63RS0в„–-80
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
20 апреля 2022 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Космынцевой Г.В.,
при секретаре Дюкиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации городского округа Самара, МБОУ «Школа №» об обязании устранить требования законодательства о пожарной безопасности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации городского округа Самара, МБОУ «Школа №» об обязании устранить требования законодательства о пожарной безопасности, указав, что прокуратурой <адрес> по информации ОНД и ПРпо г.о. Самара проведена проверка исполнения пожарной безопасности в МБОУ «Школа №». В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Школа №» выявлены следующие нарушения: запоры на двери эвакуационного выхода не обеспечивают возможность свободного открывания изнутри без ключа, не предоставлены документы позволяющие определить пожарную опасность отделочных материалов образовательного учреждения. Выходы из подвала образовательного учреждения не отделены от общей лестничной клетки. Все нарушения отражены в акте надзорного ведомства от ДД.ММ.ГГГГ №. Неисполнение законодательства о пожарной безопасности влечет к существенным нарушениям прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, что не допустимо. Вышеуказанное нарушение требований пожарной безопасности непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение и проведение аварийно-спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения опасных факторов пожара и гибели людей. Кроме того, допущенные нарушения влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью. Данные обстоятельства при дальнейшем функционировании МБОУ «Школа №» могут повлечь за собой создание опасности жизни и здоровью граждан, а также несовершеннолетних.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, просил суд с учетом уточнения обязать МБОУ «Школа №», Департамент образования Администрации городского округа Самара со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные ОНД и ПРпо г.о. Самара нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях МБОУ «Школа №» г.о. Самара, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: устранить частичное отсутствуют приспособлений для самозакрывания на дверях лестничных клеток (1, 2, 3, 4 этажи); руководитель организации и ответственный за пожарную безопасность пройти обучение пожарно-техническому минимуму; привести в соответствие с требованиями законодательства инструкцию о мерах пожарной безопасности в образовательной организации; внести уточнений в декларацию пожарной безопасности образовательной организации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Кудряшов А.В. поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента образования Администрации городского округа Самары в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МБОУ «Школа в„–В» РїРѕ доверенности Персиянцев Р.Рњ. РІ судебном заседании требования признал.
Представитель ОНД и ПРпо г.о. Самара по доверенности Царева Е.А. в судебном заседании уточнённые требования поддержала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
РР· материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> РїРѕ информации РћРќР” Рё РџР РїРѕ Рі.Рѕ. Самара проведена проверка исполнения пожарной безопасности РІ МБОУ «Школа в„–В».
В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Школа №» имеются следующие нарушения: запоры на двери эвакуационного выхода не обеспечивают возможность свободного открывания изнутри без ключа, не предоставлены документы позволяющие определить пожарную опасность отделочных материалов образовательного учреждения. Выходы из подвала образовательного учреждения не отделены от общей лестничной клетки. Все нарушения отражены в акте надзорного ведомства от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10-11), а также предписании № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д.12).
В адрес исполняющего обязанности руководителя Департамента образования Администрации г.о.Самара вынесено представление об устранении нарушений (л.д.13-16) в котором прокуратура города требует принять незамедлительно меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФР«Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обеспечивает безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Названным законом также определяется, что одним из основных направлений государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних является охрана здоровья.
Р’ соответствии СЃ Рї. 15 С‡. 3 СЃС‚. 28 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-ФР«Об образовании Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее - Закон в„–Р¤Р) Рє компетенции образовательной организации РІ установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны Рё укрепления Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, организации питания обучающихся Рё работников образовательной организации; РІ силу Рї. 2 С‡. 6 СЃС‚. 28 Закона №ФЗ образовательная организация обязана осуществлять СЃРІРѕСЋ деятельность РІ соответствии СЃ законодательством РѕР± образовании, РІ том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра Рё СѓС…РѕРґР° Р·Р° обучающимися, РёС… содержания РІ соответствии СЃ установленными нормами, обеспечивающими Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной относятся вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно п.10 ч.1 ст. 16 Ф3-№ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
- установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
- правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
- правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФР«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Неисполнение законодательства о пожарной безопасности приводит к существенным нарушениям прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, что не допустимо.
Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение и проведение аварийно-спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения опасных факторов пожара и гибели людей.
Кроме того, допущенные нарушения влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью.
В процессе рассмотрения дела указанные нарушения были устранены, однако при повторном осмотре выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- на дверях лестничных клеток частично отсутствуют приспособления для самозакрывания (1, 2, 3, 4 этажи). Нарушение: п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, (утверждены постановлением Правительства РФ № от 16.09.2020 г.);
- руководитель организации и ответственный за пожарную безопасность не прошли обучение пожарно-техническому минимуму. Нарушение: п. 3 11ПРРФ утв. ПП РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, п. 7 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»;
- инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует требованиям установленным разделом XVIII. Нарушение: п. 2 Правил противопожарного режима в РФ, (утверждены постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ).
- не внесены уточнения в декларацию пожарной безопасности (декларация пожарной безопасности содержит недействующие в настоящее время нормативные документы по пожарной безопасности). Нарушение: Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ФР«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 64; Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № п. 15.
Данные обстоятельства при дальнейшем функционировании МБОУ «Школа №» могут повлечь за собой создание опасности жизни и здоровью граждан, а также несовершеннолетних.
Недостаточная противопожарная защищенность объекта с массовым пребыванием людей может привести к негативным последствиям в случае возникновения ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан, и причинить значительный материальный ущерб.
При указанных обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШРР›:
Рсковые требования заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Департаменту образования Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара, МБОУ «Школа в„–В» РѕР± обязании устранить требования законодательства Рѕ пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать МБОУ «Школа №», Департамент образования Администрации городского округа Самара со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные ОНД и ПРпо г.о. Самара нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях МБОУ «Школа №» г.о. Самара, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: устранить частичное отсутствуют приспособлений для самозакрывания на дверях лестничных клеток (1, 2, 3, 4 этажи); руководитель организации и ответственный за пожарную безопасность пройти обучение пожарно-техническому минимуму; привести в соответствие с требованиями законодательства инструкцию о мерах пожарной безопасности в образовательной организации; внести уточнений в декларацию пожарной безопасности образовательной организации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.В.Космынцева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.