11RS0001-01-2019-003862-67
Дело № 2-4325/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сухоруковой С.М.
при секретаре Грасс Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 16 мая 2019 года гражданское дело по иску Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к АО «Комиавиатранс» о возложении обязанности провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к АО «Комиавиатранс» о возложении обязанности провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Аэропорт ... в срок в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители истца на исковых требованиях настаивали по доводам, приведенным в обоснование иска.
Представитель ответчика с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что «Аэропорт ..." является объектом транспортной инфраструктуры, внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением 3 категории, что подтверждается выпиской из реестра.
Заключением № 81 от 27.01.2012 Министерства транспорта РФ Росавиации утверждены результаты оценки уязвимости аэропорта «...» филиала ГУП РК «Комиавиатранс».
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, тоннели, эстакады, мосты, автомобильные, железнодорожные вокзалы и станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательств.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
В соответствии с частью 2 ст. 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Часть 3 ст. 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" устанавливает, что результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно положениям п. 9 Приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», при изменении, в том числе, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Согласно п. п. 17 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности № 866 при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений.
В п. 2.1 Устава АО «Комиавиатранс» указано, что основной целью деятельности Обзщества является обеспечение регулярных внутренних и международных авиаперевозок, чартерных авиаперевозок и авиаработ, с наиболее полным использованием инфраструктуры Общества и его средств для максимизации рентабельности при обеспечении стандартов безопасности, регулярности полетов и уровня обслуживания пассажиров, иных потребителей услуг в соответствии с заключенными договорами.
Для достижения целей, Общество осуществляет в установленном законом порядке ряд видов деятельности, в том числе обеспечение транспортной безопасности, обеспечение авиационной безопасности (п. 2.2,7,2.2.8 Устава).
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства, а именно Приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87 во взаимодействии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению транспортной безопасности аэропорта ... является обязанностью АО «Комиавиатранс».
Отсутствие дополнительной оценки уязвимости аэропорта Сыктывкар не обеспечивает готовность к эффективным и быстрым мерам реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, и сохранности транспортной инфраструктуры.
В связи с этим, бездействие ответчика в этом вопросе нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, в целях устранения выявленных нарушений закона на ответчика следует возложить обязанность организовать и обеспечить проведение и утверждение в установленном порядке дополнительной оценки уязвимости «аэропорта ...» как объекта транспортной инфраструктуры.
Срок для исполнения решения суда, указанный прокурором - в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд находит разумным.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление Сыктывкарского транспортного прокурора.
Обязать АО «Комиавиатранс» обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – аэропорта Сыктывкар в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Сухорукова
Мотивированное решение составлено 22.05.2019 года
Копия верна:
Председательствующий С.М. Сухорукова