Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2024 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Калиматовой З.М.,
при секретаре Ганижевой Д.А.,
с участием представителя истца Коригова М.А.,
представителя МВД по РИ Газгиреева М.У.,
помощника прокурора <адрес> Бекмурзиева И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тумгоева У. Л. и Оздоевой А. А. к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения об отказе выплате единовременное пособие и возложении обязанности выплатить единовременное пособие,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Тумгоев У.Л. и Оздоева А.А. обратились в суд с указанным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным отказ МВД по <адрес> в выплате единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), обязать Министерство внутренних дел по <адрес> выплатить единовременное пособие с учетом индексации его размера.
Исковое заявление мотивировано тем, что член их семьи Тумгоев З.У. проходил службу в МВД по РИ, который ДД.ММ.ГГГГг. скончался в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место в период прохождения им службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-врачебной комиссией ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по <адрес>» в отношении их умершего члена семьи Тумгоева З.У. вынесено заключение № в формулировке «Заболевание получено в период военной службы».
Реализуя свое право на единовременное пособие, предусмотренное Законом о полиции, истцы обратилась в МВД по РИ с соответствующим заявлением. Однако МВД по РИ отказано в выплате единовременного пособия членам семьи умершего сотрудника органов внутренних дел Тумгоева З.У., ссылаясь на то, что смерть члена их семьи наступила вследствие увечья, полученного в период прохождения службы, а не в связи с выполнением служебных обязанностей.
Истцы с данным выводом не согласны. Считают, что ответчик обязан был руководствоваться заключение военно-врачебной комиссии, согласно которому смерть Тумгоева З.У. наступила вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
В судебном заседании представитель истцов Коригов М.А. поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Газгиреев М.У. исковые требования не признал, просил отказать в иске.
Выслушав стороны, заключение помощника прокурора <адрес>, полагавшего исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, сотрудников полиции, членов их семей определены главой 9 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», главой 8 Федерального закона от 07.02.2011г. № З-ФЗ «О полиции».
К таким гарантиям относится, в частности, обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, сотрудников полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о полиции, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статьей 43 Закона о полиции установлены страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного ему в связи с выполнением служебных обязанностей, а также выплаты членам семьи сотрудников органов внутренних дел и лицам, находившимся на их иждивении, в случае гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных им в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного им в период прохождения службы в полиции.
Так, согласно п. 1 ч. 3 ст. 43 Закона о полиции членам семьи сотрудника полиции и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции.
Из приведенных нормативных положений следует, что члены семьи сотрудника органа внутренних дел и лица, находившиеся на его иждивении, имеют право на единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции. Для установления причинно-следственной связи гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел с выполнением служебных обязанностей соответствующим кадровым подразделением органа внутренних дел проводится проверка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тумгоев З.У. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях, последняя занимаемая им должность – полицейский (кинолог) 1 отделения 2 взвода 2 роты отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции ОМВД России по <адрес>.
Приказом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № л/с Тумгоев З.У. исключен из реестра сотрудников в связи со смертью, наступившей в период прохождения службы.
По факту смерти Тумгоева З.У. старшим инспектором инспекции по личному составу управления по работе с личным составом МВД по РИ Исаковым В.В. проведена служебная проверка, по результатам которой, согласно заключению, установлено, что факт гибели полицейского (кинолога) 1 отделения 2 взвода 2 роты отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции ОМВД России по <адрес> старшего сержанта полиции Тумгоева З. У., подтвердившимся. Смерть наступила при обстоятельствах, не связанных с исполнением служебных обязанностей.
Из письма начальника УРЛС Попова С.А. от ДД.ММ.ГГГГг. № в адрес истцов следует, что согласно заключению служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, смерть старшего сержанта полиции Тумгоева З.У., ДД.ММ.ГГГГ г.р., полицейского (кинолога) 1 отделения 2 взвода 2 роты отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции ОМВД России по <адрес>, наступила ДД.ММ.ГГГГ от травм, полученных в свободное от службы время в результате ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> Республики Ингушетия. На основании п. 2 резолютивной части заключения служебной проверки смерть Тумгоева З.У. признана наступившей ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения службы в органах внутренних дел при обстоятельствах, не связанных с выполнением служебных обязанностей. Главным фактором при принятии решения о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника является причина наступления гибели (смерти) и причинно-следственная связь с выполнением служебных обязанностей.
Вместе с тем, согласно заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по <адрес>» от 29.02.2023г. №, травма Тумгоева З.У., приведшая к смерти, получено в период военной службы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) проводится военно-врачебная экспертиза.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013г. № утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (п. 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии с подп. «г» п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возлагается в том числе определение причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти сотрудников.
Пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: «военная травма» (подп. «а» п. 94 названного положения); «заболевание получено в период военной службы» (подп. «б» п. 95 названного положения); «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС» (подп. «в» п. 94 названного положения); «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» (подп. «г» п. 94 названного положения); «общее заболевание» (подп. «д» п. 94 названного положения).
Доводы ответчика, что отсутствуют установленные законом необходимые условия для выплаты истцам единовременного пособия, учитывая, что заключением служебной проверки по факту смерти Тумгоева З.У. установлено, что смерть наступила не при выполнении служебных обязанностей, медицинским заключением установлена прямая причинная связь наступления смерти в результате травмы несовместимой с жизнью несвязанной с выполнением служебных обязанностей, а в заключении военно-врачебной комиссии не указана формулировка «военная травма», суд считает не состоятельными, поскольку право на получение единовременного пособия сохраняется за членами семьи сотрудника не только в случае гибели (смерти) сотрудника в связи с исполнением служебных обязанностей, но и в случае смерти сотрудника вследствие травмы, полученной в период прохождения военной службы.
При этом суд отмечает, что в подпункте «б» пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе перечислены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «заболевание получено в период военной службы», в их числе получение освидетельствуемым увечья, заболевания в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (абзац четвертый подп. «б» п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Таким образом, военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи полученных сотрудником увечий, заболеваний с прохождением им службы в формулировке «травма несовместимая с жизнью» в период военной службы в том числе и в случае, когда заболевание или увечье получено сотрудником в результате несчастного случая, не связанного с исполнением им служебных обязанностей, что не было принято во внимание ответчиком при разрешении вопроса о наличии у членов семьи погибшего сотрудника полиции Тумгоева З.У., в отношении которого военно-врачебная комиссия вынесла заключение о причинной связи полученного им увечья с прохождением им службы в формулировке «Заболевание получено в период военной службы», права на получение единовременного пособия.
Заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел, относится к числу документов, необходимых для решения вопроса о выплате членам семьи погибшего (умершего) сотрудника единовременного пособия.
Причинную связь увечья, заболевания сотрудника с прохождением им службы, в данном случае наличие у сотрудника органов внутренних дел Тумгоева З.У. травмы несовместимой с жизнью в период военной службы, приведших к его смерти, устанавливает военно-врачебная комиссия, к компетенции которой приведенными выше нормативными положениями отнесено решение этого вопроса.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Тумгоева У. Л. и Оздоевой А. А. к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения об отказе выплате единовременное пособие и возложении обязанности выплатить единовременное пособие, удовлетворить.
Признать незаконным отказ МВД по <адрес> в выплате Тумгоеву У. Л. и Оздоевой А. А. единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции».
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> выплатить Тумгоеву У. Л. и Оздоевой А. А. единовременное пособие, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» с учетом индексации ее размера в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут.
Председательствующий: