Решение по делу № 8а-17996/2021 [88а-18210/2021] от 31.08.2021

Дело № 88а-18210/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 октября 2021 года                                                              г. Санкт-Петербург

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

    председательствующего:           Зеленского А.М.,

судей:                              Корнюшенкова Г.В., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пермяков А.И. на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2021 года по административному делу                            № 2а-462/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Санкт-Петербургу к Пермяков А.И. о взыскании недоимки по страховым взносам.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №12 по Санкт-Петербургу (далее по тексту решения - МИФНС России № 12) обратилась в Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Пермякову А.И. в котором просила взыскать с административного ответчика недоимку по взносам за 2019 год на:

обязательное пенсионное страхование в размере 29354 руб. и пени за период с 1 января по 3 февраля 2020 года в размере 207,92 руб.;

обязательное и медицинское страхование в сумме 6884 руб. и пени за тот же период - 48,76 руб.

Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2021 года, заявленные исковые требования удовлетворены частично в связи с частичной оплатой административным ответчиком задолженности. С Пермякова А.И., зарегистрированного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, взысканы страховые взносы за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 29354 рубля, пени в сумме 207 рублей 92 копейки. С Пермякова А.И. в бюджет Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 1295 рублей.

    На вступившие в законную силу судебные постановления                       административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

    Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года                   № 381-О-П).

Обязанность по уплате налога на территории Российской Федерации определена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Порядок уплаты страховых взносов до 1 января 2017 года был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Порядок уплаты страховых взносов с 1 января 2017 года урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ и пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ, - адвокаты являются страхователями по обязательственному пенсионному и медицинскому страхованию.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что в установленный законом срок административный ответчик обязательства по внесению страховых взносов не исполнил. В связи этим требования налогового органа были удовлетворены. При определении размера задолженности суд принял во внимание оплату административным ответчиком 18 марта 2021 года задолженности по взносам на медицинское страхование и пени.

Сул апелляционной инстанции признал эти выводы основанными на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Пермяков А.И. является адвокатом Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов.

В связи с неуплатой страховых взносов в установленный законом срок Налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика, 13 февраля 2020 года было направлено требование № 4953 об уплате взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 руб. и взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29354 руб., не оплаченных в срок до 31 декабря 2019 года, а также пени в размере 256,68 руб. (л.д. 5,7).

На основании поступивших возражений административного ответчика 3 сентября 2020 мировым судьей судебного участка № 112 Санкт-Петербурга вынесено определение об отмене судебного приказа №2а-1116/2020-112 от 3 августа 2020 (л.д. 4).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2017 года администрирование отыскиваемых платежей осуществляю налоговые органы Российской Федерации.

В связи с неуплатой страховых взносов в установленный законом срок налоговым органом в соответствии со статьей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика было направлено требование № 4953 по состоянию на 4 февраля 2020 года об уплате страховых взносов и пени.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическими лицами, установлен в следующем размере: страховые взносы на обязательно медицинское страхование в фиксированном размере 6884 руб. за 2019 год. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29354 руб. 2019 год.

Размер начисленных страховых взносов административный ответчик не оспаривает.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из представленного в материалы дела налогового требования об уплате взноса на медицинское страхование судебная коллегия приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налога налоговым органом была соблюдена.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции административным ответчиком представлены доказательства оплаты 18 марта 2021 года страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6884 руб. и пени 48,76 руб. В связи с чем, суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в указанной части.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Из материалов настоящего дела следует, что рассматриваемый административный иск МИФНС №12 поступил в Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга 26 февраля 2021 года, то есть в пределах установленного шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа (3 сентября 2020 года).

Довод Пермякова А.И. о том, что исковое заявление в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит удовлетворению, поскольку на адвокатов — пенсионеров из силовых структур не возложена обязанность по оплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года                     № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», судебная коллегия не принимает во внимание в виду следующего.

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» установлено, что пенсионное обеспечение лиц, осуществляется: Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов.

Для отнесения физического лица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с Заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по рекомендуемой форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения.

В случае, если в пенсионном удостоверении не указанно, что пенсия за выслугу лет или по инвалидности назначена в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1, то дополнительно представляется Справка из федерального ведомства, осуществляющего его пенсионное обеспечение, о подтверждении факта получения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1.

Между тем, материалы дела не содержат сведений об обращении административного ответчика в налоговый орган с соответствующим заявлением в рассматриваемый период, как и доказательств, что административный ответчик является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1.

В настоящее время Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» статьи 6 и 7 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года                       № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Вместе с тем указанные изменения на предыдущие правоотношения не распространяются, а потому основанием для освобождения административного ответчика от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год служить не могут.

Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.

    Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Санкт-Петербургу к Пермяков А.И. о взыскании недоимки по страховым взносам, оставить без изменения, кассационную жалобу Пермяков А.И. - без удовлетворения.

Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

    Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 ноября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

8а-17996/2021 [88а-18210/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу
Ответчики
Пермяков Александр Иванович
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зеленский Андрей Маркович
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
20.10.2021Судебное заседание
20.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее