: <адрес>, являющееся муниципальной собственностью района, во временное владение и пользование арендатору. По условиям договоров аренды (п. 1.2). Текущий ремонт имущества производится за счет средств арендатора.
Согласно ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Администрация Ермаковского района Красноярского края, как собственник имущества, была проинформирована арендатором ООО «Тепловик-2» о неоднократных аварийных ситуациях в период отопительного сезона 2018-2019 гг. Однако эффективных мер по замене котла КВр-1,25, установленного в котельной по адресу: <адрес>, и котла марки КВм-1,86, установленного в котельной по адресу: <адрес> «а» не предприняла.
Доказательств того, что не на администрации лежит обязанность в силу закона производить капитальный ремонт (его финансирование) принадлежащего ей на праве собственности и арендованного третьим лицом имущества, ответчиком в материалы дела не представлено, судом иного не установлено.
Прокуратурой Ермаковского района Красноярского края в адрес главы Ермаковского района Красноярского края внесено представление от 21 июня 2019 года с требованием устранить допущенные нарушения законодательства о теплоснабжении и сообщить, о результатах принятых мер в письменной форме прокурору Ермаковского района. Ответ главы администрации Ермаковского района Красноярского края в материалах дела не представлен.
При таких обстоятельствах действия органа местного самоуправления администрации Ермаковского района Красноярского края, своевременно не организовавшего проведение работ по замене котла КВр-1,25, установленного в котельной по адресу: <адрес>, и котла марки КВм-1,86, установленного в котельной по адресу: <адрес> «а», нарушает права неопределенного круга лиц, жителей <адрес> на проживание в безопасных условиях в осенне-зимний период, поскольку данный факт подтверждается также представленным в судебном заседании представителем административного ответчика - предложением утвержденным Министром промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> 05.09.2019, свидетельствующее только о начале только в сентябре 2019 года процедуры согласования финансирования на приобретение котлов в <адрес> и в <адрес> суэтук.
Таким образом, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░-1,25, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░-1,86, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.