Решение по делу № 33-1610/2023 от 07.06.2023

Судья Лебедева И.А.                                                             дело № 33-1610/2023

    (№ дела в суде первой инстанции 2-624/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 июля 2023 года                                                                          г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Тхагапсовой Е.А.,

судей – Аутлева Ш.В. и Сиюхова А.Р.,

при секретаре судебного заседания – Цеевой Д.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к филиалу по <адрес> ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги - отказать.

Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р., пояснения истца ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к филиалу по <адрес> ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и Социальной защиты населения» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, в обоснование указав, что она является матерью троих детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ истец на основании Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» обратилась с заявлением в ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и защиты населения» о назначении и выплате единовременной денежной выплаты при рождении третьего ребенка в размере 50 000 рублей.

По результатам рассмотрения заявления ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и защиты населения» приняло решение б/н от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги о назначении единовременной выплаты на третьего ребенка или последующих детей в связи с тем, что удостоверение многодетной семьи выдано на территории <адрес> и действует на территории <адрес>, а также с мотивировкой «Настоящий закон распространяется на граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Адыгея».

Согласно удостоверению мать ФИО14 и отец ФИО15 признаны многодетной малообеспеченной семьей.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, ФИО4 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>.

В этой связи истец просила суд признать отказ ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и защиты населения» филиала по <адрес> в выплате ФИО4 единовременной выплаты в размере 50 000 рублей незаконным, а также признать за ФИО4 право на дополнительную меру социальной поддержки в виде назначения единовременной выплаты в размере 50 000 рублей, предусмотренной ст. 7 Закона Республики Адыгея «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» от ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО4 к филиалу по <адрес> ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО4 просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит оспариваемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 1, ч. 3 ст. 11, ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На основании положений статьи 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства в силу подпункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как следует из материалов дела, ФИО4 является матерью троих детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, свидетельство о рождении серии П-ИР ; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, свидетельство о рождении серии П-ИР ; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, свидетельство о рождении серии 1-АЗ .

Согласно удостоверению , выданному ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО15, включая отца ФИО9, мать ФИО4 и троих несовершеннолетних детей - ФИО8, ФИО2, ФИО3, признана многодетной малообеспеченной семьей.

ДД.ММ.ГГГГ истец на основании Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» обратилась с заявлением в ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и защиты населения» о назначении и предоставлении единовременной денежной выплаты при рождении третьего ребенка в размере 50 000 рублей.

По результатам рассмотрения заявления филиалом по <адрес> ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» принято решение б/н от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО4 в предоставлении государственной услуги о назначении единовременной выплаты на третьего ребенка или последующих детей в связи с тем, что удостоверение многодетной семьи выдано на территории <адрес> и действует на территории <адрес>, а действие Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» распространяется на граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Адыгея.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО4 исходя из того, что у истца отсутствуют основания для получения мер социальной поддержки по назначению и выплате единовременной денежной выплаты при рождении третьего ребенка в размере 50 000 рублей, поскольку удостоверение о признании семьи ФИО15 многодетной малообеспеченной семьей действует на территории <адрес>; ФИО4 и ее супруг, а также их малолетний сын ФИО3 временно зарегистрированы в а. Новая Адыгея, в то время как двое других детей зарегистрированы в <адрес>.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не соглашается ввиду следующего.

Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 117-1 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» установлены виды и размеры социальной поддержки беременных женщин и граждан, имеющих детей, в связи с рождением и воспитанием детей в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

В соответствии со статьей 7 данного Закона к мерам социальной поддержки многодетных семей отнесена, в том числе, единовременная выплата в размере 50000 рублей на третьего ребенка или последующих детей, родившихся (усыновленных) начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее многодетная семья не воспользовалась правом на получение единовременной выплаты.

Из буквального толкования норм Закона Республики Адыгея следует, что право на получение социальной поддержки, предусмотренной статьей 7 Закона, имеют многодетные семьи.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок и условия предоставления многодетной семье единовременной выплаты на третьего ребенка или последующих детей, родившихся (усыновленных) начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с записью в трудовой книжке, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ принята на должность педагога-психолога и соцпедагога в МБОУ «СШ 11» а. Старобжегокай и продолжает там работать по настоящее время.

Заключениями комиссий ГБУЗ РА «Тахтамукайская ЦРБ» по заседаниям ВК от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО4 состояла на учете в ГБУЗ РА «Тахтамукайская ЦРБ».

Согласно выпискам из амбулаторной карты пациента, ФИО2 состоит на учете в ГБУЗ РА «Тахтамукайская ЦРБ» Яблоновской поликлиники с 2015 года, ФИО1 – с 2016 года, ФИО3 – с 2022 года.

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБОУ «Средняя школа » а. <адрес> Республики Адыгея, ФИО2 является учеником 5Б класса МБОУ «СШ » в 2023-2024 учебном году. В данной школе обучается с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБОУ «Средняя школа » а. <адрес> Республики Адыгея, ФИО1 является ученицей 9 класса МБОУ «СШ » в 2023-2024 учебном году. В данной школе обучается с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно, вышеуказанными доказательствами подтверждается, что ФИО4 вместе с супругом и тремя несовершеннолетними детьми проживают в <адрес> Республики Адыгея с августа-сентября 2019 г. при этом, младший ребенок ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ родился в <адрес>.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Согласно представленным в материалы дела свидетельствам , , , ФИО4, ФИО9 и ФИО3 в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес>.

Как следует из пояснений ФИО4, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, она вместе со своей семьей с 2019 года проживает по адресу: а. Старобжегокай, <адрес>. При этом по адресу: а. Новая Адыгея, <адрес>, была оформлена временная регистрация. В данной квартире они проживали в 2022 году около полугода, пока в <адрес>, расположенной в а. Старобжегокай, проходил ремонт.

Допрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции свидетель ФИО10 показал, что он около 6 лет является соседом семьи ФИО15, которые постоянно проживают вместе с детьми в а. Старобжегокай по <адрес>.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-0, от 6 октября 2008 г. N 619-0-ГГ, от 13 октября 2009 г. N 1309-0-0 И др.).

Судебной коллегией обращается внимание на то обстоятельство, что невыполнение льготником обязанности зарегистрироваться по месту жительства в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его права на получение мер социальной поддержки.

Соответственно, отсутствие регистрации по месту жительства ФИО4 и членов ее семьи по адресу: <адрес>, а. Старобжегокай, <адрес>, не является основанием для отказа в удовлетворении требований истца.

При указанных обстоятельствах ФИО4 и члены ее семьи помимо критериев многодетности и нуждаемости соответствуют критерию лиц, имеющих право на льготу: «преимущественно проживающих на территории Республики Адыгея» и относятся к категории граждан, которым в соответствии с Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» предоставляются меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере 50000 рублей на третьего ребенка,

На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО4 к ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» Филиала по <адрес> о признании отказа в выплате ФИО4 единовременной выплаты незаконным и признании за ней права на дополнительную меру социальной поддержки в виде назначения единовременной выплаты в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу истицы ФИО4 удовлетворить.

Решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 15 марта 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО4 к ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» Филиала по <адрес> о признании отказа в выплате ФИО4 единовременной выплаты незаконным и признании за ней права на дополнительную меру социальной поддержки в виде назначения единовременной выплаты в размере 50 000 рублей, удовлетворить.

Признать незаконным отказ ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» Филиала по <адрес> в предоставлении ФИО4 социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере 50000 рублей.

Обязать ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» Филиала по <адрес> предоставить ФИО4 меры социальной поддержки в виде назначения единовременной выплаты в размере 50 000 рублей, предусмотренной статьей 7 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 117-1 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».

Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 августа 2023 года.

Председательствующий:                         Тхагапсова Е.А.

Судьи:                                     Аутлев Ш.В.

                                        Сиюхов А.Р.

33-1610/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кокоулина Наталья Владимировна
Ответчики
Государственное казенное учреждение Республики Адыгея "Центр труда и социальной защиты населения" Филиал №8 по Тахтамукайскому району
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Сиюхов Аскербий Русланович
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
09.06.2023Передача дела судье
14.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
17.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2023Передано в экспедицию
28.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее