Решение по делу № 33а-3938/2019 от 19.04.2019

Судья: Шевчук Г.А. № 33а-3938/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2019 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бугаевой Е.М.,

судей Совкича А.П., Литвиновой М.В.

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал по заявлению некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» об освобождении от взыскания исполнительского сбора по частной жалобе некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» на определение Кировского районного суда города Саратова от 28 ноября 2018 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Исследовав материалы дела и доказательства в письменной форме, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия

установила:

некоммерческая организация (далее - НО) «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» обратилась в суд с указанным выше заявлением, мотивируя требования тем, что решением Кировского районного суда города Саратова от 15 марта 2018 года по делу № 2-1516/2018, вступившему в законную силу 23 апреля 2018 года, на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» возложена обязанность по обеспечению выполнения работ по капитальному крыши многоквартирного дома по адресу: Саратовская область, город Пугачев, ул. 53-й Дивизии, дом 8/5. На основании соответствующего исполнительного листа в отношении НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» возбуждено исполнительное производство № 10340/18/64046-ИП. Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 21 сентября 2018 года с организации взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Должник ссылался на отсутствие в распоряжении организации средств, которые могли быть направлены на уплату исполнительского сбора, необходимость их целевого использования. Указал на осуществление капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах региональным оператором посредством проведения электронных аукционов. Полагал, что изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины должника, в связи с чем просит освободить от уплаты исполнительского сбора либо снизить его размер.

Определением Кировского районного суда города Саратова от 28 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В частной жалобе НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» ставит вопрос об отмене определения суда и вынесении по делу нового судебного акта об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Указывает на наличие 239 судебных решений о понуждении должника организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, отсутствие возможности исполнить данные судебные акты в установленный срок, поскольку исполнение судебных актов сопряжено с необходимостью проведения соответствующих процедур, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения районного суда в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).

В силу части 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из материалов дела следует, что решением Кировского районного суда города Саратова по делу № 2-1516/2018 от 15 марта 2018 года, вступившему в законную силу 23 апреля 2018 года, на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» возложена обязанность по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: Саратовская область, город Пугачев, ул. 53-й Дивизии, дом 8/5.

Во исполнение указанного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 09 июля 2018 года в отношении НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» возбуждено исполнительное производство № 10340/18/64046-ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области 21 сентября 2018 года с НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей.

Обращаясь в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, должник ссылается на обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины в неисполнении решения суда в связи со значительным количеством решений суда об организации работ по проведению капитального ремонта в многоквартирных жилых домах, необходимостью проведению электронных аукционов с целью исполнения таких решения суда.

Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

В силу части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75). По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).

При этом законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с принятием должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Из содержания заявления, частной жалобы и приложенных к ним документов, усматривается, что заявитель является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность без извлечения прибыли, на которую многочисленными решениями возложена обязанность по осуществлению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области. При этом невозможность исполнения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» требований судебных актов обусловлена отсутствием заявок на участие в аукционах на выполнение работ по капитальному ремонту, необходимость проведения которых предусмотрена законом.

Таким образом, поскольку в силу указанных обстоятельств ввиду необходимости проведения предусмотренных законом процедур, направленных на исполнение судебного акта, учитывая организационно-правовую форму юридического лица, предполагающего наличие определенного правового режима финансирования, принимая во внимание, что должником предприняты необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия в неисполнении исполнительного документа в установленный срок.

При таких обстоятельствах вывод судьи первой инстанции об отсутствии оснований для освобождения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» от взыскания исполнительского сбора не может быть признан правильным, а оспариваемое определение законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» - освобождению от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области.

Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

определение Кировского районного суда города Саратова от 28 ноября 2018 года отменить.

Освободить НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» об уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области 21 сентября 2018 года по исполнительному производству № 10340/18/64046-ИП.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3938/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Ермаков Сергей Юрьевич
Пугачевский межрайонный прокурор
Ответчики
НО Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области
Другие
Межрайонный отдел судебных приставов
Лазарева Мария Александровна
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Бугаева Е.М.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
29.08.2020Передача дела судье
29.08.2020Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
29.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2020Передано в экспедицию
26.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее