Решение по делу № 33-1747/2023 от 22.03.2023

Дело № 33-1747/2023          Докладчик                    Бондаренко Е.И.

Суд 1 инстанции 2-301/2023       Судья 1 инстанции       Пруцкова Е.А.

УИД 33RS0003-01-2022-003633-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                                           

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего     Якушева П.А.,

судей        Бондаренко Е.И., Закатовой О.Ю.

при секретаре      Павловой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 26 апреля 2023 года дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от ****,которым с него в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации во Владимирской области взысканы излишне понесенные расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 20 254 рублей 72 копеек, в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 808 рублей.

       Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации во Владимирской области к Макаровой Н. В. оставлены без удовлетворения.

       Заслушав доклад судьи Бондаренко Е.И., объяснения представителя ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области « Захарову Н.В., Кирову Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области Пухову С.А., ответчика Макарову Н.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное учреждение - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в суд с иском к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» и Макаровой Н.В. о взыскании излишне понесенных расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 20 254 рублей 72 копеек. В обоснование требований указало, что в **** Макаровой Н.В., являющейся инвалидом, была произведена выплата пособия по временной нетрудоспособности за 196 дней вместо 150 дней, что привело к переплате денежных средств. Указали в обоснование требований, что переплата денежных средств в размере 20 254 рубля 72 копеек произошла по вине работодателя Макаровой Н.В. ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области», который в реестрах сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности не указал сведения о наличии инвалидности у застрахованного лица. Просят взыскать денежные средства в размере 20 254 рубля 72 копейки с надлежащего ответчика.

Представители ответчика ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» Кирова Е.В. и Захарова Н.В. исковые требования не признали. В возражениях указали, что о наличии у Макаровой Н.В. инвалидности работодателю известно не было. При поступлении на работу Макарова Н.В. инвалидом не являлась, позднее Макарова Н.В. сведения об инвалидности не предъявляла, в связи с чем работодатель ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» представил в фонд социального страхования сведения о нетрудоспособности Макаровой Н.В. без указания кода содержащего информацию об инвалидности работника. Вместе с тем, полагают, что истец не лишен был возможности получить информацию о наличии у Макаровой Н.В. инвалидности, проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности во время принятия решения о выплатах.

Ответчик Макарова Н.В. исковые требования не признала, указав, что факта установления ей инвалидности она не скрывала, ее непосредственный руководитель знал, что она является инвалидом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области»просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Указал, что не знал и не мог знать о наличии у работника инвалидности, действующее законодательство не обязывает работодателя запрашивать у работника данные о состоянии его здоровья, документы, подтверждающие инвалидность. Вины работодателя в выплате фондом застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в большем, чем положено размере, не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» области» просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Положением об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 « Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Положение), ГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» направило в электронной форме в ГУ Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области реестры сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности своему работнику Макаровой Н.В.

Положением установлено, что с **** по 31 декабря 2020 г. Владимирская область участвует в реализации пилотного проекта по прямым выплатам страхового обеспечения, в соответствии с которым, пособия оплачиваются застрахованному лицу непосредственно Государственным учреждением - Владимирским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.

В силу п. 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.

Согласно п. 4 Положения страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Правила), гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или реабилитации.

Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности (листок нетрудоспособности) и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе (пункт 37 Правил).

Таким образом, факт установления инвалидности подтверждается справкой и листком нетрудоспособности. Лицу, признанному инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с учетом ограничения, установленного ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

С **** по **** Макарова Н.В. работала в должности дежурной пульта управления в ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» Макарова Н.В. является инвалидом 3 группы, впервые инвалидность была установлена в **** году и ежегодно продлялась, а в **** году - установлена бессрочно.

Фонд пенсионного и социального страхования по принятым от ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» электронным реестрам сведениям произвело назначение и выплатило Макаровой Н.В. пособие по временной нетрудоспособности за **** дней, в то время как застрахованное лицо имело право на получение пособия по временной нетрудоспособности не более пяти месяцев в календарном году, то есть **** дней, в связи с чем, излишне выплачено пособие в размере 20 254 рублей 72 копейки.

В результате проверки базы данных реестра получателей социальных услуг Фондом было выявлено, что Макарова Н.В. является инвалидом. Однако в представленных реестрах сведений для начисления и выплаты пособия в строке "условия исчисления" страхователем ФГКУ «УВО ВНГ России по Владимирской области» код "45" (о том, что застрахованное лицо имеет инвалидность) не был указан.

Удовлетворяя заявленные Фондом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что страхователь не указал сведения об условиях исчисления пособия, а именно код 45, не ограничил период, подлежащий оплате за счет средств фонда пятимесячным сроком, в результате чего Макаровой Н.В. было излишне выплачено пособие на сумму 20 254 рублей 72 копеек. В связи с предоставлением страхователем в Фонд недостоверных сведений, повлекших за собой выплату излишних сумм пособия по временной нетрудоспособности, суд первой инстанции указал, что причиненный истцу по смыслу ч. 2 ст. 15.1. Закона № 255-ФЗ ущерб подлежит возмещению страхователем.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.

Реализация такого способа защиты как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности. Для взыскания убытков необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств: противоправности поведения причинителя вреда, наступления вреда и причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

В силу п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".

Согласно ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (ч.1, 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено "Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта". Положением установлено, что Владимирская область с **** по **** участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения) извещение о представлении недостающих документов или сведений (далее - извещение) по форме, утверждаемой Фондом.

В таком случае недостающие документы или сведения представляются страхователем в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения.

Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.

В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий. При поступлении в территориальный орган Фонда документов или сведений, подтверждающих наличие оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных ч.2 ст.9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", территориальный орган Фонда выносит мотивированное решение о таком отказе. Форма решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности утверждается Фондом. Решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности направляется (вручается) застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в течение 2 рабочих дней со дня принятия указанного решения.

При поступлении в территориальный орган Фонда с нарушением установленных требований заявления и документов либо реестра сведений, указанных в п.п. 3 и 4 настоящего Положения, или документов, указанных в п.п. 10 и 12 настоящего Положения, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их поступления выносит мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов (сведений) по форме, утверждаемой Фондом (п. 14 Положения).

В отличие от порядка, установленного ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ порядок выплаты пособия, установленный Положением, предусматривает, что на работодателя возлагается обязанность принять заявление работника о выплате пособия и, подготовив необходимые документы, направить заявление и документы работника либо соответствующий реестр по установленной форме и в установленном формате в территориальный орган Фонда, который и принимает решение о наличии оснований для выплаты пособия и о собственно выплате пособия.

Как следует из п.16 Положения, страхователь несет ответственность за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона N 255-ФЗ, главе I Приказа ФСС РФ от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения", если на момент наступления временной нетрудоспособности застрахованное лицо имело группу инвалидности необходимо ставить код "45". Проставление данного кода необходимо для контроля органами Фонда социального страхования Российской Федерации и порядка исчисления пособия инвалидам.

Если у лица, имеющего инвалидность, продолжительность заболевания превышает **** месяца подряд или **** месяцев в календарном году, то работодатель указывает код "49" (сверх 4 месяцев) или код "50" (сверх 5 месяцев).

Согласно ч.4 ст.15 Закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).

В силу положений ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В установленный ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, не содержит в себе указание на справку об установлении лицу группы инвалидности либо на документы, из которых страхователь имел бы возможность установить спорный факт.

Необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов с учетом специфики работы в настоящем случае не предусмотрена, кроме того, при трудоустройстве на работу Макарова Н.В. инвалидности не имела, а об установлении 3 группы инвалидности в **** году Макарова Н.В. работодателю не сообщила, справку об указанных сведениях не представила.

Из вышеизложенного следует, что страхователь не располагал сведениями о наличии у работника инвалидности и не мог получить данную информацию из каких-либо источников.

Пунктом 1 Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" утвержден порядок выдачи листков нетрудоспособности согласно приложению. Согласно ч. 2 Приказа N 624н выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" утверждена форма бланка листка нетрудоспособности. На основании данных медицинской организации, отраженных в строке "Иное" работодатель в строке "Условия исчисления" листка нетрудоспособности имеет возможность указать код 45 - лицо, имеющее инвалидность.

Вместе с тем, во всех листках нетрудоспособности Макаровой Н.В. отсутствовало указание на установление ей группы инвалидности, ввиду чего у Общества отсутствовали основания указания кода 45 в той части листка, которая заполняется работодателем. Страхователь не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями.

Установление при проведении проверки по выплате пособия по временной нетрудоспособности Макаровой Н.В. данных о том, что она является инвалидом и включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не указывает на наличие объективных доказательств, препятствующих Фонду своевременно получить указанную информацию при решении вопроса о выплатах.

Таким образом, у Фонда имелась возможность получения информации о наличии у застрахованного лица Макаровой Н.В. инвалидности, проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия решения о выплатах, в то время, как у страхователя такая возможность отсутствовала.

В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Фондом не доказано наличие оснований для взыскания с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» истребуемых сумм. Указанные истцом убытки не являются следствием действий страхователя о предоставлению реестров сведений и не находятся в причинно-следственной связи с фактом излишне выплаченного пособия, следовательно, заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.

        В нарушение ст.15 ГК РФ оснований для взыскания убытков, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» и возникновением убытков, заявителем не доказано.

       При изложенных обстоятельствах, требования Фонда являются необоснованными, в удовлетворении заявленных требований отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации во Владимирской области к ответчикам Макаровой Н.В. и ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» надлежит отказать.

В соответствии со ст. 303 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для данного дела, неверным применением судом норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 27 января 2023 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации во Владимирской области к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области», Макаровой Н. В. отказать.

Председательствующий              П.А. Якушев

Судьи                           Е.И.Бондаренко

                                                                                            О.Ю.Закатова

Дело № 33-1747/2023          Докладчик                    Бондаренко Е.И.

Суд 1 инстанции 2-301/2023       Судья 1 инстанции       Пруцкова Е.А.

УИД 33RS0003-01-2022-003633-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                                           

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего     Якушева П.А.,

судей        Бондаренко Е.И., Закатовой О.Ю.

при секретаре      Павловой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 26 апреля 2023 года дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от ****,которым с него в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации во Владимирской области взысканы излишне понесенные расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 20 254 рублей 72 копеек, в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 808 рублей.

       Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации во Владимирской области к Макаровой Н. В. оставлены без удовлетворения.

       Заслушав доклад судьи Бондаренко Е.И., объяснения представителя ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области « Захарову Н.В., Кирову Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области Пухову С.А., ответчика Макарову Н.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное учреждение - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в суд с иском к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» и Макаровой Н.В. о взыскании излишне понесенных расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 20 254 рублей 72 копеек. В обоснование требований указало, что в **** Макаровой Н.В., являющейся инвалидом, была произведена выплата пособия по временной нетрудоспособности за 196 дней вместо 150 дней, что привело к переплате денежных средств. Указали в обоснование требований, что переплата денежных средств в размере 20 254 рубля 72 копеек произошла по вине работодателя Макаровой Н.В. ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области», который в реестрах сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности не указал сведения о наличии инвалидности у застрахованного лица. Просят взыскать денежные средства в размере 20 254 рубля 72 копейки с надлежащего ответчика.

Представители ответчика ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» Кирова Е.В. и Захарова Н.В. исковые требования не признали. В возражениях указали, что о наличии у Макаровой Н.В. инвалидности работодателю известно не было. При поступлении на работу Макарова Н.В. инвалидом не являлась, позднее Макарова Н.В. сведения об инвалидности не предъявляла, в связи с чем работодатель ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» представил в фонд социального страхования сведения о нетрудоспособности Макаровой Н.В. без указания кода содержащего информацию об инвалидности работника. Вместе с тем, полагают, что истец не лишен был возможности получить информацию о наличии у Макаровой Н.В. инвалидности, проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности во время принятия решения о выплатах.

Ответчик Макарова Н.В. исковые требования не признала, указав, что факта установления ей инвалидности она не скрывала, ее непосредственный руководитель знал, что она является инвалидом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области»просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Указал, что не знал и не мог знать о наличии у работника инвалидности, действующее законодательство не обязывает работодателя запрашивать у работника данные о состоянии его здоровья, документы, подтверждающие инвалидность. Вины работодателя в выплате фондом застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в большем, чем положено размере, не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» области» просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Положением об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 « Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Положение), ГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» направило в электронной форме в ГУ Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области реестры сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности своему работнику Макаровой Н.В.

Положением установлено, что с **** по 31 декабря 2020 г. Владимирская область участвует в реализации пилотного проекта по прямым выплатам страхового обеспечения, в соответствии с которым, пособия оплачиваются застрахованному лицу непосредственно Государственным учреждением - Владимирским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.

В силу п. 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.

Согласно п. 4 Положения страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Правила), гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или реабилитации.

Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности (листок нетрудоспособности) и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе (пункт 37 Правил).

Таким образом, факт установления инвалидности подтверждается справкой и листком нетрудоспособности. Лицу, признанному инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с учетом ограничения, установленного ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

С **** по **** Макарова Н.В. работала в должности дежурной пульта управления в ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области» Макарова Н.В. является инвалидом 3 группы, впервые инвалидность была установлена в **** году и ежегодно продлялась, а в **** году - установлена бессрочно.

Фонд пенсионного и социального страхования по принятым от ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» электронным реестрам сведениям произвело назначение и выплатило Макаровой Н.В. пособие по временной нетрудоспособности за **** дней, в то время как застрахованное лицо имело право на получение пособия по временной нетрудоспособности не более пяти месяцев в календарном году, то есть **** дней, в связи с чем, излишне выплачено пособие в размере 20 254 рублей 72 копейки.

В результате проверки базы данных реестра получателей социальных услуг Фондом было выявлено, что Макарова Н.В. является инвалидом. Однако в представленных реестрах сведений для начисления и выплаты пособия в строке "условия исчисления" страхователем ФГКУ «УВО ВНГ России по Владимирской области» код "45" (о том, что застрахованное лицо имеет инвалидность) не был указан.

Удовлетворяя заявленные Фондом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что страхователь не указал сведения об условиях исчисления пособия, а именно код 45, не ограничил период, подлежащий оплате за счет средств фонда пятимесячным сроком, в результате чего Макаровой Н.В. было излишне выплачено пособие на сумму 20 254 рублей 72 копеек. В связи с предоставлением страхователем в Фонд недостоверных сведений, повлекших за собой выплату излишних сумм пособия по временной нетрудоспособности, суд первой инстанции указал, что причиненный истцу по смыслу ч. 2 ст. 15.1. Закона № 255-ФЗ ущерб подлежит возмещению страхователем.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.

Реализация такого способа защиты как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности. Для взыскания убытков необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств: противоправности поведения причинителя вреда, наступления вреда и причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

В силу п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".

Согласно ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (ч.1, 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено "Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта". Положением установлено, что Владимирская область с **** по **** участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения) извещение о представлении недостающих документов или сведений (далее - извещение) по форме, утверждаемой Фондом.

В таком случае недостающие документы или сведения представляются страхователем в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения.

Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.

В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий. При поступлении в территориальный орган Фонда документов или сведений, подтверждающих наличие оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных ч.2 ст.9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", территориальный орган Фонда выносит мотивированное решение о таком отказе. Форма решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности утверждается Фондом. Решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности направляется (вручается) застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в течение 2 рабочих дней со дня принятия указанного решения.

При поступлении в территориальный орган Фонда с нарушением установленных требований заявления и документов либо реестра сведений, указанных в п.п. 3 и 4 настоящего Положения, или документов, указанных в п.п. 10 и 12 настоящего Положения, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их поступления выносит мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов (сведений) по форме, утверждаемой Фондом (п. 14 Положения).

В отличие от порядка, установленного ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ порядок выплаты пособия, установленный Положением, предусматривает, что на работодателя возлагается обязанность принять заявление работника о выплате пособия и, подготовив необходимые документы, направить заявление и документы работника либо соответствующий реестр по установленной форме и в установленном формате в территориальный орган Фонда, который и принимает решение о наличии оснований для выплаты пособия и о собственно выплате пособия.

Как следует из п.16 Положения, страхователь несет ответственность за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона N 255-ФЗ, главе I Приказа ФСС РФ от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения", если на момент наступления временной нетрудоспособности застрахованное лицо имело группу инвалидности необходимо ставить код "45". Проставление данного кода необходимо для контроля органами Фонда социального страхования Российской Федерации и порядка исчисления пособия инвалидам.

Если у лица, имеющего инвалидность, продолжительность заболевания превышает **** месяца подряд или **** месяцев в календарном году, то работодатель указывает код "49" (сверх 4 месяцев) или код "50" (сверх 5 месяцев).

Согласно ч.4 ст.15 Закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).

В силу положений ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В установленный ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, не содержит в себе указание на справку об установлении лицу группы инвалидности либо на документы, из которых страхователь имел бы возможность установить спорный факт.

Необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов с учетом специфики работы в настоящем случае не предусмотрена, кроме того, при трудоустройстве на работу Макарова Н.В. инвалидности не имела, а об установлении 3 группы инвалидности в **** году Макарова Н.В. работодателю не сообщила, справку об указанных сведениях не представила.

Из вышеизложенного следует, что страхователь не располагал сведениями о наличии у работника инвалидности и не мог получить данную информацию из каких-либо источников.

Пунктом 1 Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" утвержден порядок выдачи листков нетрудоспособности согласно приложению. Согласно ч. 2 Приказа N 624н выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" утверждена форма бланка листка нетрудоспособности. На основании данных медицинской организации, отраженных в строке "Иное" работодатель в строке "Условия исчисления" листка нетрудоспособности имеет возможность указать код 45 - лицо, имеющее инвалидность.

Вместе с тем, во всех листках нетрудоспособности Макаровой Н.В. отсутствовало указание на установление ей группы инвалидности, ввиду чего у Общества отсутствовали основания указания кода 45 в той части листка, которая заполняется работодателем. Страхователь не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями.

Установление при проведении проверки по выплате пособия по временной нетрудоспособности Макаровой Н.В. данных о том, что она является инвалидом и включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не указывает на наличие объективных доказательств, препятствующих Фонду своевременно получить указанную информацию при решении вопроса о выплатах.

Таким образом, у Фонда имелась возможность получения информации о наличии у застрахованного лица Макаровой Н.В. инвалидности, проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия решения о выплатах, в то время, как у страхователя такая возможность отсутствовала.

В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Фондом не доказано наличие оснований для взыскания с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» истребуемых сумм. Указанные истцом убытки не являются следствием действий страхователя о предоставлению реестров сведений и не находятся в причинно-следственной связи с фактом излишне выплаченного пособия, следовательно, заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.

        В нарушение ст.15 ГК РФ оснований для взыскания убытков, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» и возникновением убытков, заявителем не доказано.

       При изложенных обстоятельствах, требования Фонда являются необоснованными, в удовлетворении заявленных требований отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации во Владимирской области к ответчикам Макаровой Н.В. и ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Владимирской области» надлежит отказать.

В соответствии со ст. 303 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для данного дела, неверным применением судом норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 27 января 2023 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации во Владимирской области к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Владимирской области», Макаровой Н. В. отказать.

Председательствующий              П.А. Якушев

Судьи                           Е.И.Бондаренко

                                                                                            О.Ю.Закатова

33-1747/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУ Владимирское региональное отделение Фонд социального страхования РФ (заменили на надлежащего)
ОСФР по Владимирской области
Ответчики
ФГКУ УВО ВНГ России по Владимирской области
Макарова Наталья Валентиновна
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Бондаренко Елена Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
23.03.2023Передача дела судье
26.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2023Передано в экспедицию
26.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее