УИД 23RS0053-01-2023-001080-86
К делу №12-419/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 сентября 2023 года Первомайский районный суд города Краснодар в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Бесчастном А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Савельевой Е. А. на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район Савельевой Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023г. заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район Савельева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район Савельева Е.А., обжаловала его в Тихорецкий районный суд Краснодарского края.
Определением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 20.07.2023г. дело передано по подведомственности в Первомайский районный суд г. Краснодара.
В обоснование жалобы указано, что оспариваемое постановление является необоснованным и противоречащим закону, а выводы о виновности должностного лица являются преждевременными. Заявитель полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район Савельева Е.А. просит принятое Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края постановление по делу об административном правонарушении №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023г. отменить за отсутствием события административного правонарушения, производство по делу прекратить.
В судебном заседании заявитель лично и через своего представителя адвоката ФИО4, действующей на основании ордера, доводы жалобы поддержала, просила обжалуемое постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения рассматриваемой жалобы, просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения. Указывала на наличие события и состава административного правонарушения в действиях должностного лица Савельевой Е.А.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, в том числе законность и обоснованность привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Судом установлено, что дело об административном правонарушении возбуждено по факту нарушения администрацией муниципального образования Тихорецкий район условий предоставления (расходования) субвенции, предоставленной из бюджет Краснодарского края, выразившегося в неправомерной передаче полномочия по реализации функции заказчика по приобретению, поставке товаров, выполнению работ и оказание услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий но строительству офиса врача общей практики в пос. Братском Тихорецкого района МКУ МО ТР «Единая служба заказчика», которым произведены расходы на общую сумму 15 009 317,35 рублей, а также в не обеспечении целевого расходования средств краевого бюджета в размере 556 899,20 рублей.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 г. № 966 утверждена государственная программа Краснодарскою края «Развитие здравоохранения».
Согласно приложению № 2 в состав ГП КК «Развитие здравоохранения» входит подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи».
Как следует из пункта 4 Приложения №2 ГП КК «Развитие здравоохранения» предоставлений субвенций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края для строительства офисов врача общей практики осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы». Расходование субвенций осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 ноября 2010 г. № 070 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субвенции ил краевого бюджета местным бюджетам на исполнение отдельных государственных полномочии в области социальной сферы».
В рамках осуществления отдельных переданных государственных полномочий между министерством здравоохранения Краснодарского края и администрацией муниципального образования Тихорецкий район подписаны соглашения о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 14 апреля 2020 года №27-С, 10 февраля 2021 года №15-С и от 05 марта 2022 года №27-С.
В соответствии с предметом Соглашении 2020 года № 27-С (пункт 1.1) министерство здравоохранения Краснодарского края доводит предельные объемы финансирования на лицевой счет администрации МО Тихорецкий район в 2020 году из средств краевого бюджета в форме субвенции в сумме 15 000 000 рублей «на строительство офиса врача общей практики в нос. Братском Тихорецкого района».
Завершение строительства офиса врача общей практики в нос. Братском Тихорецкого района осуществлялось в рамках реализации мероприятий, определенных дополнительным соглашенном №1 от 26 марта 2021 г. к соглашению о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 10 февраля 2021 г. № 15-С, по которому на завершение строительства офиса врача общей практики в нос. Братском Тихорецкого района на средств краевого бюджета в форме субвенций в 2021 году доведены предельные объемы финансирования в сумме 12 515 000,00 рублей.
Данное мероприятие муниципальным образованием осуществлялось па основании постановления администрации МО Тихорецкий район от 26 марта 2020 г. № 531 «О направлении бюджетных инвестиций из бюджета муниципального образования Тихорецкого района в объекты капитального строительства».
Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Тихорецкий район средства краевого бюджет, предоставленные в форме субвенции в сумме 10 782 528,56 рублей, перечислены на лицевой счет муниципального казенного учреждении муниципального образования Тихорецкий район «Единая служба заказчика».
Во исполнение обязательств, установленных Соглашением 2020 года № 27-С и Соглашения № 15-С. а также по результатам аукционов в электронной форме МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» заключило 17 муниципальных контрактов на выполнение работ, приобретение медицинского и офисного оборудования, мебели и инвентаря, но объекту «Строительство офиса врача обшей практики в пос. Братском Тихорецкого района».
В соответствии с пунктом 2.1.5 Соглашения 2020 года № 27-С непосредственно «на строительство офиса врача общей практики в пос. Братском Тихорецкого района» МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» затрачено 15 041 220,86 рублей на оснащение офиса врача общей практики в пос. Братском израсходовано 1 068 006,49 рублей.
В ходе проверки выполнения администрацией МО Тихорецкий район условий Соглашения 2020 года № 27-С и Соглашения №15-С, проведенной выборочным методом, установлено, что администрацией муниципального образования Тихорецкий район, нарушены условия предоставления субвенции из краевого бюджета бюджету муниципальному образованию Тихорецкий район, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частые 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №23-015/ДЛ/2 от 03.07.2023г. заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район Савельева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Вместе с тем, часть 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Исходя из содержания состава вменяемой статьи, субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств. Должностные лица иных участников бюджетных правоотношений не являются субъектами административного правонарушения.
Поскольку состав административного правонарушения корреспондирует к Бюджетному кодексу РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо применять нормы бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства о местном самоуправлении, включая устав муниципального образования Тихорецкий район, в части системы, структуры органов местного самоуправления, органов местной администрации, их бюджетных полномочий.
Административное правонарушение имеет специальный субъектный состав, который не предусматривает ответственности должностного лица органа в случае, если такой орган не осуществлял бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.
Частью 1 статьи 8 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны, в том числе: производить расходы на осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации; выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий.
Пунктом 5 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 декабря 2019 года № 434-р «О совершенствовании деятельности структурных подразделений администрации Краснодарского края и органов исполнительной власти Краснодарского края» органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, являющимся получателями субсидий из краевого бюджета на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности, рекомендовано наделить функциями муниципального заказчика единый орган местного самоуправления (единственное подведомственное муниципальное казенное учреждение).
В связи с этим постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 11 февраля 2020 года № 206 создана «Единая служба заказчика» в форме казенного учреждения, которая наделена функциями органов местного самоуправления в сфере инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, капитального и текущего ремонтов объектов капитального строительства (пункт 2.1 устава учреждения). Учреждение укомплектовано специалистами, обеспечивающими исполнение указанных функций.
Пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Положения № 970 расходование субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края осуществляется на реализацию отдельных государственных полномочий в соответствии с Законом № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы».
То есть, расходование субвенций казенным учреждением, которое наделено соответствующими функциями органа местного самоуправления, предусмотренными уставом учреждения, не противоречит части 1 статьи 8 Закона № 805-КЗ.
Заявителем, как должностным лицом, не совершены нарушения соглашений от 14 апреля 2020 года и 10 февраля 2021 года, пунктов 2.2.3, 2.2.4, которые предусматривают обязанность органа местного самоуправления (администрации) организовать выполнение мероприятий по строительству офисов врачей общей практики и обеспечить размещение заказов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соглашения не устанавливают обязанность по размещению заказов непосредственно администрацией. Администрация, как и предусмотрено соглашениями, организовала и обеспечила исполнение соглашений.
Кроме того, согласно разделам 5 соглашений администратором доходов по предоставленным субвенциям является управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации.
Следовательно, ведомственной структурой расходов главным распорядителем указанных бюджетных средств предусмотрено управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации, которое в рамках полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленных статьей 158 Бюджетного кодекса РФ, доводило подведомственному учреждению как получателю бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств.
Таким образом, расходы на осуществление государственных полномочий произведены в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Получателем бюджетных средств и муниципальным заказчиком выступило учреждение в соответствии с целями деятельности, для достижения которых оно создано.
Согласно должностной инструкции заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район в должностные обязанности заявителя входит лишь организация и координация работы управлений и отделов администрации. Савельева Е.А. является должностным лицом администрации муниципального образования Тихорецкий район, которая при расходовании бюджетных средств не осуществляло бюджетные полномочия и не являлось главным распорядителем бюджетных средств.
При описанных условиях, суд не усматривает в действиях заместителя главы администрации муниципального образования Тихорецкий район Савельевой Е.А. нарушений порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Часть 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
При таких обстоятельствах, в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, поскольку заявитель не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Положениями ст. 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Соблюдение положений ст. 24.1 КоАП РФ означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности 2 условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, включающий 4 элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023г. является незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу должностного лица - заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район Савельевой Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт 0305 №, выдан УВД <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район Савельевой Е.А. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Первомайского районного суда города Краснодар п Е.Н. Медоева.