Решение по делу № 2-2647/2020 от 10.02.2020

11RS0001-01-2020-001681-30 Дело № 2-2647/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Колосовой Н.Е.,

с участием истца Троеглазова В.П.,

представителя ответчика Васюхневича А.С.,

прокурора Семеновой Я.В.,

при секретаре Горбатенко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 30 декабря 2020 года гражданское дело по иску Троеглазова В.П. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11» Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1», Федеральному казенному учреждению «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Больница №18» о признании бездействий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Троеглазов В.П. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11» (ФКУЗ МСЧ-11), Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании бездействий незаконными, взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000 000 руб. в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, условий содержания, обеспечением питания, транспортировке. Заявленные требования мотивировал тем, что с ** ** ** года отбывает наказание в .... ** ** ** он был направлен в ФКЛПУБ-18, при возвращении из больницы ** ** ** на время нахождения в пути выдан рацион питания, не соответствующий стандарту, который утвержден согласно имеющихся у него заболеваний. ** ** ** он вновь направлен в больницу, ** ** **, при следовании из больницы, он также не был обеспечен надлежащим питанием. Транспортировка ** ** ** производилась в спецтранспорте, с жесткими лавками, узким проходом, без страховочных приспособлений. Количество перевозимых заключенных – ... человек с личными вещами, совместно с ними находилась собака караула, от которой исходил неприятный запах. Время нахождения в пути – ... часов. Во время перевозки отсутствовала возможность приема пищи и воды. При направлении в больницу ** ** ** не был обеспечен лекарственными препаратами. В терапевтическом отделении в ноябре ** ** ** года он находился с больными инфекционными заболеваниями. В палате №... площадью ... кв.м., находилось ... человек. Доступ к местам общего пользования был затруднен, санузел располагал двумя унитазами, не отгороженными, и тремя местами для умывания. Дезинфекция и уборка в палате не проводилась, вентиляция отсутствует. Информирования о течении заболеваний не имелось. Имеет ряд заболеваний: ....

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов в лице УФК по РК, ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми», ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи истец Троеглазов В.П. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» Васюхневич А.С. требования не признал.

Представители соответчиков Министерства финансов в лице УФК по РК, ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 участия не приняли, извещены надлежаще.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

На основании с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 21 Конституции РФ и ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

** ** ** приказом ФСИН России №... образовано новое юридическое лицо ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, приказом от ** ** ** утверждены положения о 12 медицинских частях, больнице, центре медицинской и социальной реабилитации и 2 военно-врачебных комиссиях. Медицинские части осуществляют медицинское обслуживание колоний, следственных изоляторов и других учреждений по месту их дислокации по Республике Коми.

Установлено, что Троеглазов В.П. осужден ... судом ** ** **. по ст. ... УК РФ- ...., на основании ... УК РФ присоединяется не отбытая часть наказания по приговору от ** ** **. лишения свободы сроком на .... Начало срока ** ** **, конец срока ** ** **.

Троеглазов В.П. с ** ** ** отбывает меру уголовного наказания в виде лишения свободы в ..., наблюдается в филиале «Медицинская часть № ...» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Из материалов дела следует, что Троеглазов В.П., ** ** ** г.р., находился на обследовании и лечении в БФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с ** ** ** по ** ** **. Поступил с диагнозом: ...

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 приказу Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста № 190 от 17.10.2005 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" (утратил силу 19.02.2018 в связи с изданием Приказа Минздрава России № 14н, Минюста России № 4 от 17.01.2018), основными задачами медицинской службы являются: организация оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России; осуществление контроля за состоянием здоровья лиц, содержащихся в Учреждениях; гигиеническое обучение и воспитание подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пропаганда здорового образа жизни.

Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, в настоящее время регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 (далее - Порядок).

В соответствие с пунктом 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).

К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана. (пункт 9 Порядка).

Согласно пункту 31 Порядка в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.

Пунктом 32 Порядка предусмотрено, что медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 123, 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.

Данным Законом определено (ст. 2), что под лечением понимается комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (п. 8); качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21).

Согласно ст. 19 вышеприведенного Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2).

Согласно ч. 1 и 2 ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – не менее пяти квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

Из информации, представленной ответчиком ФКУЗ МСЧ-11» ФСИН России следует, что с ** ** ** по ** ** ** Троеглазов В.П. проходил лечение в ... отделении больницы, палата №..., площадь ... кв.м. В данной палате, одновременно с истцом, находилось от 3 до 5 человек (л.д. 92) с одинаковой патологией (...) и одинаковым социальным статусом. В инфекционном отделении за у казанный период времени находилось от ... до ... пациентов (коечная численность отделения рассчитана на ... койко - место). Одновременное пребывание в палате №... пяти человек не было продолжительным. Возможности и необходимости распределения осужденного Троеглазова В.П. в отдельную маломестную палату на указанный период времени не было. За период нахождения осужденного Троеглазова В.П. в ... отделении, обращений от осужденного в устной и письменной форме с просьбой решения вопроса помещения его в маломестную палату, с просьбой о досрочной выписке его из отделения по этой же причине - не поступало, осужденный не высказывал недовольства пребыванием в многоместной палате.

С ** ** ** по ** ** ** Троеглазов В.П. находился в ... отделении филиала «Больница», палата №..., без заведения амбулаторной карты стационарного больного, прибыл на проведение .... Площадь палаты №... составляет ... кв.м. За время пребывания Троеглазова В.П. в палате находилось не более 5 человек (в палате пять кроватей). Из лиц, указанных в исковом заявлении, с истцом одновременно находились в палате ..., ..., .... В контакте с осужденными ... и ... не был. ... находился в ... отделении №... с диагностической целью. ... пребывал во №... палате.

Согласно Приложению №1 СП 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», минимальные площади помещений в расчете на 2 койки и более терапевтическом отделении составляет 6 кв.м, (графа - прочие).

Согласно и. 9.2 данных Санитарных Правил влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее двух раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. П. 9.3 - генеральная уборка помещений с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников должна проводиться по графику не реже одного раза в месяц.

Как следует из справки и.о. начальника терапевтического отделения, текущая уборка палат филиала «Больница» проводится с применением моющих и дезинфицирующих средств 2 раза в день, генеральная уборка с применение моющих и дезинфицирующих средств -1 раз в месяц.

Согласно справке о санитарно-гигиеническом состоянии терапевтическою отделения ФКЛПУ Б-18, в палатах оборудована вытяжная вентиляция без механического побуждения (вентиляционные каналы), также в палатах имеются окна, оборудованные форточками, позволяющими обеспечивать проветривание помещений, что соответствует и. 6.4. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

В терапевтическом отделении Больницы оборудовании санитарный узел общий для всех пациентов данного отделения, в смежном помещении установлены умывальные раковины. От основного помещения санитарный узел огорожен стеной, между унитазами установлены перегородки. Возможность посещения санитарного узла в условиях приватности имеется.

Бак для питьевой воды имеется и находиться в коридоре терапевтического отделения.

Питание осужденных осуществляется в обеденном зале пищеблока, расположенном на цокольном этаже терапевтического отделения, что соответствует п.14.1 СанПиН 2.1.3.2630-10.

Помывка осужденных осуществляется в банно-прачечном комплексе ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми по графику, утвержденному начальником учреждения. Банно-прачечный комплекс оборудован горячим и холодным водоснабжением.

В силу части 6 статьи 99 УИК РФ осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

Приказом МЮ от ** ** ** № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» установлены рационы питания для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление горячей пищи невозможно, на мирное время (Приложение 6).

Троеглазову В.В. в ** ** ** году назначена повышенная норма питания на период отбывания наказания.

Согласно письма ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК в ... и ... ** ** ** года Троеглазову В.П. выдавался рацион питания вариант 1 вышеназванного Приказа. При убытии из ФКУ ИК-1 ему выдавался вариант 2 (повышенная норма).

Данных о назначении Троеглазову В.П. каких-либо лекарственных средств в период направления в больницу ** ** ** не установлено, при направлении его в больницу ** ** ** лекарственные препараты ему выданы. При этапировании из больницы в ФКУ ИК-1 получил ....

Из экспертного заключения №... следует, что с ** ** ** года Троеглазов В.П. наблюдался с диагнозами: ...

Согласно нормативным требованиям до ** ** ** года пациентам наблюдающимся с ...

С учетом результатов обследования истца, последнему было показано назначение ... терапии с ** ** ** года ...

Для решения вопроса об ухудшения состояния здоровья Троеглазова В.П. в связи с наличием (отсутствием) заболеваний ... в представленных на экспертизу документах недостаточно сведений (решения комиссии о необходимости полного обследования истца указаны выше).

...

Для решения вопроса о наличии дефектов оказания медицинской помощи, их связи (или отсутствии таковой) с ухудшением состояния здоровья истца требуется изменение схем лечения Троеглазова В.П. с обследованием в динамике. В связи с изложенным установить наличие или отсутствие вреда здоровью, его тяжесть в данный момент не представляется возможным.

Оснований не доверять заключению экспертов не имеется. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Выводы экспертов какими-либо доказательствами не опровергнуты.

Конвоирование осужденных    и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел    Российской Федерации от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп (далее - Инструкция).

Из информации, представленной ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, Троеглазов В.П. конвоировался караулами, назначенными от ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми (далее - ФКУ УК УФСИН) в соответствии с Инструкцией следующим образом:

** ** ** от ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми (далее - ФКУ РЖ-1) до железнодорожной станции (далее - станция) ... в специальном автомобиле ... (далее - спецавтомобиль), следовал в большой камере, загрузка не превышала 8 человек.

В период с ** ** ** по ** ** ** от станции ... до станции ... в специальном вагоне (далее - спецвагон), следовал в большой камере №..., загрузка на всем пути следования не превышала 10 человек.

** ** ** от станции ... до ... (далее - ...) в спецавтомобиле ... следовал в большой камере, загрузка не превышала 5 человек.

** ** ** от ... до станции ... в спецавтомобиле ..., следовал в большой камере, загрузка не превышала 3 человек.

** ** ** от станции ... до станции ... в спецвагоне, следовал в большой камере №... загрузка на всем пути следования не превышала 7 человек.

** ** ** от станции ... до ... в спецавтомобиле ..., следовал в большой камере, загрузка не превышала 5 человек.

** ** ** от ... до станции ... в спецавтомобиле ..., следовал в большой камере, загрузка не превышала 5 человек.

В период с ** ** ** по ** ** ** от станции ... до станции ... в спецвагоне, следовал в большой камере №... загрузка на всем пути следования не превышала 10 человек.

** ** ** от станции ... до ... в спецавтомобиле ..., следовал в большой камере, загрузка не превышала 3 человек.

** ** ** от ... до ... в спецавтомобиле ..., следовал в большой камере, загрузка не превышала 4 человек.

Общее количество осужденных в камерах, следовавших совместно с заявителем, при конвоировании автомобильным и железнодорожным транспортом не превышало установленных норм.

Нормы размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены по 12 человек в большие камеры и до 6 человек в малые.

Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу № ГКПИ11- 1774 от 24.01.2012 данные нормы признаны соответствующими нормам международного права и федеральным законам Российской Федерации.

Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» нормы размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены до 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.

Все системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал истец, а именно отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.

Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировались истец, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.

Общее освещение специальных вагонов модели «ЦМВ 61-827» и «ЦМВ 61-517» состоят из 8 и 9 ламп накаливания (мощностью по 40 Ватт каждая). Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток.

В коридорах специальных вагонов модели «ЦМВ 61-827» имеются 6 застекленных оконных проемов (размеры: высота - 79 см, ширина - 98 см), модели «ЦМВ 61-517» 7 застекленных оконных проемов (размеры: высота - 81 см, ширина - 97 см).

В камерах специальных вагонов непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.

Большая камера спецвагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места. В камере спецвагона, где размещался Истец на период конвоирования, общее количество осужденных не превышало установленных норм. В период конвоирования у истца имелась возможность разместиться для отдыха (сна) на одной из полок камеры спецвагона.

Нормами действующих нормативных правовых актов не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам матрацев, постельного белья и отдельного спального места в спецвагонах, на период конвоирования, а также оборудование скамеек мягким покрытием, поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столов для приема пищи в камерах с конвоируемыми лицами.

Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м (под нижними полками с каждой из сторон).

Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.

Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.

Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку.

Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию истца без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день). В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60 °С. Продуктами питания (Индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем на основании Приказа Министерства юстиции РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Поддержание температурного режима в специальном вагоне входит в обязанности проводника.

Согласно вышеуказанным нормам органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.

Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и распоряжения ФСИН России от 01.08.2014 № исх-07-35148 курение в спецвагонах и спецавтомобилях во время конвоирования спецконтингента запрещено. В камерах для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, размещены знаки о запрете курения. После окончания посадки спецконтингента в специальный транспорт до их сведения доводится информация о запрете курения табака и административной ответственности. Также во избежание нарушения действующих норм по курению табака во время конвоирования, в обязательном порядке при приеме осужденных проводится их личный обыск и досмотр вещей, во время которого на путь следования у спецконтингента изымаются спички и зажигалки. По каждому факту курения конвоируемыми лицами в спецтранспорте, начальником караула принимаются меры по его недопущению, составляется акт нарушения режима содержания с фиксацией на видеорегистратор. Акт приобщается к личному делу нарушителя. Фактов курения осужденными и лицами, содержащихся под стражей караулами по конвоированию зафиксировано не было, актов о нарушении режима содержания не составлялось.

В пути следования и по прибытии в учреждения истец жалоб и претензий на условия конвоирования не высказывал.

В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.

Статьей 150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинения потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

В силу ст. 123 Конституции РФ, статьи 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, заключением эксперта (ст. 55 ГПК РФ).

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что для возложения обязанности по компенсации морального вреда на ответчика необходимо наличие всех оснований, предусмотренных для наступления деликтной ответственности: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между ними и вина причинителя вреда, поскольку законом в этом случае не предусмотрено иных специальных условий ответственности.

Следовательно, именно истец должен доказать наличие вреда и его размер, противоправный характер поведения (действие или бездействие) ответчика и наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом, а ответчик, если он не согласен с иском, должен доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.

Установлено, что Троеглазову В.П. по заболеванию ** ** ** медицинская помощь оказана не в полном объеме .... По заболеванию «хронический ...» за период ** ** ** гг. Троеглазову В.П. медицинская помощь оказана не в полном объеме ...

Бездействие ФКУЗ МСЧ-11, выразившееся в неоказании надлежащей медицинской помощи по заболеваниям «...», а также в непроведении обследования, несоставления плана лечения ... является незаконным.

Факт непроведения ответчиком ряда исследований в соответствии со стандартом медицинской помощи влечет нарушение прав истца, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, что, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами является основанием для признания требований истца о взыскании компенсации морального вреда правомерными.

Факт необеспечения истца индивидуальным рационом питания с учетом его заболевания, нашел свое подтверждение, данное обстоятельство, безусловно, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания, в связи с чем, суд полагает, что истцу причинен моральный вред, подлежащий компенсации в силу статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

Установлено, что обязанность по выдаче питания осужденным, этапируемым из больницы, возложена на ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, которое и выдало Троеглазову В.П. питание по варианту № 1, а не №2. Однако из отзыва следует, что тот или иной вариант выдается по заявке ФКУЗ МСЧ-11.

Согласно пункта 43 Приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2016 N 44689) в лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждениях УИС и больницах медико- санитарных частей ФСИН России количество приемов пищи и режим питания назначается лечащим врачом.

Доказательств того факта, что ФКУЗ МСЧ-11 подало заявку в отношении варианта питания, которое подлежит выдаче истцу, не представлено. Следовательно, ответственность за необеспечение надлежащим питанием необходимо возложить на ФКУЗ МСЧ-11.

Установлено, что при размещении истца в палатах не соблюдались нормы жилой площади, так в палатах ... кв.м. и ... кв.м. размещалось до ... человек. (соответственно ... и ... кв.м. приходилось на одного осужденного).

По мнению суда, лицо, содержащееся в лечебном учреждении в условиях, не соответствующих установленным нормам, в любом случае испытывает нравственные страдания, в связи с чем, факт причинения ему морального вреда предполагается. Доводы истца о причинении ему моральных и нравственных страданий ответчиком не опровергнуты.

В силу пп. 1 п. 3, пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, применительно к рассматриваемому спору, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти, предъявляемым к Российской Федерации, от ее имени в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Учитывая, что моральный вред был причинен истцу ненадлежащим содержанием в подведомственном ФСИН России бюджетном учреждении, а ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных и одновременно главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности, то компенсация морального вреда в соответствии со ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ подлежит взысканию в пользу истца с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице ФСИН России.

С учетом характера и степени причиненных истцу нравственных страданий, периода времени содержания истца, требований разумности, справедливости суд считает возможным удовлетворить требование истца о взыскании компенсации морального вреда частично, в сумме 21 000 рублей.

В остальном условия содержания Троеглазова В.П. в лечебном учреждении, а также перевозки требованиям законодательства соответствовали, прав истца не нарушали. Доказательств неоказания медицинской помощи в связи с заболеваниями «...» и «...» не предоставлено, экспертами наличие данных заболеваний не установлено.

Факта нарушения прав истца действиями или бездействием Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ ИУ-1, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми не установлено, оснований для удовлетворения заявленных к ним требований не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11», выразившееся в неоказании Троеглазову В.П в полном объеме медицинской помощи: ...

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Троеглазова В.П. компенсацию морального вреда в размере 21000 руб.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11» произвести обследование Троеглазова В.П. с целью назначения лечения ...

В иске Троеглазову В.П. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11», Федеральному казенному учреждению «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» в части признания незаконным действий, выразившихся в нарушении условий содержания в ФКЛПУБ-18, транспортировки, а также в иске к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1», Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Больница №18» о признании бездействий незаконными, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

** ** **

Судья Н.Е. Колосова

2-2647/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Троеглазов Валерий Павлович
Ответчики
Министерство Финансов РФ (УФК по РК)
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми»
ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК
УФСИН России по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Колосова Надежда Егоровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2020Передача материалов судье
14.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
15.06.2020Судебное заседание
09.10.2020Производство по делу возобновлено
12.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Судебное заседание
30.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее