Решение по делу № 33-4834/2024 от 27.08.2024

Дело № 33-4834/2024; 2-2731/2024

УИД 72RS0014-01-2023-012607-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень                                          16 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

    председательствующего судьи    Фёдоровой И.И.,

    судей:                    Котовой С.М., Малининой Л.Б.,

    при секретаре                Микитенко А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Болзиной Ольги Валентиновны, Жигаловой Татьяны Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ж.Е., Ж.В. на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 28 марта 2024 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Болзиной Ольги Валентиновны, Жигаловой Татьяны Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Ж.Е., Ж.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации; ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма – отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Котовой С.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Болзина О.В., Жигалова Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ж.Е., <.......> г.р., Ж.В., <.......> г.р., обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (Минобороны России), Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс»), Федеральному государственному казенному учреждению «Приволожско-уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Приволжско-уральское ТУИО» Минобороны России) о признании права пользования на условиях договора социального найма жилым помещением – квартирой 4 <.......> блокированной застройки по <.......> города Тюмени, общей площадью 42,8 кв.м., в том числе жилой 32,1 кв.м., состоящей из 2 жилых комнат, кухни, прихожей, санузла, тамбура и крыльца (т.1 л.д.6-14).

Требования мотивированы тем, что в 1994 году истцу Болзиной О.В., как работнику воинской части <.......> решением жилищной комиссии предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, в последующем указанному жилому дому был присвоен адрес: <.......>. Указанный жилой дом распоряжением Министерства имущественных отношении РФ <.......>-р от <.......> был включен в перечень имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за Тюменской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России (с 20 декабря 2010 ФГКУ «Приволжско-уральское ТУИО» Минобороны России). Жилой дом <.......> по <.......> расположен на земельном участке с кадастровым номером <.......> с разрешенным использованием: для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, находящемся в государственной собственности, при этом жилой дом на кадастровом учете не стоит. С 12 апреля 1996 Болзина О.В. зарегистрирована по месту жительства в спорном жилом помещении, с 28 июня 2001 вселена и зарегистрирована в указанном жилом помещении ее дочь Жигалова Т.В., как член семьи нанимателя, в дальнейшем вселены и зарегистрированы внуки нанимателя Ж.Е., <.......> г.р., и Ж.В., <.......> г.р. Истец Болзина О.В. работала в воинской части <.......> в период с <.......> по <.......> на основании контракта, с <.......> по <.......> - в столовой <.......>, затем с <.......> по <.......> в <.......> воинской части <.......>. В 1996 году с участием органов управления вооруженными силами РФ проводились работы по подключению жилого дома к централизованному отоплению, в связи с чем была осуществлена перепланировка помещения, демонтированы печи и за счет жильцов дома, в том числе истцов, произведены работы по проведению общедомовых и внутриквартирных инженерных сетей централизованного теплоснабжения. Истцы до настоящего времени проживают и зарегистрированы в спорном жилом помещении, оплачивают коммунальные услуги, содержат жилое помещение, за свой счет производят его ремонт, в том числе сетей электроснабжения, внутридомового и внутриквартирного теплоснабжения. Договор социального найма с Болзиной О.В. не заключался, документы о предоставлении жилого помещения в пользование не выдавались. На неоднократные запросы истца в органы управления имуществом Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении документов, подтверждающих предоставление истцу жилого помещения, ответы получены не были. Эксплуатация и управление жилищного фонда, в том числе жилого дома по адресу: <.......>, находится у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Истцы лишены возможности оформить спорное жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Указанный жилой дом в реестре муниципального имущества не значится, сведения о нем в ЕГРН отсутствуют. Считают, что поскольку военный городок <.......> исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных сил согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации от <.......> <.......>-р, то жилой дом <.......> с расположенными в нем квартирами не являются служебными жилыми помещениями и не относятся к специализированному жилищному фонду военного городка. В силу того, что жилое помещение было предоставлено истцу Болзиной О.В. и членам ее семьи уполномоченными органами управления Минобороны РФ по решению жилищной комиссии воинской части <.......> военного городка <.......> без выдачи соответствующего ордера с указанием статуса жилого помещения и без заключения договора социального найма, сведений о том, что жилое помещение относится к специализированному фонду Министерства обороны отсутствуют, просят признать за истцами право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.

В порядке ст. ст. 35, 38, 174 ГПК РФ от представителя ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Тарасова И.В. в суд поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых ответчик иск не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать (т.1 л.д.203-209, т.2 л.д.42-48).

Представители ответчика Минобороны России Китаева В.А., Зотин П.А. в письменных возражениях на исковое заявление указали, что спорное жилое помещение было предоставлено Болзиной О.В. в качестве служебного жилья на период работы, решение о предоставлении указанного жилого помещения в установленном порядке по договору социального найма не принималось, просили в удовлетворении исковых требований отказать (т.1 л.д.214-218, 240-244, т.2 л.д14-18).

Представитель ответчика ФГКУ «Приволжско-уральское ТУИО» Минобороны России Бабуров Д.А. в письменном отзыве на исковое заявление с учетом дополнений указал, что право оперативного управления ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России на жилое помещение - квартиру, находящуюся по адресу: <.......>, инвентарный <.......>) прекращено и закреплено на аналогичном вещном праве за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации; полагает, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку заявленные истцом требования не входят в его компетенцию (т.1 л.д.215-126).

Представитель третьего лица Администрации города Тюмени Ульянова О.А. в письменном отзыве на исковое заявление просила принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права (т.1 л.д.179).

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истцов Ханипова Р.Р. исковые требования поддержала.

Истцы Болзина О.В., Жигалова Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ж.Е., Ж.В., представители ответчиков Минобороны России, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГКУ «Приволжско-уральское ТУИО» Минобороны России, третьего лица Администрации города Тюмени в судебное заседание суда первой инстанции не явились.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны истцы Болзина О.В., Жигалова Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ж.Е., Ж.В.. (т.2 л.д.63, 64-75).

В апелляционной жалобе представитель истцов Мелёхина И.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме (т.2 л.д.121-126).

Указывают, что все примененные судом нормы законодательства и ведомственные нормативные акты регламентировали предоставление жилого помещения в закрытых и обособленных военных городках и предусматривали предоставление служебных жилых помещений на основании соответствующих ордеров с обязательным указанием статуса «служебное» жилое помещение. Однако, поскольку на период предоставления спорного жилого помещения истцу Болзиной О.В. военный городок <.......> не имел статус закрытого военного городка, пункты 1 и 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 <.......> «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» к жилищным правоотношениям истцов применяться не могут.

Отмечают, что Болзиной О.В. и членам ее семьи спорное жилое помещение было предоставлено без ордера, сведения и документы, подтверждающие его предоставление в качестве служебного помещения, отсутствуют.

Полагают, что суд первой инстанции не установил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, а именно статус жилого помещения, на каком праве и каким полномочным органом было предоставлено Болзиной О.В. спорное жилое помещение, а также не учел, что до настоящего времени право собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано, сведений о его постановке на кадастровый учет и регистрации прав в ЕГРН не имеется.

Указывают на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в приобщении к материалам дела образца выписки из протокола №7 заседания жилищной комиссии войсковой части <.......> от <.......>, предоставленное свидетелем на обозрение суда в качестве подтверждения наличия у него полномочий председателя жилищной комиссии в период с 1993 по 1996, поскольку свидетель не является лицом, участвующим в деле, копия выписки не относится к существу спора.

Считают, что поскольку спорная квартира на момент предоставления истцам не находилась на территории закрытого военного городка, в связи с чем не имела правового статуса схожего со статусом служебного жилого помещения, у истца Болзиной О.В. и у членов ее семьи возникло право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Полагают, что к спорным отношениям должны быть применены нормы жилищного законодательства, предусмотренные частью 2 статьи 60, частями 2 и 3 статьи 83, частью 1 статьи 154, частями 1 - 5, 9.1 - 13 статьи 156, статьями 157 и 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В возражениях представитель ФГКУ «Приволжско-уральское ТУИО» Минобороны России Бабуров Д.А. полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Мелёхина И.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

    В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, третье лицо не явились, о времени и месте судебного заседания извещены путем направления судебных извещений, в порядке ч.7 ст.113 ГПК РФ заблаговременного размещения информации о деле на официальном интернет-сайте областного суда - http://oblsud.tum.sudrf.ru, о причинах неявки судебную коллегию не известили.

    Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц, которые в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин.

    Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Болзина О.В. в период с <.......> по <.......> состояла на действительной военной службе по контракту в войсковой части <.......> (т.1 л.д.22-33).

    Из поквартирных карточек, карточек регистрации следует, что в жилом помещении по адресу: <.......>, зарегистрированы наниматель Болзина О.В. с <.......>, дочь Жигалова Т.В. – с <.......>, внук Ж.Е. – с <.......>, внук Ж.В. – с <.......> (т.1 л.д.34-41).

    Согласно индивидуальной карточке учета здания жилой дом по адресу: <.......>, источник финансирования – федеральный бюджет, № военного городка <.......>, гарнизон – <.......>, КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть) –<.......>, КЭУ ПУрВС, принадлежность – здание построено для МО (т.1 л.д.73).

    В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 № <.......>-р (в первоначальной редакции) военный городок № <.......> <.......> был включен в раздел «Вооруженные силы РФ» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.

    Распоряжение Правительства РФ от 17 марта 2010 <.......>-р из данного перечня военный городок <.......> <.......> исключен.

    В соответствии с приказом Министерства обороны РФ <.......> от 17 декабря 2010 ФГУ «Тюменская квартирно-эксплуатационная часть района» присоединена к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (т.1 л.д.91-96).

    В соответствии с планом закрепления жилой площади военного городка <.......> за войсковыми частями, утвержденного начальником Тюменского гарнизона Л. в 2007 году, жилое помещение в жилом доме <.......>, закреплено за БОУП ТВВИКУ (т.1 л.д.196-179).

    Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 12 сентября 2003 <.......>-р закреплено на праве оперативного управления за Тюменской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России находящееся у нее на учете имущество, в том числе жилой дом по адресу: <.......>, инвентарный номер по генплану <.......> (т.1 л.д.76-90).

    Распоряжением Администрации города Тюмени <.......>-р от 21 января 2010 безымянному элементу улично-дорожной сети на территории военного городка со сложившимся названием: <.......> присвоено наименование улица: <.......> (т.1 л.д.68).

    13 сентября 2017 между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заключен договор управления жилищным фондом, закреплённым за вооруженными силами Российской Федерации №3-УЖФ-1, предметом которого является управление и эксплуатация жилищного фонда, в том числе и жилого дома <.......>, фактическая передача жилищного фонда в управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России произведена 01 ноября 2017 (т.1 л.д.106).

    Актом о выявлении количества проживающих в жилом помещении <.......> <.......> от 19 июня 2018 установлен факт проживания в квартире по данному адресу Болзиной О.В., Жигаловой Т.В., Ж.Е., Ж.В. (т.1 л.д.65).

    Приказом Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 07 сентября 2017 <.......>-АР присвоен адрес: Российская Федерация, <.......> объекту адресации многоквартирному жилому дому (местонахождение: <.......>), расположенному согласно прилагаемому к настоящему приказу ситуационному плану; присвоен адрес: Российская Федерация, <.......> объектам адресации квартирам, расположенным в многоквартирном жилом доме во адресу: Российская Федерация, <.......> (т.1 л.д.69).

Жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, расположено на земельном участке с кадастровым номером <.......>, относящемся к землям населенных пунктов с адресным описанием: <.......>, с видом разрешенного использования: для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, правообладателем является Российская Федерация, право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано за ФГКУ «Управлением лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ (т.1 л.д.66, 184-187).

Сведения об объекте недвижимости: жилое помещение, адрес: <.......>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, техническая инвентаризация объекта недвижимости в БТИ не осуществлялась (т.1 л.д.112, 113, 115, 188).

02 октября 2018 в адрес Болзиной О.В. направлено уведомление о необходимости подтверждения законности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <.......>), с предупреждением о том, что в случае непредставления документов, в отношении истца и членов его семьи будут приняты меры по выселению из специализированного жилого помещения Минобороны России в установленном законом порядке (т.1 л.д.105).

Согласно информации ФГАУ «Росжилкомплекс» от 24 мая 2023 по состоянию на текущую дату жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, на праве оперативного управления за учреждением не закреплялось, по соответствующим актам не передавалось, к закреплению не планировалось (т.1 л.д.101).

По сообщению Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России от 25 мая 2023 сведения и документы о предоставлении в 1996 году Болзиной О.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>, в Департаменте отсутствуют (т.1 л.д.102).

По информации МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе от 06 июля 2023 в реестре федерального имущества, ведение которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 №447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества» возложено на МТУ Росимущества, сведения об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: <.......> отсутствуют (т.1 л.д.104).

Согласно информации, представленной Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 07 июля 2023, жилое помещение, расположенное по адресу: <.......>, собственностью муниципального образования городской округ город Тюмень не является, в реестре муниципального имущества города Тюмени не значится (т.1 л.д.114).

Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 15 ноября 2023 №2954 право оперативного управления ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России на жилое помещение – квартиру по адресу: <.......>, инвентарный <.......>) прекращено и закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России (т.1 л.д.236).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение предоставлялось Болзиной О.В. Тюменской КЭЧ района в соответствии с пунктом 28 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 № 285, как служебное на период работы в качестве гражданского персонала Министерства обороны РСФСР в войсковой части 32448, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, на условиях постоянного найма истцам ни исполнительным комитетом районного Совета народных депутатов, ни иным уполномоченным органом не принималось, каких-либо допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих наличие у истцов законных оснований для пользования спорным жилым помещением, решения уполномоченного органа о предоставлении указанного жилого помещения бессрочно, являющегося в силу закона основанием для заключения договора найма и возникновения права пользования жилым помещением по такому договору, не представлено.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

На основании п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года №1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01 марта 2005 года. Спорные жилищные отношения возникли до его введения в действие, следовательно, к ним подлежат применению нормы ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В силу статьи 10 Жилищного кодекса РСФСР, граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

Согласно статье 17 Жилищного кодекса РСФСР управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.

В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Между тем, в деле такое решение об обеспечении Болзиной О.В. и членов ее семьи жилым помещением как лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.

Спорное жилое помещение предоставлено Болзиной О.В. в качестве служебного для временного проживания в период прохождения службы в воинской части <.......>.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1983 № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» рабочим и служащим жилые помещения в закрытых и обособленных военных городках предоставляются по совместному решению командования воинской части и соответствующего профсоюзного комитета. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено правило, в соответствии с которым жилое помещение (вне зависимости от того к какому жилищному фонду относится) включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (пункт 20).

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципальных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилому фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти. Включение жилого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключения жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилым фондом.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР (часть 1). Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (часть 2). Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (часть 3).

Статья 106 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение. Наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, следует, что в закрытых военных городках, как рабочие и служащие, так и военнослужащие обеспечивались только служебными жилыми помещениями, находящиеся на территории закрытых военных городков.

Жилые помещения подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 179 от 25 марта 2010 года «О полномочиях Федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилого фонда РФ», установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда РФ, закрепленных за ними, а также подведомственными им ФГУ и ФГУП на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд соотнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилого фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного фонда и предоставления жилых помещений.

В силу п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций. Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в введении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

Согласно подпункту «м» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 № 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).

Рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, непосредственно связанным с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, предоставляются служебные жилые помещения. На эти цели в домах Министерства обороны СССР выделяются 3% жилой площади (пункт 10 Положения).

Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).

По смыслу приведенных выше положений постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 № 405 и приказа Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 № 285, истцу могло быть предоставлено исключительно служебное жилое помещение, поскольку жилого фонда социального назначения в обособленных военных городках не имелось, за воинскими частями закреплялся исключительно ведомственный жилой фонд Министерства обороны, который в силу действовавшего в спорный период законодательства относился к специализированному жилищному фонду.

Согласно Перечню имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации, и органов ФСБ России, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 <.......>-р, военный городок <.......> <.......> был отнесен к закрытым военным городкам.

Как видно из распоряжения Министерства имущественных отношений от 12 сентября 2003 <.......>-р «О закреплении имущества за Тюменской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России», в перечень имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за Тюменской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России включено находящееся у нее на учете имущество, в том числе жилой дом по адресу: <.......>, инвентарный номер по генплану <.......>, которому впоследствии присвоен адрес: <.......>.

Из индивидуальной карточки учета зданий также следует, что жилой дом по адресу: <.......>, состоял на учете Тюменской квартирно-эксплуатационной части Минобороны России, и использовался для нужд Министерства обороны.

Поскольку спорная квартира находилась на территории закрытого военного городка, в связи с чем имела особый правовой статус, схожий со статусом служебного жилого помещения, то у истца Болзиной О.В. не возникло право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Обстоятельство отсутствия спорной квартиры на учете в органах государственной регистрации недвижимости не означает, что спорная квартира не обладает статусом служебной.

Возражения представителя истцов относительно того, что спорное жилое помещение включено в состав служебного жилого фонда Министерства обороны РФ после того, как в него заселились истцы, и перевод уже предоставленного для проживания жилого помещения в статус служебного противоречил действовавшему в тот период законодательству, судебная коллегия находит необоснованным и подлежащим отклонению.

Как в соответствии с действующим Жилищным кодексом Российской Федерации, так и в соответствии с ЖК РСФСР, действовавшим на момент вселения Болзиной О.В. и членов его семьи в спорное жилое помещение, жилые помещения по договору социального найма предоставлялись лицам, состоящим на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании решения уполномоченного органа о предоставлении такого жилого помещения.

Доказательств того, что Болзина О.В. состояла на указанном учете, и в отношении нее принималось решение о предоставлении жилого помещения именно на основании договора социального найма, не имеется.

Как правильно указал суд первой инстанции длительное проживание истца в спорном жилом помещении и оплата жилищно-коммунальных услуг, не свидетельствует о приобретении права пользования квартирой и наличии между сторонами сложившихся правоотношений из договора социального найма.

Жилищный фонд военного городка не находился в ведении органа исполнительной власти, вопреки доводам истцов предоставление жилья в закрытых военных городках на условиях договора социального найма законом не предусматривалось.

При этом, каких-либо препятствий для придания спорному жилому помещения статуса служебного и предоставления его в качестве такового Болзиной О.В. не имелось, поскольку в силу характера трудовых отношений с воинской частью <.......> военного городка <.......>, она имела право на предоставление ей служебного жилого помещения.

Как отмечалось выше, жилое помещение по адресу: <.......>, было включено в перечень имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за Тюменской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России.

Согласно сведениям администрации города Тюмени спорное жилое помещение собственностью муниципального образования не является, в реестре муниципального имущества города Тюмени не состоит. Сведений о том, что указанное жилое помещение ранее находилось в муниципальной собственности и могло предоставляться по договору социального найма, также не имеется.

Спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России. Болзина О.В. военнослужащей не являлась, спорное жилое помещение на условиях договора социального найма ей и членам ее семьи не предоставлялось, решение о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований Болзиной О.В., Жигаловой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ж.Е., Ж.В., о признании за ними права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма у суда первой инстанции обоснованно не имелось.

Исключение военного городка, в котором расположена служебная квартира, из Перечня закрытых военных городков, как ошибочно полагают апеллянты, не повлекло изменения статуса спорного жилого помещения. На момент предоставления жилого помещения и вселения истца и членов ее семьи, спорная квартира являлась ведомственным жилищным фондом Министерства обороны. Решения об исключении указанной выше квартиры из числа служебных либо о передаче жилого помещения в муниципальную собственность уполномоченным органом не принималось. Таким образом, спорная квартира являлась и является до настоящего времени служебным жильем.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении спора ответчиками не представлено доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, не могут быть приняты в качестве основания к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку как достоверно установлено судом на основании совокупного анализа установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, при этом доказательства принятия жилищной комиссией войсковой части решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения суду не представлены, сведения о выдаче ему ордера либо заключения договора социального найма в деле отсутствуют.

Учитывая изложенное, судом правильно и полно определены значимые для дела обстоятельства, дана верная оценка представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, поэтому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не влекут отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению позиции, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в постановленном судом решении.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 28 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Болзиной Ольги Валентиновны, Жигаловой Татьяны Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Ж.Е., Ж.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:                                       Федорова И.И.

Судьи коллегии:                                                                Котова С.М.

                                                                                           Малинина Л.Б.

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 сентября 2024 года.

33-4834/2024

Категория:
Истцы
Жигалова Татьяна Владимировна действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Назарова Евгения Сергеевича, Жигалова Владислава Антоновича
Болзина Ольга Валентиновна
Информация скрыта
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ
Министерство Обороны РФ
Федеральное государственное автономное учреждение Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ (ФГАУ Росжилкомплекс)
ФГКУ Приволжско Уральское территориальное управление имущественных отношений Минобороны Россиии (ФГКУ Приволжско-Уральское ТУИО)
Другие
Ханипова Регина Ризовна
Администрация г. Тюмень
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Министерства о
Суд
Тюменский областной суд
27.08.2024Передача дела судье
16.09.2024Судебное заседание
25.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024Передано в экспедицию
16.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее