№ 2а-1-223/2021
64RS0003-01-2021-000302-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года г. Аркадак
Аркадакский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Конышевой И.Н.,
при секретаре Мироновой С.В.,
с участием помощника прокурора Аркадакского района Саратовской области Никонорова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Аркадакского районного суда Саратовской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аркадакского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора,
установил:
Прокурор Аркадакского района Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области и обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора в 30 метрах от <адрес>. В обоснование требований указал, что прокуратурой Аркадакского района Саратовской области в марте 2021 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в части охраны земли и почв, а также жилищно-коммунального законодательства должностными лицами администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области. Проведенной проверкой установлено, что в 30 метрах от <адрес>, а также в других населенных пунктах муниципального образования длительное время осуществляется несанкционированное хранение бытового мусора.
Установлено, что администрация не принимает участие в организации ликвидации несанкционированной свалки. Кроме того, проверкой установлено, что в бюджете поселения на 2021 год заложены денежные средства на реализацию полномочий по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории поселения.
В 2021 году по данным фактам прокуратурой Аркадакского района Саратовской области в адрес главы поселения вносилось представление, на которое дан ответ об устранении указанных нарушений. В ходе контрольной проверки установлено, что нарушения не устранены и несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов находится на прежнем месте. В связи с неисполнением требований природоохранного законодательства вышеуказанные нарушения ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, создают опасность причинения вреда окружающей среде и негативно сказываются на облике поселения.
Просит признать незаконным бездействие администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области и обязать принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора в 30 метрах от <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Аркадакского района Саратовской области Никоноров С.В. поддержал требования.
Представитель административного ответчика администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области Алпатов А.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из п. 18 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с. ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам сельского поселения могут быть отнесены вопросы местного значения городского поселения, в случае если на них прямо указано Уставом муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Аркадакского района Саратовской области проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства должностными лицами администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области.
Согласно п. 18 ст. 3 Устава Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области, к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Проведенной проверкой установлено, что в 30 метрах от <адрес>, а также в других населенных пунктах муниципального образования длительное время осуществляется несанкционированное хранение бытового мусора. Администрация Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района <адрес> не принимает участие в организации ликвидации несанкционированной свалки
В связи с изложенным, административные исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
административные исковые требования прокурора Аркадакского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области.
Обязать администрацию Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора в 30 метрах от <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Н. Конышева
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2021 года.
Председательствующий И.Н. Конышева