Решение по делу № 2-2903/2021 от 13.10.2021

№2-2903/2021

№58RS0018-01-2021-007198-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2021 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе

председательствующего судьи Егоровой И.Б.

при помощнике Соболевой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакалиной Т.В. и Белова А.В. к администрации города Пензы о предоставлении жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах»,

У С Т А Н О В И Л:

Бакалина Т.В. и Белов А.В. обратились с названным иском в суд, в котором просят признать незаконным отказ администрации г. Пензы в предоставлении им другого жилого помещения при расселении жилого дома по адресу: Адрес , выраженный в письме от 9 сентября 2021 года №6-Б-8130; обязать администрацию г. Пензы устранить нарушение их прав и предоставить им в соответствии с действующим законодательством другое жилое помещение взамен изымаемого при расселении жилого дома по адресу: Адрес .

Как следует из искового заявления, Бакалиной Т.В. на праве собственности принадлежат комнаты Номер в Адрес .

Указанный многоквартирный дом признан аварийным.

Администрация г. Пензы 9 сентября 2021 года направила Бакалиной Т.В. письмо об отказе в предоставлении жилого помещения при расселении из аварийного жилого дома по адресу: Адрес , ссылаясь в качестве отказа положения ст. 32 ЖК РФ в редакции Федерального закона №473-ФЗ от 28 декабря 2019 года.

Истцы считают данный отказ незаконным, указывают, что на момент приобретения указанных комнат в многоквартирном доме они не знали о том, что дом признан аварийным.

Комнаты Номер в квартире по адресу: Адрес , были приобретены Бакалиной Т.В. для собственного проживания и проживания родного брата Белова А.В. Другого жилья они не имеют, зарегистрированы в указанных комнатах.

Истцы указывают, что спорное жилое помещение приобретено до вступления в законную силу положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее введения Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и Федеральным законом «о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Истцы полагают, что вправе согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ получить взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение.

Таким образом, отказ администрации г. Пензы в предоставлении Бакалиной Т.В. и Белову А.В. другого жилого помещения при расселении жилого дома по адресу: Адрес , противоречит закону и нарушает их права.

В судебном заседании представитель истцов Бакалиной Т.В. и Белова А.В. по доверенности Гусев О.Л. исковые требования уточнил, просил признать незаконным отказ администрации г. Пензы в предоставлении истцам другого жилого помещения при расселении жилого дома по адресу: Адрес , выраженный в письме от 9 сентября 2021 года №6-Б-8130; обязать администрацию г. Пензы устранить нарушение прав истцов и предоставить им в соответствии с действующим законодательством другое равнозначное (с учетом жилой площади, количества комнат и площади мест общего пользования) жилое помещение (общей площадью не менее 30,86 кв.м., соответствующее санитарным и техническим требованиям) взамен изымаемого при расселении жилого дома по адресу: Адрес .

Истцы Бакалина Т.В. и Белов А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика администрации города Пензы по доверенности Кочетова С.В. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д.21-26,48-53).

Представители третьих лиц Управления ЖКХ г. Пензы и Управления муниципального имущества г. Пензы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы дела правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи жилого помещения от 15 декабря 2016 года Бакалина Т.В. приобрела в собственность комнаты Номер общей площадью 21 кв.м. в квартире, состоящей из пяти жилых комнат, по адресу: Адрес (л.д.6-7,92-94).

Судом также установлено, что заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №86 от 16 декабря 2015 года многоквартирный дом по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим реконструкции в связи с имеющимися повреждениями (л.д.27).

Постановлением администрации города Пензы от 15 апреля 2016 года №520, с учетом постановления администрации города Пензы от 2 мая 2017 года №761/1, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим сносу; установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах до 31 декабря 2026 года (л.д.62).

Впоследствии в постановление администрации города Пензы от 15 апреля 2016 года №520 неоднократно вносились изменения в части срока отселения граждан из аварийного жилого дома по адресу: Адрес (л.д. л.д.61, 63).

Окончательно постановлением администрации г. Пензы от 30 августа 2017 года №1588/1 в постановление от 15 апреля 2016 года №520 внесены изменения относительно сроков отселения и сноса дома, определена дата отселения до 31 декабря 2019 года, срок сноса – 31 декабря 2020 года (л.д.65).

Протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросу признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания №34 от 28 марта 2017 года принято решение о внесении изменений в заключение от 16 декабря 2015 года №86 в части изменения категории многоквартирного дома с аварийного и подлежащего реконструкции на аварийный и подлежащий сносу (л.д.28).

Постановлением Правительства Пензенской области от 29 марта 2019 года №187-пП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах», постановлением администрации города Пензы от 29 марта 2019 года №561 - муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы в 2019-2025 годах».

Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , включен в указанные программы. Планируемая дата окончания переселения – 31 декабря 2021 года.

Постановлением администрации г. Пензы от 10 августа 2020 года №1098 в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес , аварийным и подлежащим сносу изъяты для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения по указанному адресу (л.д.66-76).

На обращение Бакалиной Т.В. о предоставлении жилого помещения в связи с расселением многоквартирного дома администрация г. Пензы в письме от 9 сентября 2021 года №6-Б-8130 разъяснила, что при изъятии жилого помещения, осуществляемом после 28 декабря 2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч.7 ст.32 ЖК РФ с учетом положений ч.8.2 указанной нормы закона, в связи с чем Бакалина Т.В. вправе получить возмещение за изымаемые жилые помещения в виде денежной выплаты (л.д.5).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Пунктом 3 ст. 2 данного Федерального закона установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.16 Федерального закона №185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в случае, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение многоквартирного дома в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расширяет объем жилищных прав собственника помещений в таком доме при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч.8 ст.32 ЖК РФ. С указанного времени у органа местного самоуправления возникает обязанность по предоставлению гражданину, избравшему в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения взамен признанного аварийным, другого жилого помещения в собственность.

Отказывая Бакалиной Т.В. в предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, администрация города Пензы ссылается на положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, указывая на то, что при изъятии жилого помещения, осуществляемом после 28 декабря 2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.

Часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ, на которую ссылается ответчик, введена Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Указанная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года.

Согласно ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ч.1).

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч.2).

Как разъяснено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» вступил в законную силу со дня его официального опубликования – 28 декабря 2019 года. При этом положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие, не содержит.

Право истца Бакалиной Т.В. на обеспечение ее жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома по адресу: Адрес , аварийным и включении его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда возникло до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, которым ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.2, в связи с чем данная норма применению к возникшим между сторонами отношениям не подлежит.

Принимая во внимание изложенное, требования Бакалиной Т.В. к администрации города Пензы о предоставлении жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В связи с этим на администрацию города Пензы надлежит возложить обязанность предоставить Бакалиной Т.В. в собственность жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 21 кв.м., взамен комнат Номер и доли в праве общей долевой собственности на помещения общего пользования, расположенных по адресу: Адрес , признанного аварийным и подлежащим сносу.

Удовлетворяя требования о предоставлении жилого помещения в собственность, во избежание неосновательного обогащения и с учетом характера возникших между сторонами правоотношений на Бакалину Т.В. надлежит возложить обязанность передать в муниципальную собственность г. Пензы принадлежащие ей на праве собственности комнаты Номер общей площадью 21 кв.м. и долю в праве общей долевой собственности на помещения общего пользования по адресу: Адрес .

Исковые требования Белова А.В. к администрации города Пензы о предоставлении жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Из смысла ст. 32 ЖК РФ следует, что при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд жилое помещение взамен изымаемого предоставляется собственнику жилого помещения.

Поскольку Белов А.В. собственником признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения по адресу: Адрес , не является, в удовлетворении его требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Бакалиной Т.В. к администрации города Пензы о предоставлении жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» удовлетворить.

Обязать администрацию города Пензы предоставить Бакалиной Т.В. в собственность жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, обшей площадью не менее 21 кв.м., взамен комнат Номер и доли в праве общей долевой собственности на помещения общего пользования, расположенных по адресу: Адрес , признанного аварийным и подлежащим сносу.

Обязать Бакалину Т.В. передать в муниципальную собственность города Пензы принадлежащие ей на праве собственности комнаты Номер общей площадью 21 кв.м. и долю в праве общей долевой собственности на помещения общего пользования по адресу: Адрес .

Исковое заявление Белова А.В. к администрации города Пензы о предоставлении жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021 года.

Судья                                 И.Б. Егорова

2-2903/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Белов Алексей Владимирович
Бакалина Татьяна Владимировна
Ответчики
Администрация г. Пензы
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Егорова Ирина Борисовна
Дело на странице суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
13.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2021Передача материалов судье
14.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2021Подготовка дела (собеседование)
01.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Судебное заседание
29.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее