Решение по делу № 2-3384/2017 от 19.05.2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

        Именем Российской Федерации

27 декабря 2017 года                                                                                  <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи                    Заботиной Н.М.,

с участием прокурора                                                                     Юрченковой С.И.,

при секретаре                            Зинченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> к Третьякову М. Е. о выселении,

              У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратилась в суд с иском к Третьякову М.Е. об истребовании из чужого незаконного владения Третьякова М.Е. жилого помещения - <адрес> плато <адрес> путем выселения из жилого помещения.

В обоснование искового заявления истец указывает, что жилое помещение – <адрес> общей площадью 18,2 кв.м., расположенная по <адрес> в <адрес> находится в муниципальной собственности. Третьяков М.Е. без согласия наймодателя - администрации <адрес>, вселился в спорное жилое помещение. Договор социального найма с ответчиком не заключался, ордер на занятия помещения администрацией района не выдавался. В добровольном порядке освобождать жилое помещение ответчик отказался. Указанные обстоятельства подтверждаются актами осмотра жилого помещения от /дата/, /дата/<данные изъяты>. По информации ООО «УК Октябрьская» зарегистрированные лица в данной квартире отсутствуют, нанимателем является Ездаков А.Г. В соответствии с Положением об администрации района <адрес>, утвержденного Решением Новосибирского городского Совета депутатов от /дата/ «О территориальных органах мэрии <адрес>» администрация района города в пределах своих полномочий: обеспечивает соблюдение порядка заселения и освобождения жилых помещений муниципального жилищного фонда; осуществляет полномочия наймодателя по договорам социального найма жилого помещения, от имени мэрии осуществляет защиту прав муниципального образования в отношении муниципального жилищного фонда, расположенного на территории района. Кроме того, ст. 301 ГК РФ предусматривает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Учитывая, что ответчик незаконно владеет и пользуется спорным жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности, право пользования которым он не приобрел, то оно должно быть истребовано из его незаконного владения. /дата/ Третьякову М.Е. направлено уведомление об освобождении указанной комнаты в общежитии. На данное уведомление ответчик не отреагировал, занимаемое жилое помещение не освободил. В связи с чем, истец вынужден обратиться с указанным иском в суд.

Представитель истца <адрес> Былкова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, доводы, изложенные в иске, подтвердила, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Третьяков М.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, представив письменный отзыв, указав, что является военнослужащим и ему на основании протокола жилищной комиссии войсковой части 2668 от /дата/ была предоставлена <адрес>, расположенная по <адрес> плато <адрес>. Жилищное обеспечение военнослужащих, в связи с их особым правовым статусом, осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам, которое указывает на необходимость закрепления за нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащими дополнительных гарантий и компенсаций. Ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду. Спорное жилое помещение, начиная с 90-х годов использовалось с единственной целью – обеспечение жильем военнослужащих. Спорное жилое помещение было предоставлено ответчику на основании п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», которое ранее занимал военнослужащий <адрес> войск национальной гвардии Ездаков А.Г., что ограничивает права муниципалитета, как собственника по распоряжению имуществом, поскольку спорное жилое помещение обременено установленным законом ограничением по его дальнейшему использованию, а именно для реализации жилищных прав военнослужащих.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель мэрии <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, направил в суд письменный отзыв на иск, согласно которого просили дело рассмотреть в отсутствие, ссылаясь на наличие оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку спорное жилое помещение внесено в реестр муниципального имущества на основании Постановления мэрии <адрес> от /дата/ , Распоряжения КУГИ от /дата/ -<адрес> не принималось решение о предоставлении спорного жилого помещения ответчику; договор социального найма с администрацией не заключался; на регистрационном учете ответчик по спорному адресу не состоит; членом семьи нанимателя Ездакова А.Г. не является; на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Третьяков М.Е. не состоит; обстоятельства, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, не имеются. Таким образом вселение ответчика в спорное жилое помещение носит незаконный характер.

Представитель третьего лица войсковой части в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, ранее в судебном заседании представитель по доверенности Дробышев И.С. полагал, что исковые требования незаконны и необоснованны, поскольку Третьякову М.Е. – военнослужащему в/ч 2668 на основании протокола жилищной комиссии войсковой части 2668 от /дата/ была предоставлена <адрес>, расположенная по <адрес> плато <адрес>. Спорное жилое помещение было предоставлено ответчику на основании п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», которое ранее занимал военнослужащий <адрес> войск национальной гвардии Ездаков А.Г.

Представитель третьего лица ФГКУ «Центррегионжилье» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, исследовав в совокупности все представленные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения иска не имеется, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право на жилище является одним из основных прав гражданина, которое закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 40).

Статьей 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

На основании п. 11.2 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования <адрес>», принятым решением городского Совета от 28.09.2005г. , жилые помещения муниципального жилищного фонда могут быть истребованы из чужого незаконного владения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

П. 11.3 вышеуказанного Положения, предусмотрено, что органы местного самоуправления <адрес>, осуществляющие права собственника, вправе требовать устранения нарушений их прав.

В силу статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Судом установлено, что жилое помещение – однокомнатная <адрес> плато <адрес> на основании постановления мэрии <адрес> от <данные изъяты>. , распоряжения КУГИ <адрес> от 12.08.1997г. -р включено в реестр муниципального имущества <адрес>. (л.д.17).

Установлено, что в <адрес> жилого <адрес> в <адрес> зарегистрированных лиц не имеется (л.д.8).

Однако актами комиссии <адрес> от /дата/, /дата/, /дата/. (л.д. 5,6,7) установлено, что в спорном жилом помещении проживает без регистрации гражданин Третьяков М.Е.

Установлено, что собственник помещения Мэрия <адрес> в лице <адрес> спорное жилое помещение Третьяков М.Е.для проживания на каком-либо праве не предоставляла.

На требования <адрес> об освобождении занимаемого жилого помещения ответчик Третьяков М.Е. не реагирует (л.д. 13, 14-16).

На основании ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.3 и 4 вышеуказанной статьи жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в ч. 3 статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132, часть 1).

Конкретизируя на основе Конституции РФ принцип самостоятельности местного самоуправления и его компетенцию, ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» такие вопросы местного значения, как содержание и использование муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относит к ведению муниципальных образований.

Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.

Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений статьи 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

Федеральный закон от /дата/ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение, поэтому право повторного заселения должно быть реализовано военнослужащими при содействии органов местного самоуправления.

До /дата/ порядок предоставления жилых помещений военнослужащим был установлен Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны РФ от /дата/ (далее Инструкция).

Согласно пункту 32 Инструкции жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

В соответствии с пунктом 37 Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части по форме согласно приложению к настоящей Инструкции, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами: выписками из протокола заседания жилищной комиссии воинской части.

Судом установлено, что Жилищно-бытовой комиссией от /дата/ (л.д. 83) капитану Ездакову А.Г. на семью из двух человек была предоставлена 1-комнатная <адрес> в <адрес>, в связи с чем, /дата/ <адрес> Советом народных депутатов <адрес> был выдан ордер (л.д. 74-75) за занятие спорного жилого помещения военнослужащим Ездаковым А.Г. на состав семьи из двух человек (супругу Ездакову С.Г.).

Согласно материалов Ездаков А.Г. был зарегистрирован и проживал в спорном жилом помещении (л.д. 76-81).

Судом также установлено, что ответчик Третьяков М.Е. является военнослужащим войсковой части 2668, состоит в списке очередников нуждающихся в жилых помещениях на обеспечение специализированным жильем с /дата/, в связи с чем, /дата/ на заседании жилищной комиссии войсковой части 2668, ему была предоставлена высвободившаяся жилая площадь среди военнослужащих 1-комнатная квартира по адресу: <адрес> для проживания на время прохождения военной службы в войсковой части 2668 (л.д. 34).

Распределяя спорную квартиру ответчику жилищная комиссия войсковой части 2668, решение которой утверждено начальником штаба, действовала в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

То есть судом установлено, что Третьякову М.Е. было предоставлено спорное жилое помещение, как нуждающемуся в жилом помещении военнослужащему по месту прохождения службы, что следует из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 2668 от /дата/, что свидетельствует о законности вселения ответчика в спорную квартиру.

Реализация прав военнослужащих на жилье относится к государственным полномочиям и осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, не исключает возможности предоставления таким военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма на основании пункта 5 статьи 15 указанного Закона. Таким образом, законодатель установил право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения.

В силу п. п. 1, 2, 5 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения указанных требований суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

По смыслу указанной нормы злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, совершает действия с незаконной целью или незаконными средствами, нарушая права и законные интересы других лиц, причиняя им вред или создавая соответствующие условия, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность.

Каких-либо других доказательств реализации права пользования Третьяковым М.Е. спорной квартирой в нарушение установленных ст. 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав в материалах дела не содержится.

В силу положений ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилого помещения, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы закона и установленные обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований об истребовании из чужого незаконного владения Третьякова М.Е. жилого помещения - <адрес> плато <адрес> путем выселения из жилого помещения.

        Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

            Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований <адрес> к Третьякову М. Е. о выселении.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> областной суд с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>, в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено /дата/.

Судья /подпись/                                                                    Заботина Н.М.

2-3384/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Октябрьского района г. Новосибирска
Ответчики
Третьяков М. Е.
Другие
Воинская часть № 2668
ФГКУ Центррегионжилье
Мэрия города Новосибирска
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирск
Судья
Заботина Наталья Михайловна
Дело на странице суда
oktiabrsky.nsk.sudrf.ru
19.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2017Передача материалов судье
24.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2017Предварительное судебное заседание
25.07.2017Судебное заседание
21.08.2017Судебное заседание
18.10.2017Судебное заседание
14.11.2017Судебное заседание
12.12.2017Судебное заседание
27.12.2017Судебное заседание
11.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее