№ 16-2097/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владивосток 6 августа 2024 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Мартыненко А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Амурской области по Михайловскому районному судебному участку от 2 апреля 2023 года и решение судьи Михайловского районного суда Амурской области от 22 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мартыненко Андрея Владимировича,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи Амурской области по Михайловскому районному судебному участку от 2 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Михайловского районного суда Амурской области от 22 мая 2024 года, Мартыненко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Мартыненко А.В. просит судебные акты отменить как незаконные, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив, доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон о животном мире) законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из поименованного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) и Федеральным законом о животном мире (статья 41 Федерального закона о животном мире).
Закон об охоте регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (часть 1 статьи 4), основываясь в том числе на принципе обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия (пункт 1 статьи 2), определяет участников отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (статья 5), правила охоты (статья 23) и составляет правовую основу осуществления федерального государственного охотничьего надзора, задачами которого являются выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 1 статьи 40).
В соответствии со статьей 40 Закона об охоте постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1065 утверждено Положение о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре) (далее – Положение о контроле).
В силу подпункта «в» пункта 4 Положения о контроле государственный надзор на территориях субъектов Российской Федерации уполномочены осуществлять исполнительные органы субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного надзора.
Согласно постановлению Губернатора Амурской области от 28 мая 2008 года № 226, в целях реализации полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, образовано управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (далее – Управление), о котором постановлением Губернатора Амурской области от 10 июля 2008 года № 291 утверждено Положение (далее – Положение № 291).
Подпунктом 3.1.2 Положения № 291 на Управление возложена обязанность по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также федеральный государственный охотничий контроль (надзор), за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Положением № 291 установлено, что должностные лица Управления, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, имеют право в частности: - производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки (подпункт 3.6.5); - осуществлять в пределах полномочий Управления производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и принимать меры по предотвращению таких нарушений (подпункт 3.6.6); - изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке (подпункт 3.6.7).
Материалами дела установлено, что государственным инспектором в области охраны окружающей среды Амурской области Жилиным А.В. совместно с Туровец В.С., осуществляющими федеральный государственный охотничий контроль (надзор), при проведении рейда 25 февраля 2024 года в 15 часов 30 минут выявлен Мартыненко А.В., находящийся на территории охотугодий Михайловского района Амурской области в районе 6.12 км на Восток от с. Дим № 49.66348° Е128.51238°, управляющий автомашиной и оказавший неповиновение законному требованию государственного инспектора, находящегося при исполнении служебных обязанностей, а именно не остановил транспортное средство для проверки по требованию и скрылся с места остановки.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о совершении Мартыненко А.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Вопреки утверждению Мартыненко А.В. обстоятельства дела установлены верно.
Ссылка в жалобе Мартыненко А.В. на то, что охотинспекторы не включены в перечень должностных лиц, имеющих право остановки транспортных средств, признается несостоятельной в силу следующего.
Положениями статьи 31 Закона о животном мире должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания наделены правом в том числе: - проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, выданные в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»; - привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки; - изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке; - применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Амурской области Жилин А.В. в силу вышеприведенных требований Положения № 291 являлся должностным лицом, специально уполномоченного государственного органа по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области и обладал правами и полномочиями, осуществлению которых воспрепятствовал находившийся в охотугодиях Мартыненко А.В.
Таким образом, требования государственного инспектора в области охраны окружающей среды Жилина А.В. остановить транспортное средство, находящееся на территории охотугодий, для его проверки, были законными, а неисполнение законных требований со стороны Мартыненко А.В. повлекло обоснованное привлечение его к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными доказательствами, подробный перечень которых приведен в соответствии с материалами дела в оспариваемых судебных актах, и получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Установленные обстоятельства послужили основанием для обоснованного привлечения на основании постановления мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, Мартыненко А.В. к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о неповиновении Мартыненко А.В. законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, в том числе о ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении отклоняются судьей кассационного суда, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судьями нижестоящих судов при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения оспариваемых актов, влияли бы на их обоснованность и законность либо опровергали выводы судей первой и второй судебных инстанций.
Из дела не усматривается, что по нему было проведено административное расследование по правилам статьи 28.7 КоАП РФ.
Подсудность дела определена верно.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание в виде предупреждения назначено Мартыненко А.В. в соответствии с санкцией части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Мартыненко А.В. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление мирового судьи Амурской области по Михайловскому районному судебному участку от 2 апреля 2023 года и решение судьи Михайловского районного суда Амурской области от 22 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Мартыненко Андрея Владимировича оставить без изменения, жалобу Мартыненко А.В. – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева