Дело № 2-249-1/2018 УИД 32RS0№-71
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Выгоничи 22 октября 2018 года
Выгоничский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Сайфутдиновой Е.В.,
при секретаре Пыталевой О.Е.,
с участием
помощника прокурора Выгоничского района Брянской области Грибанова Г.Н.,
представителя ответчика Управления ветеринарии Брянской области по доверенности Мороз Н.А.,
представителя третьего лица ГБУ Брянской области «Выгоничская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» по доверенности -
Дробковой А.В.,
представителя третьего лица администрации Выгоничского района по доверенности Вольфиной А.М.,
представителя третьего лица - главы Выгоничской поселковой администрации -
Шершня Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Выгоничского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению ветеринарии Брянской области о признании скотомогильника бесхозяйным и понуждении провести его ветеринарно-санитарное освидетельствование (п. Выгоничи),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан и принятых мер, направленных на предупреждение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, по результатам которой установлены нарушения требований законодательства. Так, на территории Выгоничского городского поселения Выгоничского района Брянской области на расстоянии <адрес>) расположен не имеющий собственника неиспользуемый скотомогильник (биотермическая яма), последнее захоронение отходов в который осуществлено в <данные изъяты> году. Управление ветеринарии Брянкой области, ответственное за организацию ликвидации неиспользуемых бесхозяйных скотомогильников, до настоящего времени не приняло меры по ликвидации указанного скотомогильника, существование которого в условиях отсутствия контроля за его использованием не обеспечивает необходимый уровень биологической безопасности и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей. Просил суд признать указанный скотомогильник бесхозяйным, обязать ответчика провести его ветеринарно-санитарное освидетельствование и включить в сводный перечень неиспользуемых бесхозяйных скотомогильников, подлежащих ликвидации.
В судебном заседании помощник прокурора Выгоничского района уточнил исковые требования, просил обязать ответчика провести требуемые мероприятия в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Управления ветеринарии Брянской области с уточненными исковыми требованиями согласилась.
Третьи лица – представители Правительства Брянской области, Управления Росреестра Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства. От представителя Управления имущественных отношений Брянской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. От других неявившихся третьих лиц заявлений и ходатайств не поступало.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Третьи лица – представители ГБУ Брянской области «Выгоничская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», администрации Выгоничского района, Выгоничской поселковой администрации поддержали заявленные требования прокурора.
Суд, заслушав объяснения сторон, обсудив признание иска ответчиком, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круг лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исковые требования прокурора Выгоничского района основаны на несоблюдении требований об охране здоровья граждан и принятых мер, направленных на предупреждение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, влекущем возможность распространения опасных заболеваний и причинение вреда жизни и здоровью людей.
В соответствии с ч.2 ст.7, ст.20, ч.1 ст.41, ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту жизни, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п.п.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиях органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения относится решение вопроса организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Отношения в области обеспечения благоприятной окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подзаконными актами.
В соответствии с п.п. 1.5, 6.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных постановлением Минсельхозпрода РФ от 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими правилами возлагается на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории Выгоничского городского поселения Выгоничского района Брянской области на расстоянии <адрес> расположен неиспользуемый скотомогильник (биотермическая яма), площадь и границы которого документально не определены. Актом обследования ГБУ Брянской области «Выгоничская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» от <дата> установлено, что последнее захоронение биологических отходов в скотомогильник осуществлено в <дата> году. Указанный скотомогильник на балансе Выгоничской районной администрации, Выгоничской поселковой администрации, Брянской области не состоит, сведения о государственной регистрации прав на скотомогильник в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Земельный участок, на котором находится скотомогильник, не выделен и не оформлен.
Согласно части 1 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Под неиспользуемым (бесхозяйным) скотомогильником в соответствии с п.1.3 Порядка ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области, утвержденных Постановлением Правительства Брянской области от 20 марта 2017 года №106-п, понимается участок землю, который не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, а также имеющий одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2-х лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям.
В силу п. 2.2. указанного Порядка, мероприятия по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников включают в себя следующие этапы: ветеринарно-санитарное освидетельствование (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование); формирование сводного перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области, подлежащих ликвидации; ликвидация неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
В соответствии с п.4 Порядка, на основании результатов ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников управление ветеринарии Брянской области утверждает перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации.
Материалами дела установлено и подтверждено в судебном заседании, что Управлением ветеринарии Брянской области меры по организации ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемого (бесхозяйного) скотомогильника, расположенного на территории Выгоничского городского поселения Выгоничского района Брянской области на расстоянии <адрес>) не приняты, в перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, указанный скотомогильник не включен.
Вышеперечисленные нормы законодательства и обстоятельства дела указывают на обоснованность исковых требований прокурора Выгоничского района.
Помимо этого, согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик Управление ветеринарии Брянской области полностью признало исковые требования, с которыми обратился в суд прокурор Выгоничского района, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ч.1 ст.39 ГПК РФ, признание ответчиком иска в полной мере приводит к восстановлению нарушенных прав истца, при этом нарушение прав и законных интересов какой-либо из сторон, участвующих в деле, признание иска повлечь не может, а поэтому суд приходит к выводу принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для исполнения решения Выгоничского районного суда ответчику требуются временные затраты, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда до <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Выгоничского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании скотомогильника бесхозяйным и понуждении провести его ветеринарно-санитарное освидетельствование (<адрес>) удовлетворить.
Признать скотомогильник, расположенный на территории Выгоничского городского поселения Выгоничского района Брянской области на расстоянии <адрес> бесхозяйным.
Обязать Управление ветеринарии Брянской области до <дата> провести ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемого (бесхозяйного) скотомогильника, расположенного на территории Выгоничского городского поселения Выгоничского района Брянской области на расстоянии <адрес>), путем эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования.
Включить скотомогильник, расположенный на территории Выгоничского городского поселения Выгоничского района Брянской области на расстоянии <адрес>, в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, на территории Брянской области, до <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Сайфутдинова