В суде первой инстанции дело № 2а-864/2021
Дело № 33а-4050/2021
УИН 27RS0003-01-2021-000760-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 31 августа 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Коноплевой И.А.
судей: Савченко Е.А., Карбовского С.Р.
при секретаре: Цой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 20 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска к Позевалкину С.В. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу,
по апелляционной жалобе административного ответчика Позевалкина С.В. на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 26 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., пояснения представителя административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска Жолондзь Е.П., административного ответчика Позевалкина С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска (далее – ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Позевалкину С.В. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с 2014 по 2017 годы в собственности административного ответчика находилось имущество в виде транспортных средств, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Налогоплательщику начислен транспортный налоги и направлены уведомления с указанием налоговых периодов, объектов налогообложения, порядка расчета налога, суммы налога и срока уплаты. В установленный срок налогоплательщиком транспортный налог не уплачен, на сумму налога начислена пеня. Административным истцом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога и пени от 05.02.2020 №13546. Судебный приказ от 11.06.2020 N 2а-1330/2020 отменен определением мирового судьи судебного района «Железнодорожный район г.Хабаровска» на судебном участке N 6 от 31.07.2020 в связи с поступлением возражений административного ответчика относительно судебного приказа. Административный истец, ссылаясь на положения статьи 48 НК РФ, просил суд взыскать с административного ответчика задолженность по пени по транспортному налогу в размере 159 423 руб. 57 копеек.
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 26 марта 2021 года административные исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска удовлетворены.
Судом постановлено взыскать с Позевалкина С.В. задолженность по пени по транспортному налогу в сумме 159 423 руб. 57 копеек; в доход бюджета городского округа «Город Хабаровск» взыскать с Позевалкина С.В. государственную пошлину в сумме 400 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик Позевалкин С.В. с постановленным по делу решением не согласился, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Указывая на положения статьи 70 НК РФ считает, что налоговым органом пропущен срок направления требования об уплате задолженности по пени, соответственно пропущен срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Поскольку налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания задолженности, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец указывает, что исходя из положений ст.75 НК РФ следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового периода, направляется налоговым органом не позднее 3 месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (или в случае уплаты по частям – с момента уплаты последней ее части). Таким образом, полагает, что поскольку на дату выставления требования № 13546 по состоянию на 05.02.2020, задолженность по транспортному налогу уплачена Позевалкиным С.В. несвоевременно и не в полном объеме (недоимка за 2014 год в размере 158 104 рублей уплачена частично в сумме 42900 рублей, недоимка за 2015 год в размере 168 593 рублей уплачена частично в сумме 852,54 рублей, недоимка за 2016 год в размере 168 593 рубля уплачена 25.08.2020, недоимка за 2017 год в размере 168 593 руб. уплачена 25.08.2020), то административным истцом правомерно исчислены пени в общей сумме 159 423,57 рублей по состоянию на 05.02.2020. Полагает, что поскольку недоимка по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017 годы не была уплачена в полном объеме, следовательно, не препятствовало Инспекции направить требование об уплате пени в любое время, пока основное обязательство об уплате налога не прекращено. Недоимки по налогу были взысканы с Позевалкина С.В. судебными актами – Железнодорожным районным судом 30.05.2016 взыскана недоимка за 2014 год; за 2015, 2016, 2017 годы – судебными приказами от 05.05.2017, 14.02.2018, 02.04.2019 соответственно.
Представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска Жолондзь Е.П., возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Административный ответчик Позевалкин С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ).
Подпунктом 9 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст.45 НК РФ).
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которым налогоплательщик извещается о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1, 2 статьи 69 НК РФ).
Пункт 1 статьи 70 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 48 НК РФ).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
В силу части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено тем же пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На территории Хабаровского края транспортный налог установлен и введен в действие Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае». Этим же законом определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и налоговые льготы.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Согласно части 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (часть 4 статьи 57 НК РФ).
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Позевалкин С.В. в период с 2014 по 2017 годы являлся владельцем транспортных средств: Toyota Landcruiser, государственный регистрационный знак А649УУ27; Infiniti QX, государственный регистрационный знак М101МТ27; Howozz3327N3647C, государственный регистрационный знак В402ЕТ27; Howozz3327N3647C, государственный регистрационный знак В403ЕТ27; Howozz1327N5847C, государственный регистрационный знак В582РХ27; Volkswagen 2H Amarok, государственный регистрационный знак В908РХ27; Howozz4257S3241V, государственный регистрационный знак В868РХ27; Экскаватор гусеничный Hitachi EХ135US-5, государственный регистрационный знак 9760ХМ27; гидроцикл Кавасаки Р 0010ХБ, Р0010ХБ.
В адрес налогоплательщика Позевалкина С.В. направлялись налоговые уведомления, в том числе об уплате транспортного налога:
- за 2014 год налоговое уведомление №404745 от 25.03.2015 об уплате транспортного налога в сумме 158 104 руб., в срок до 01.10.2015;
- за 2015 год налоговое уведомление № 61992011 от 29.09.2016 об уплате транспортного налога в сумме 168 593 руб., в срок до 01.12.2016;
- за 2016 год налоговое уведомление № 35352377 от 06.09.2017 об уплате транспортного налога в сумме 168 593 руб., в срок до 01.12.2017;
- за 2017 год налоговое уведомление № 13770207 от 21.08.2018 об уплате транспортного налога в сумме 168 593 руб., в срок до 21.08.2018.
В связи с неуплатой налогоплательщиком в установленный срок налогов, ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска в адрес Позевалкина С.В. направлено требование N 13546 по состоянию на 05.02.2020 об уплате пени по транспортному налогу в сумме 159 423 руб. 57 копеек и 2 646 руб. 31 копейки, в срок до 25.03.2020.
По истечении срока исполнения обязательств по требованию задолженность налогоплательщиком погашена не была.
Удовлетворяя требования ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска суд первой инстанции исходил из того, что 11.06.2020 мировым судьей судебного района «Железнодорожный район г.Хабаровска» на судебном участке №4 был выдан судебный приказ № 2а-1330/2020 о взыскании с Позевалкина С.В. пени по транспортному налогу за 2014-201г годы в сумме 161 913 руб. 22 копейки, и, поскольку определением мирового судьи судебного района «Железнодорожный район г.Хабаровска» на судебном участке №4 от 31.07.2020 судебный приказ №2а-1330/2020 от 11.06.2020 отменен, суд первой инстанции нашел требования административного истца обоснованными, срок для обращения в суд не пропущенным. Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру принудительного взыскания, пришел к выводу об их соблюдении и наличии оснований для удовлетворения требований ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска, поскольку налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате транспортного налога в сроки, указанные в налоговых уведомлениях, в связи с чем налоговым орган исчислена пеня, подлежащая оплате налогоплательщиком.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами районного суда первой инстанции, поскольку они постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильном применении норм материального права.
Федеральный законодатель установил в главе 11 НК РФ пеню как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).
Из содержания приведенных положений следует, что пеня выступает мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет, - она стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов. Одновременно она является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена в срок. В последнем случае основанием взимания пени, по существу, выступает неправомерное оставление налогоплательщиком у себя суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет, и пользование средствами казны.
При этом в соответствии с частями 4 - 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.
Порядок и сроки выставления требований об уплате налога и пени предусмотрены статьями 69, 70 НК РФ. Пропуск налоговым органом срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
В соответствии с абзацами 2, 3 части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ и указанных норм КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, и о том, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего налоговому органу необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Как обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 30 января 2020 года N 12-О и N 20-О, установленные шестимесячные сроки и моменты начала их исчисления относятся к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлены необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Согласно определению Конституционный Суд Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Из изложенного следует, что принудительное взыскание налога с физического лица допускается исключительно в судебном порядке в течение установленных законом сроков, а также при наличии к тому оснований (установленный факт наличия задолженности и др.); произвольное и бессрочное взыскание с налогоплательщика сумм налоговой задолженности, обращение налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа, действующим правопорядком не допускаются.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года N 2465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова Павла Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации", с акцентом на то, что установление указанных обстоятельств в силу части 6 статьи 289 КАС РФ относится к числу юридически значимых по административному делу, рассматриваемому в порядке главы 32 названного процессуального закона.
В силу пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно ч.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что сумма пени подлежит начислению и уплате только в случае установления недоимки судом, подлежащей уплате налогоплательщиком, либо на сумму фактической оплаты недоимки на сумму этой оплаты. Уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
На основании ч.2 ст. 52 НК РФ налоговый орган в адрес Позевалкина С.В. 25.03.2015 направил уведомление № 404745 о необходимости уплаты транспортного налога за 2014 год в размере 158 104 рублей.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2014 год, ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска обратилась в Железнодорожный суд с административным иском о взыскании недоимки.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 30.05.2016, вступившим в законную силу 15.06.2016, с Позевалкина С.В. в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска взыскана недоимка по транспортному налогу в размере 158 104 рубля за 2014 год.
Таким образом, в соответствие с п. 1, 2 ст. 409 НК РФ транспортный налог за 2014 год подлежал уплате не позднее 1 декабря 2015 года.
В соответствии со статьей 75 НК РФ право на начисление пени по транспортному налогу за 2014 год возникло у налогового органа с 02.12.2015.
Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей (ст.70 НК РФ).
Вместе с тем, требование N 13546 об оплате пени по транспортному налогу в сумме 60 755,63 рублей, в том числе за 2014 год, направлено административному ответчику 17.03.2020 с указанием срока оплаты до 25.03.2020.
Вместе с тем, сумма начисленной пени по транспортному налогу за 2014 год превысила порог в 3000 рублей в 2016 году.
Как следует из материалов дела, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании пени за 2014 год налоговый орган обратился 08.06.2020.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Как разъяснено в п.51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Пунктом 31 указанного Постановления Пленума ВАС РФ разъясняется, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.
При таких обстоятельствах, суду первой инстанции надлежало проверить соблюдение не только трехмесячного срока обращения налогового органа с требованием об оплате пени, исчисляемого после уплаты Позевалкиным С.В. недоимки по транспортному налогу, либо уплаты ее части, (а в случае неуплаты, с момента ее начисления) но и шестимесячного срока на обращение в суд.
В связи с указанным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с настоящим иском о взыскании пени по транспортному налогу за 2014 год пропущен ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска, поскольку в связи с неуплатой данного налога пени подлежали начислению с 02.12.2015, таким образом, обязанность направить требование об уплате пени, рассчитанной на сумму недоимки в 158104 рублей у административного истца возникла в срок до 02.03.2016. Фактически требование о выплате пени было направлено административному ответчику спустя более 3-х лет – 17.03.2020. Доказательств фактической уплаты транспортного налога полностью или в части материалы дела не содержат, административным истцом не представлено.
Кроме того, согласно ст.21 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ), исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Как следует из представленных материалов, исполнительный лист на основании решения Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 30.05.2016 по делу №2а-2865/2016 в орган принудительного исполнения не предъявлялся, исполнительное производство не возбуждалось, что подтверждается ответом УФССП России по Хабаровскому краю от 21.07.2021 №27901/21/44153-ИС. Таким образом, административным истцом утрачена возможность взыскания недоимки за 2014 год в принудительном порядке. Обратного административным истцом не доказано. Судебная коллегия критически относится к скриншоту страницы с программы административного истца, в подтверждение факта возбужденного исполнительного производства, поскольку данное доказательство достоверно не свидетельствует о возбужденном исполнительном производстве в отношении Позевалкина С.В..
Рассматривая требования о взыскании пени по уплате транспортного налога за 2015 год судебная коллегия находит решение суда первой инстанции неправильным в части установления сумм взыскания, исходя из следующего.
Как установлено из материалов гражданского дела № 2а-581/2017 ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска 03.05.2017 обратилась в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 168 593 рубля, пени за 2015 год в размере 1180,15 рублей; мировым судьей судебного района «Железнодорожный район г.Хабаровска» судебного участка №6 от 05.05.2017 с Позевалкина С.В. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 168 593 руб., пени в сумме 1180,15 рублей.
Вместе с тем, определением мирового судьи судебного района «Железнодорожный район г.Хабаровска» судебного участка №6 от 31.07.2020 указанный судебный приказ отменен.
Как следует из материалов дела, в районный суд с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год налоговый орган не обращался, что также не оспаривается сторонами по делу. Настоящее исковое заявление подано в суд общей юрисдикции о взыскании пени по транспортному налогу 28.01.2021.
При таких обстоятельствах оснований для начисления и взыскания пени на всю сумму налога по отмененному судебному приказу, не имеется.
Между тем, поскольку Позевалкиным С.В. была фактически оплачена часть транспортного налога за 2015 год, и указанная часть оплачена с пропуском срока, установленного НК РФ для его оплаты, пени подлежат начислению на фактически уплаченные административным ответчиком суммы недоимки, т.е. фактически признанные должником, с даты, определенной датой уплаты указанной части.
Из представленных административным истцом платежных поручений следует, что по исполнительному листу 2а-581/2017 Позевалкиным СВ. были произведены следующие части оплаты суммы транспортного налог за 2015 год: 23.03.2018 произведена оплата 848,54 руб. и 4 руб. (ПП № 664130 и ПП№ 664136); 25.03.2020 произведена оплата 21 049,78 руб. и 860,97 руб. (ПП № 359872 и ПП №359815); 16.04.2020 произведена оплата 0,23 руб. (ПП № 672270); 12.05.2020 произведена оплата 12,02 руб. (ПП № 54840); 07.07.2020 произведена оплата 262,66 руб. (ПП № 827107); 14.07.2020 произведена оплата 9,18 руб. (ПП № 28683). Всего недоимки по транспортному налогу за 2015 год Позевалкиным С.В. оплачено 23 047,38 рублей.
В соответствие с п. 1, 2 ст. 409 НК РФ транспортный налог за 2015 год подлежал уплате не позднее 1 декабря 2016 года.
Требование об уплате пени № 13546 от 05.03.2020 было направлено административному ответчику – 17.03.2020, срок его добровольного исполнения был определен 25.03.2020 (то есть 20 дней на исполнение требований).
Таким образом, за период с 23.12.2016 по 22.03.2018 сумма пени подлежала начислению на сумму фактически оплаченной недоимки (23072,15 руб.). Поскольку 23.03.2018 Позевалкиным С.В. произведена частичная оплата недоимки в размере 852,54 руб. (848,54 руб. и 4 руб.), за период с 23.03.2018 по 04.02.2020 пени подлежали начислению на оставшуюся сумму от фактически уплаченного Позевалкиным С.В. транспортного налога (23 047,38 - 852,54).
При таких обстоятельствах, общая сумма пени по транспортному налогу за 2015 год, подлежащая взысканию с Позевалкина С.В. с учетов всех вышеуказанных обстоятельств, составит 6 792,36 рублей согласно данному расчету:
начало периода | конец периода | дни | сумма налога | ставка ЦБ | пени |
23.12.2016 | 26.03.2017 | 94 | 23047,38 | 0,00033333 | 722,1512 |
27.03.2017 | 01.05.2017 | 36 | 23047,38 | 0,000325 | 269,6543 |
02.05.2017 | 18.06.2017 | 48 | 23047,38 | 0,00030833 | 341,1012 |
19.06.2017 | 17.09.2017 | 91 | 23047,38 | 0,0003 | 629,1935 |
18.09.2017 | 29.10.2017 | 42 | 23047,38 | 0,00028333 | 274,2638 |
30.10.2017 | 17.12.2017 | 49 | 23047,38 | 0,000275 | 310,5634 |
18.12.2017 | 11.02.2018 | 56 | 23047,38 | 0,00025833 | 333,4188 |
12.02.2018 | 22.03.2018 | 39 | 23047,38 | 0,00025 | 224,712 |
23.03.2018 | 25.03.2018 | 3 | 22194,84 | 0,00025 | 16,64613 |
26.03.2018 | 16.09.2018 | 175 | 22194,84 | 0,00024167 | 938,6568 |
17.09.2018 | 16.12.2018 | 91 | 22194,84 | 0,00025 | 504,9326 |
17.12.2018 | 16.06.2019 | 182 | 22194,84 | 0,00025833 | 1043,527 |
17.06.2019 | 28.07.2019 | 42 | 22194,84 | 0,00025 | 233,0458 |
29.07.2019 | 08.09.2019 | 42 | 22194,84 | 0,00024167 | 225,2776 |
09.09.2019 | 27.10.2019 | 49 | 22194,84 | 0,00023333 | 253,761 |
28.10.2019 | 15.12.2019 | 49 | 22194,84 | 0,00021667 | 235,6352 |
16.12.2019 | 04.02.2020 | 51 | 22194,84 | 0,00020833 | 235,8202 |
Аналогичным образом полежит исчислению пени по транспортному налогу за 2016-2017гг.
Транспортный налог за 2016 год уплачен Позевалкиным С.В. в размере 168 593 рублей 25.08.2020, что подтверждается платежным поручением № 220 от 25.08.2020.
Как установлено из материалов гражданского дела № 2а-225/2018 ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска 09.02.2018 обратилась в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 168 593 рубля, пени за 2016 год в размере 139,09 рублей; мировым судьей судебного района «Железнодорожный район г.Хабаровска» судебного участка №3 от 14.02.2018 с Позевалкина С.В. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 год в сумме 168 593 руб., пени в сумме 139,09 рублей.
Определением мирового судьи судебного района «Железнодорожный район г.Хабаровска» судебного участка №6 от 24.07.2020 указанный судебный приказ отменен.
И как следует из материалов дела, в районный суд с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 годы налоговый орган также не обращался.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что транспортный налог за 2016 год уплачен Позевалкиным С.В. в полном размере 168 593 рублей 25.08.2020.
При таких обстоятельствах, общая сумма пени по транспортному налогу за 2016 год, подлежащая взысканию с Позевалкина С.В. с учетов всех вышеуказанных обстоятельств, составит 32694 рубля 41 копейка согласно представленному административным истцом расчету и исчисленная на всю сумму транспортного налога за 2016 год за период с 05.12.2017 по 04.02.2020 (период заявленный административным истцом).
Как установлено из материалов гражданского дела № 2а-638/2019 ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска 28.03.2019 обратилась в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 211 493 рубля, пени за 2017 год в размере 6057,10 рублей; мировым судьей судебного района «Железнодорожный район г.Хабаровска» судебного участка №6 от 02.04.2019 с Позевалкина С.В. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 год в сумме 211 493 руб., пени в сумме 6057,10 рублей.
Определением мирового судьи судебного района «Железнодорожный район г.Хабаровска» судебного участка №6 от 24.07.2020 указанный судебный приказ отменен. Поскольку в районный суд с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 годы налоговый орган также не обращался, оснований для начисления и взыскания пени на сумму налога, взысканного на основании отмененного судебного приказа, не имеется.
Между тем, поскольку Позевалкиным С.В. была фактически оплачена часть транспортного налога за 2017 год, и указанная часть оплачена с пропуском срока, установленного Налоговым Кодексом РФ для его оплаты, пени подлежат начислению на фактически уплаченные административным ответчиком суммы недоимки.
Из представленных административным истцом платежных поручений следует, что по исполнительному листу 2а-638/2019 Позевалкиным СВ. были произведены следующие части оплаты суммы транспортного налог за 2017 год: 25.03.2018 произведена оплата 1103,23 руб. и 26 972,58 руб. (ПП № 359710 ПП № 359326); 16.04.2020 произведена оплата 0,30 руб. (ПП № 672452); 12.05.2020 произведена оплата 15,41 руб. (ПП № 54442); 07.07.2020 произведена оплата 336,57 руб. (ПП № 827092); 14.07.2020 произведена оплата 11,78 руб. (ПП № 28736); 25.08.2020 произведена оплата 95689,10 руб. (ПП № 221).
Всего недоимки по транспортному налогу за 2017 год Позевалкиным С.В. оплачено 124 128,97 рублей.
В соответствие с п. 1, 2 ст. 409 НК РФ транспортный налог за 2017 год подлежал уплате не позднее 1 декабря 2018 года.
Таким образом, за период с 21.01.2019 по 04.02.2020 сумма пени подлежала начислению на сумму фактически оплаченной недоимки (124 128,97 руб.).
При таких обстоятельствах, общая сумма пени по транспортному налогу за 2017 год, подлежащая взысканию с Позевалкина С.В. с учетов всех вышеуказанных обстоятельств, составит 11 332,97 рублей согласно данному расчету:
начало периода | конец периода | дни | сумма налога | ставка ЦБ | пени |
21.01.2019 | 16.06.2019 | 147 | 124128,97 | 0,000258333 | 4713,797636 |
17.06.2019 | 28.07.2019 | 42 | 124128,97 | 0,00025 | 1303,354185 |
29.07.2019 | 08.09.2019 | 42 | 124128,97 | 0,000241667 | 1259,909046 |
09.09.2019 | 27.10.2019 | 49 | 124128,97 | 0,000233333 | 1419,20789 |
28.10.2019 | 15.12.2019 | 49 | 124128,97 | 0,000216667 | 1317,835898 |
16.12.2019 | 04.02.2020 | 51 | 124128,97 | 0,000208333 | 1318,870306 |
При этом, судебная коллегия считает необходимым указать административному ответчику относительно его доводов о пропуске сроков налоговым органом для обращения в суд с требованиями о взыскании транспортного налога за 2015-2017 годы., следующее.
Как указано выше, действительно в силу части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено тем же пунктом.
Вместе с тем, поскольку в силу положений ч.ч. 4 - 6 статьи 289 КАС РФ принудительное взыскание самого налога с физического лица допускается исключительно в судебном порядке в течение установленных законом сроков, а также при наличии к тому оснований (установленный факт наличия задолженности и др.), и в соответствие с разъяснениями Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п.51) пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме, то, в отсутствии судебного решения о взыскании сумм самого налога, право требования о взыскании пени возникает у налогового органа с момента полной или частичной оплаты недоимки должником и исходя их тех сумм, которые фактически оплатил налогоплательщик, то есть сумм, фактически признанных должником. При таких обстоятельствах, исковой срок для предъявления требования о взыскании пени надлежит исчислять с дат фактической оплаты недоимки в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку административным ответчиком оплаты частей задолженности по транспортному налогу за 2015-2017 годы были произведены в 2020 году, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговым органом соблюден не только трехмесячный срок обращения налогового органа с требованием об оплате пени, исчисляемого после уплаты Позевалкиным С.В. недоимки по транспортному налогу (за 2016год), либо уплаты ее части (за 2015, 2017 годы), но и шестимесячный срок на обращение в суд.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с настоящим иском о взыскании пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы не пропущен ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции указанные выше обстоятельства не были учтены, нормы материального права применены неверно, то состоявшееся по делу решение, как не соответствующее части 1 ст.176 КАС РФ, не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении требований административного искового заявления, с учетом удовлетворенных требований размер государственной пошлины подлежит увеличению до 1 724,59 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Позевалкина С.В. удовлетворить частично.
Решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 26 марта 2021 года отменить, вынести новое решение, которым взыскать с Позевалкина С.В., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска пени по транспортному налогу за 2015 год в сумме 6 792 руб. 36 коп., пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 32 694 руб. 41 коп., пени по транспортному налогу за 2017 год в сумме 11 332 руб. 97 коп., а всего взыскать 50 819 руб. 74 коп.
Взыскать с Позевалкина С.В., проживающего по адресу: <адрес> в доход бюджета муниципального образования Городской округ город Хабаровск государственную пошлину в сумме 1 724 руб. 59 копеек.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи