Дело № 2а-2082/2020
УИД 44RS0001-01-2020-001762-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при ведении протокола помощником судьи Шиловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Костроме к Евдокимову Николаю Евгеньевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
установил:
ИФНС России по Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Евдокимова Н.Е. задолженность по транспортному налогу в размере 114 руб., пени по транспортному налогу – 29 руб. 70 коп., указав, что по данным УГИБДД УМВД России по Костромской области административному ответчику с 24 декабря 2015 года по 07 августа 2019 года принадлежало транспортное средство LADA 21703, государственный регистрационный знак № 37, и в соответствии с требованиями статей 357-363 НК РФ он являлся плательщиком транспортного налога. В результате расчета налога за 2015 год ответчику направлено налоговое уведомление № 101763527 от 12 октября 2016 года об уплате в срок до 01 декабря 2016 года налога в размере 114 руб., однако в установленный законом срок транспортный налог он не уплатил, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени за период со 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года в размере 29 руб. 70 коп. Для погашения задолженности и пени налогоплательщику направлялись требования, которые им также не исполнены. Задолженность по транспортному налогу и пени были взысканы с ответчика судебным приказом мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района города Костромы № 2а-3245/2019 от 20 декабря 2019 года, однако по заявлению ответчика данный судебный приказ определением мирового судьи от 13 января 2020 года отменен. Задолженность по налогу и пени налогоплательщиком до настоящего времени не погашена.
В судебное заседание представитель административного истца Баукина М.О. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Ранее, в ходе опроса сторон по обстоятельствам дела, заявленные требования поддержала, дополнительно указала, что до 2015 года административный ответчик являлся собственником транспортного средства Фольксваген-пассат и, как инвалид второй группы, был освобожден от уплаты транспортного налога в отношении указанного транспортного средства. В 2015 году за Евдокимовым Н.Е. было зарегистрировано транспортное средство LADA 21703. С заявлением о предоставлении льготы по уплате транспортного налога в отношении указанного транспортного средства ответчик вплоть до конца 2019 года в налоговую инспекцию не обращался, начисленный в отношении этого автомобиля транспортный налог не уплачивал. В декабре 2019 года Евдокимов Н.Е. в устной форме обратился в налоговый орган с просьбой предоставить ему льготу по транспортному налогу как инвалиду 2 группы. На основании устного обращения в соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 52 НК РФ Евдокимову Е.Н. был произведен перерасчет налога за три предыдущих налоговых периода – 2016-2018 годы. В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 114 руб. и пени за период со 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года в сумме 29 руб. 70 коп.
Административный ответчик Евдокимов Н.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, полагал, что поскольку судебный приказ о взыскании с него задолженности по транспортному налогу отменен, оснований для удовлетворения настоящего иска не имеется. Более того, он, как инвалид второй группы, в силу закона освобожден от уплаты транспортного налога.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы приказного производства № 2а-3245/2019 по заявлению ИФНС России по городу Костроме о вынесении судебного приказа о взыскании с Евдокимова Н.Е. задолженности по транспортному налогу и пени, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 НК РФ).
Статьей 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2).
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).
В соответствии со статьей 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления; налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (пункт 3).
Согласно статье 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1).
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки предусмотрено взыскание пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, и за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Как видно из материалов дела, ФИО1 в период с <дата> по <дата> являлся собственником транспортного средства № и, соответственно, плательщиком транспортного налога.
Налоговым уведомлением № 101763527 от 12 октября 2016 года ему предложено в срок до 01 декабря 2016 года уплатить транспортный налог за 2015 год, начисленный на указанное транспортное средство, в сумме 114 руб. (л.д.8).
В связи с его неисполнением 20 ноября 2017 года в адрес Евдокимова Н.Е. направлено требование № 14537 об уплате задолженности по транспортному налогу в общей сумме 126 руб. 52 коп., включая пени в размере 12 руб. 52 коп., в срок до 13 февраля 2018 года (л.д.11).
Налоговым уведомлением № 42394133 от 31 июля 2017 года административному ответчику предложено в срок до <дата> уплатить транспортный налог в отношении транспортного средства № за 2016 год в сумме 1 371 руб. (л.д.9).
В связи с его неисполнением 14 декабря 2017 года в адрес Евдокимова Н.Е. направлено требование № 32690 об уплате задолженности по транспортному налогу в общей сумме 1 375 руб. 52 коп., включая пени в размере 4 руб. 52 коп., в срок до 23 марта 2018 года (л.д.14).
Налоговым уведомлением № 33615167 от 15 июля 2018 года административному ответчику предложено в срок до 03 декабря 2018 года уплатить транспортный налог за 2017 год, начисленный на вышеуказанное транспортное средство, в сумме 1 469 руб. (л.д.10).
В связи с его неисполнением 21 декабря 2018 года в адрес Евдокимова Н.Е. направлено требование № 21693 об уплате задолженности по транспортному налогу в общей сумме 1 475 руб. 29 коп., включая пени в размере 6 руб. 29 коп., в срок до 13 февраля 2019 года (л.д.13).
Требования об уплате задолженности по транспортному налогу и пени Евдокимовым Н.Е. не исполнены.
Ввиду уклонения от уплаты транспортного налога ответчику на основании статьи 75 НК РФ доначислины пени за период со 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года в сумме 291 руб. 14 коп., которые включены в требование № 31974 от 11 июля 2019 года сроком исполнения до 06 ноября 2019 года (л.д.12).
В указный срок пени по транспортному налогу не оплачены.
Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района города Костромы от 20 декабря 2019 года по заявлению налогового органа обозначенные выше суммы налога и пени взысканы с Евдокимова Н.Е.
Определением того же мирового судьи от 13 января 2020 года названный судебный приказ отменен.
15 апреля 2020 года ИФНС России по городу Костроме обратилась в суд с настоящим иском.
Судом также установлено, что в декабре 2019 года Евдокимов Н.Е. в устной форме обратился в налоговый орган с просьбой предоставить ему льготу по транспортному налогу как инвалиду второй группы.
На основании устного обращения Евдокимову Н.Е. была предоставлена льгота по транспортному налогу в размере 100% и в соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 52 НК РФ произведен перерасчет налога за три предыдущих налоговых периода – 2016-2018 годы (л.д.38, 39-45).
В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 114 руб. и пени за период со 02 декабря 2016 года по 10 июля 2019 года в сумме 29 руб. 70 коп.
Принимая во внимание, что Евдокимов Н.Е. свою обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год, начисленного на зарегистрированное за ним транспортное средство, и пени не исполнил, образовавшаяся задолженность подлежит взысканию с него в судебном порядке.
Представленный административным истцом расчет задолженности по налоговым обязательствам судом проверен и признан верным. Административным ответчиком каких-либо обоснованных возражений по размеру и расчету задолженности не приведено.
Доводы Евдокимова Н.Е. об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ввиду отмены ранее вынесенного судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени суд находит несостоятельными.
В соответствии со статьей 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Порядок производства по административным делам о вынесении судебного приказа определен главой 11.1 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса, рассматривает мировой судья (статья 17.1 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Таким образом, действующее законодательство дает взыскателю право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании налоговых платежей лишь после соблюдения упрощенной процедуры административного судопроизводства по выдаче судебного приказа.
Сама по себе отмена судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка административного ответчика на то, что он, являясь инвалидом второй группы, освобожден от уплаты транспортного налога, о необоснованности заявленных административным истцом требований также не свидетельствует.
В соответствии с пунктом 1.3 Закона Костромской области от 28 ноября 2002 года № 80-ЗКО «О транспортном налоге» от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды всех категорий в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Согласно пункту 3 статьи 361.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Таким образом, применение указанной налоговой льготы носит заявительный характер.
Вместе с тем доказательств того, что Евдокимов Н.Е. до декабря 2019 года обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему налоговой льготы по уплате транспортного налога в отношении транспортного средства № административным ответчиком суду не представлено.
В этой связи у налогового органа не имелось оснований для применения налоговой льготы в отношении Евдокимова Н.Е. и транспортный налог за 2015 год начислен ему правомерно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ИФНС России по городу Костроме к Евдокимову Е.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 114 руб. и пени в сумме 29 руб. 70 коп. обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 КАС РФ от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп.
Поскольку административный ответчик является инвалидом второй группы, то он освобождается от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ИФНС России по городу Костроме удовлетворить.
Взыскать с Евдокимова Николая Евгеньевича, ИНН № в пользу ИФНС России по городу Костроме задолженность по транспортному налогу в размере 114 руб., пени по транспортному налогу в размере 29 руб. 70 коп., всего взыскать 143 (сто сорок три) руб. 70 коп.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья М.В. Сопачева
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2020 года.