Мировой судья Новокшенова О.А.                                                       Дело №12-454/2022

УИД 86MS0071-01-2021-009656-98

                                                     РЕШЕНИЕ

              по делу об административном правонарушении

11 мая 2022 года                                                            г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Черкашин В.В.

с участием:

представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Борисовой Л.Ю.;

представителей административного органа Краснова В.В. и Егорова Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Борисовой Л.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.01.2022 года, которым юридическое лицо – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей,

                                             УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.01.2022 года, юридическое лицо – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Правительство ХМАО – Югры) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным административным постановлением, представитель Правительства ХМАО – Югры Борисова Л.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что мировым судьей необоснованно применены нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, так как согласно протоколу об административном правонарушении от 07.12.2021г. Правительством ХМАО – Югры нарушены обязательные требования пожарной безопасности, проверка соблюдения которой является предметом федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации», субъектом которого Правительство ХМАО – Югры не является. Также указывает, что полномочия Правительства ХМАО – Югры по обеспечению пожарной безопасности по своей юридической природе являются властными, в связи с чем положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О Федеральном государственном пожарном надзоре», приказа Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 не подлежат применению при осуществлении данного вида надзора. Положение при осуществлении данного вида надзора не утверждено в установленном порядке, в связи с чем не определены процедура, сроки проведения проверки, права и обязанности должностных лиц, порядок обжалования действий должностных лиц надзорного органа. Указывает, что согласно статье 38 Федерального закона № 69-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъекта не подлежат привлечению к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Также указывает, что в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативно-правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 01.01.2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, в связи с чем мировым судьей не учтены положения Федерального закона № 247-ФЗ от 31.07.2020, постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467, распоряжение Правительства РФ от 15.12.2020 № 3340-р. Указывает, что мировым судьей не принят во внимание факт проведения 05.08.2021г. рабочей встречи под председательством заместителя Губернатора с представителями Департамента и Главного управления МЧС по ХМАО – Югре, где принято решение о разработке «Концепции развития пожарной охраны автономного округа на период до 2030 года» в срок до 31.12.2021г. и предусмотреть в Концепции мероприятия по прикрытию населенных пунктов, не обеспеченных пожарной охраной, в том числе указанных в предписании, в связи с чем принято совместное решение, что вопрос об обеспечении требований пожарной безопасности в населенных пунктах, указанных в предписании, будет решаться в рамках развития пожарной охраны на территории автономного округа.

В судебном заседании представитель Правительства ХМАО – Югры Борисова Л.Ю. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дав пояснения по существу жалобы. Просила обжалуемое постановление отменить и прекратить производство по делу.

Представители административного органа Краснов В.В. и Егоров Е.Ю. с доводами жалобы не согласились, представив письменные возражения, указали на законность и обоснованность обжалуемого постановления. Просили в удовлетворении жалобы отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 января 2022 года юридическое лицо – Правительство ХМАО – Югры привлечено к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ за то, что 16.10.2021 года в 00 часов 01 минуту по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Мира, д.5, не выполнило в установленный до 15.10.2021 года срок предписания от 31.08.2021 года № 11/1/1, выданного Управлением надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ханты-Мансийску и району Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО – Югре.

Административная ответственность по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ.

    Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой выездной проверки 31.08.2020 года сотрудниками отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ханты-Мансийску и району в адрес Правительства Ханты- Мансийского автономного округа – Югры вынесено предписание №11/1/1 об устранении в срок до 15.10.2021 года нарушений ФЗ от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ФЗ от 21.12.1994    №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Положения о противопожарной службе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2011 №94-п.

Устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности в установленный срок является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению.

15.11.2021 основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 13.10.2021 №3 отделом проведена проверка по исполнению предписания №11/1/1 от 31.08.2020 года.

В ходе проведенной проверки установлено, что требования предписания не выполнены, что зафиксировано в акте проверки от 15.11.2021 года.

Законность предписания заключается в том, оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление функции, по государственному региональному контролю (надзору). Кроме того, законность предписания предполагает, что предписание было выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов.

Согласно Положению о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с п.5 указанного Положения, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.

В пункте 9 Положения закреплено право государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Из вышеизложенного следует, что при выдаче данного предписания сотрудник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ханты-Мансийску и району руководствовался требованиями закона и иных нормативных правовых актов, его действия предусмотрены законом и не выходят за рамки его компетенции.

Предписание №11/1/1 от 31.08.2020 года было обжаловано в установленном законом порядке, и решением Арбитражного суда ХМАО – Югры от 14.05.2021 года, оставленным без изменения постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021г., предписание № 11/1/1 от 31.08.2020 года признано законным и обоснованным.

        Виновность Правительства ХМАО – Югры установлена и подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании: протоколом об административном правонарушении №15 от 07.12.2021 года; копией распоряжения №3 от 13.10.2021 года; копией акта№3 от 15.1 1.2021 года; копией предписания №3/1/1 от 15.11.2021 года; копией распоряжения № 17 от 11.10.2018 года; копией акта № 17 от 15.11.2018 года; копией предписания №17/1/1 от 15.11.2018 года; копией распоряжения №11 от 29.07.2020 года; копией акта № 11 от 31.08.2020 года; копией предписания №11/1/1 от 31.08.2020 года; решением Арбитражного суда ХМ АО - Югры от 14.05.2021 года; копией постановления Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 года; выпиской из ЕГРЮЛ.

Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения юридическим лицом требований предписания в установленный срок, принятии всех необходимых мер для его выполнения, не представлено и в судебном заседании не установлено.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Правительство ХМАО – Югры не исполнило в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы суд находит несостоятельными и основанными на неверном толковании действующего законодательства.

Так, протокол об административном правонарушении от 07.12.2021г. № 15 составлен в отношении Правительства ХМАО – Югры по ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от 31.08.2020г. № 11/1/1, а именно Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры а 00 часов 01 минуту 16 октября 2021 года по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д.5 совершило административное правонарушение, квалифицирующееся по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ, так как не выполнило предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 31.08.2020 № 11/1/1 в установленный срок – 15.10.2021г., в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ.

Проверка исполнения предписания проведена в соответствии с распоряжением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору С.А. Дмитриева от 13.10.2021 № 3, на основании ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч. 5 ст. 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Доводы о том, что согласно статье 38 Федерального закона № 69-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъекта не подлежат привлечению к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности неосновательны, так как Правительство ХМАО – Югры привлечено к административной ответственности по ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнения предписания, признанного судебными органами законным и обоснованным.

Доводы о том, что мировым судьей не принят во внимание факт проведения 05.08.2021г. рабочей встречи под председательством заместителя Губернатора с представителями Департамента и Главного управления МЧС по ХМАО – Югре, где принято решение о разработке «Концепции развития пожарной охраны автономного округа на период до 2030 года» в срок до 31.12.2021г. и предусмотреть в Концепции мероприятия по прикрытию населенных пунктов, не обеспеченных пожарной охраной, в том числе указанных в предписании, неосновательны и не влекут отмену обжалуемого постановления, так как указанные доводы свидетельствуют о действиях, направленных на исполнение предписания, в связи с чем могут повлиять на назначение наказания.

При этом наказание Правительству ХМАО – Югры мировым судьей назначено в рамках санкции статьи в минимальном размере.

Оснований для прекращения производства по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительность правонарушения мировой судья обоснованно не усмотрел по основаниям, указанным в обжалуемом постановлении, оснований не согласится с которыми у суда не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену, изменение постановления мирового судьи, суд не усматривает.

Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд

                                                   РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.01.2022 года, которым юридическое лицо – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Борисовой Л.Ю. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с даты его вынесения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                     В.В. Черкашин

12-454/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Правительство ХМАО-Югры
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Черкашин В.В.
Статьи

19.5

Дело на сайте суда
hmray.hmao.sudrf.ru
21.03.2022Материалы переданы в производство судье
11.05.2022Судебное заседание
11.05.2022Вступило в законную силу
01.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2022Дело оформлено
11.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее