Дело № 2-2734/2020
УИД №34RS0006-01-2020-004671-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 30 ноября 2020 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Сатваловой Ю.В.,
с участием:
истца Котлярова Н.И.,
представителя истца Котлярова Н.И.
на основании ордера №004837 от 24.11.2020г. Кужнерука Е.С.,
представителя ответчика Центр ПФР №2
по установлению пенсий в Волгоградской области
по доверенности от 02.03.2020г. Сусликовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котлярова Николая Ивановича к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Котляров Н.И. обратился в суд с иском к Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области, в котором просит: признать незаконным решение ГУ Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать включить в специальный стаж периоды работы:
- по Списку №1 с 10.04.1983г. по 22.05.1986г. – служба в рядах Советской Армии,
- по Списку №2 с 01.04.1987г. по 11.04.1987 (00-00-11) командировка в должности аппаратчика газогенерации в производстве ацитилена цех 43 отд.401,407 в ВОАО «Химпром»; с 26.11.1982г. по 27.12.1982г. (00-01-02) – производственная практика в должности электромонтера-линейщика 3 разряда по монтажу воздушных линий высокого напряжения Мехколонна №13 треста «Юговостокэлектросетьстрой» г. Волгограда; с 01.01.1992г. по 01.01.1997г. (05-00-00) – работа в должности электросварщика 3 разряда Мехколонна №18 треста «Юговостокэлектросеть»; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В обоснование заявленных требований истец Котляров Н.И. указал, что он обратился к ответчику с заявлением от 07.07.2020г. рег. номер №354237/20, в котором просил назначить досрочную страховую пенсию по старости. Решением об отказе в установлении пенсии от 20.07.2020г. №354237/20 ответчик уведомил истца о решении отказать ему в установлении пенсии и об отказе включить в специальный стаж по Списку №2 период в 9 лет 3 месяца 6 дней. С отказом ответчика истец не согласен и считает его вынесенным с нарушением действующего пенсионного законодательства. В соответствии с обжалуемым решением, в специальный стаж по Спискам №1 и №2 был сокращен период специального стажа. Ранее ПФ РФ проводил проверку наличия специального стажа у истца и решением №190000009148/314832/19 определил размер специального стажа по Списку 31 в 2 года 3 месяца 7 дней. Однако, обжалуемым решением от 20.07.2020г. ответчик, не отменяя ранее вынесенное решение и без каких-либо мотиваций указал, что специальный стаж по Списку №1 установлен лишь 1 год 00 месяцев 29 дней, т.е. необоснованно сократил срок специального стажа более чем на 1 год и 2 месяца, не засчитав службу в рядах Советской Армии более чем на 2 года (10.04.1983г. – 22.05.1986г.). Не включен в специальный стаж период с 01.04.1987г. по 11.04. 1987г. (00-00-11) период командировки в должности аппаратчика газогенерации в производстве ацетилена цех 43 отд.401, 407 в ВОАО «Химпром». Однако, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации и в командировке являются периодами его работы по основному месту работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в ПФ РФ. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Не включен в специальный стаж период с 26.11.1982г. по 27.12.1982г. (00-01-02) – производственная практика в должности электромонтера-линейщика 3 разряда по монтажу воздушных линий высокого напряжения Мехколонна №13 трест «Юговостокэектросетьстрой» г. Волгоград. Данный период не засчитан ответчиком в специальный стаж по Списку №2 в связи с тем, что не предоставлена льготная справка, справка о заработной плате. Вместе с тем, Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173, Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996г. №5, а также разъяснениями ПФ РФ от 19.03.2004г. о том, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности предусмотрено Списком №1 и №2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, а также «Малыми Списками», то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992г., рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. Не включен в специальный стаж период с 01.01.1992г. по 01.01.1997г. (08-00-12) – работа в должности электросварщика 3 разряда Мехколонны №18 треста «Юговостокэлектросетьстрой». данный отказ не соответствует действующему законодательству (Список №2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10) и представленным документам. Более того, работа на тойже должности и в той же организации в период до 01.01.1992г. был засчитан ответчиком в специальный стаж. Учитывая, что стаж работы в указанной должности носил непрерывный характер.
Истец Котляров Н.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель истца Котлярова Н.И. по ордеру Кужнерук Е.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области по доверенности Сусликова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении. Считает, что исковые требования, заявленные истцом, не соответствуют пенсионному законодательству.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В судебном заседании установлено, что Котляров Н.И. обратился в Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области с заявлением о назначении пенсии.
Решением Центра ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области №354237/20 от 20 июля 2020 года Котлярову Н.И. засчитано в специальный стаж по Списку №1 1 год 00 месяцев 29 дней, в специальный стаж по Списку №2 не включено 7 лет 02 месяца 23 дня, в назначении пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ отказано, право на назначение досрочной страховой пенсии определяется в 57 лет.
Данными решениями не были включены следующие периоды работ истца по Списку №1 (11 дней):
- с с01.04.1987г. по 11.04.1987г. период командировки.
В специальный стаж по Списку №2 не засчитано:
- с 26.11.1982г. по 27.12.1982г. – производственная практика в должности электромонтера-линейщика по монтажу воздушных линий высокого напряжения Мехколонна №13 тр. «Юговостокэлектросетьстрой» г. Волгоград, т.к. документально не подтверждаются условия и характер работы, занятость в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с разделом ХХIХ «Строительство зданий и сооружений», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 (не представлена льготная справка, справка о заработной плате).
- с 01.01.1992г. по 01.01.1997г. – работа в должности электросварщика Мехколонны №18 тр. «Юговостокэлектросетьстрой» г. Волгоград, так как документально не подтверждаются постоянная занятость и условия работы, предусмотренные Списком №2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд исходит из следующего.
При разрешении исковых требований истца о включении в специальный стаж периода с 26.11.1982г. по 27.12.1982г. прохождение производственной практики в должности электромонтера-линейщика по монтажу воздушных линий высокого напряжения Мехколонна №13 тр. «Юговостокэлектросетьстрой» г. Волгоград, суд исходит из следующего.
Порядок включения в стаж периодов обучения в техникумах урегулирован не подпунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР N 590 от 03.08.1972г.
Пунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, действительно предусмотрено включение в общий стаж обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, а также техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д. Однако в пункте 109 Положения имеется оговорка, предусматривающая, что указанные в подпункте "и" периоды засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" указанного пункта.
Таким образом, из системного анализа содержания указанных норм следует, что периоды обучения в техникуме, имевшие место до 1 января 1992 года, могут быть засчитаны в страховой стаж соответствующего работника, только при наличии стажа работы или службы указанной в п. "к" вышеназванного Положения до поступления в учебное заведение.
Из материалов дела следует, что до прохождения производственной практики Котляров Н.И. не имел стажа работы, следовательно, правовых оснований для включения периода прохождения производственной практики в общий страховой стаж и специальный стаж в связи с тяжелыми условиями труда по Списку №1 и № 2 не имеется.
Довод, что работа истца в период прохождения производственной практики, должна быть расценена как работа с вредными условиями труда, предшествующая дальнейшему обучению, и в силу приведенных выше правовых норм включена в стаж для назначения пенсии, не может быть принят во внимание, поскольку производственная практика по своей правовой и фактической природе является составляющей частью процесса обучения, и самостоятельным видом трудовой деятельности не является.
Согласно пункта 2 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации..." установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ к работникам, занятым на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, применяются Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
По разделу VIII «Химическое производство» подраздел А п.1 код 1080А010 Списка №1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10, право на назначение досрочной пенсии предоставлено работникам, занятым на ремонте профилактике и обслуживании технологического оборудования и электрооборудования (кроме контрольно - измерительных приборов и вентиляции), коммуникаций, дегазации производственной канализации и тоннелей в химических (технологических) цехах. Данные работники приобретают право на досрочное пенсионное обеспечение, если они заняты полный рабочий день в указанных производствах и работах.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в подтверждение стажа на соответствующих видах работ предоставляются справки, уточняющие особый характер работы или условий труда.
На основании п. п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, а также Список № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г.
Согласно Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", позиции 2110А030-17531 раздела Х "Химическое производство" подраздела А, Списка N 2, право на досрочную пенсию по старости имеют рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании технологического и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке N 2.
Спорным решением в специальный стаж Котлярова Н.И. по Списку №1 включен период работы с 23.07.1986г. по 01.09.1987г., за исключением периода с 01.04.1987г. по 11.04.1987г. (11 дней) периода нахождения в командировке.
В соответствии с положениями ст. ст. 166, 167 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Положения ТК РФ предусматривают возможность работодателю направлять работника для выполнения его должностных обязанностей в иную местность, отличающуюся от предусмотренного трудовым договором места работы, без изменении существенных условий трудового договора, которыми являются, в соответствии с положениями ст. ст. 56, 57 ТК РФ работа по обусловленной трудовой функции, что указывает на выполнение работником возложенных на него обязанностей и оплата за предусмотренную трудовым договором деятельность по занимаемой работником должности.
Поскольку нахождение истца в служебной командировке являлось выполнением возложенных на работника должностных обязанностей вне основного места работы, с оплатой по занимаемой им должности, и необходимыми отчислениями, не включение в специальный стаж периода нахождения истца в служебной командировке с 01.04.1987 года по 11.04.1987 года, влечет необоснованное ограничение объема его пенсионных прав.
Таким образом, по мнению суда, отказ во включении в стаж работы по специальности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода нахождения истца в служебной командировке является необоснованным.
Поскольку, как было указано выше, за истцом в вышеуказанный период сохранялось место работы и средняя заработная плата, из которой работодатель обязан был производить отчисления в Пенсионный фонд РФ, то спорный период нахождения Котлярова Н.И. в командировке подлежит включению в специальный стаж по Списку №1.
Во время нахождения истца в Советской Армии в период с 10.05.1983г. по 22.05.1986г. действовало Постановление Совмина С. от 03.08.1972г. №590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" абзацем вторым пункта "л" части 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пункте "к" и "л" данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных сил, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года со ссылкой на Постановление N 8-П от 24 мая 2001 года и Определение N 320-О от 5 ноября 2002 года указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).
Период службы в рядах Советской Армии с 10.05.1983г. по 22.05.1986г. включен в подсчет специального стажа истца по Списку №2 в полном объеме, как наиболее выгодный вариант расчета стажа, поскольку при зачете данного периода по Списку №1 он будет засчитан в специальный стаж частично в размере 1 года 00 месяцев 29 дней.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с пп. «б» п. 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года - Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».
Поскольку спорный период работы истца приходился на дату после 1 января 1992 года, следовательно, к данным правоотношениям подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено газосварщикам (поз. 23200000-11620), электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (поз. 23200000-19756), электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (поз. 23200000-19905), электросварщикам ручной сварки (поз. 23200000-19906) раздела XXXIII «Общие профессии».
Как следует из Информационного письма Минтруда РФ № 3073-17, ПФ РФ от 02 августа 2000 года «О праве на льготное пенсионное обеспечение «электрогазосварщиков», «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (раздел XXXIII) как электрогазосварщики, то есть, при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Из трудовой книжки Котлярова Н.И. следует, что истец 20 декабря 1988 года принят на работу Мехколонна 18 треста «Юговостокэлектросетьстрой» на должность электросварщика 3 разряда.
01.01.1997 года Котляров Н.И. уволен по ст.31 КЗОТ РФ.
Между тем, каких-либо документальных доказательств, подтверждающих работу Котлярова Н.И. в спорный период в условиях труда, указанных выше, предусмотренных Списком № 2, выполнение им данных видов работ, перечисленных выше в условиях полной рабочей недели, полного рабочего дня, в материалы дела не представлено. В связи с чем, период работы с 01.01.1992г. по 01.01.1997г. не подлежит включению в специальный стаж истца.
Со стороны истца были заявлены требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Статьей 10 Федерального закона от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в ч.1 ст.8, пунктах 19-21 части 1 ст.30, пункте 6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 01.01.2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом включенных в специальный стаж истца периода, то право истца на назначение досрочной страховой пенсии определяется в 57 лет, в связи с чем требования Котлярова Н.И. о назначении досрочной страховой пенсии по старости не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Котлярова Николая Ивановича к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию – удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 об отказе в установлении Котлярову Николаю Ивановичу досрочной страховой пенсии №354237/20 от 20.07.2020г. незаконным в части.
Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 включить в специальный стаж Котлярова Николая Ивановича по Списку №2 период с 01.04.1987г. по 11.04.1987г. (00 лет 00 месяцев 11 дней) командировка в должности аппаратчика газогенерации в производстве ацетилена цех 43 отд. 401, 407 в ВОАО «Химпром».
В удовлетворении остальной части исковых требований Котлярова Николая Ивановича к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж: по Списку №1 период с 10.04.1983г. по 22.05.1986г. – служба в рядах Советской армии; по Списку №2 период с 26.11.1982г. по 27.12.1982г. (00 лет 01 месяц 02 дня) – производственная практика в должности электромонтера-линейщика 3 разряда по монтажу воздушных линей высокого напряжения Мехколонна №13 тр. «Юговостокэлектросетстрой», с 01.01.1992г. по 01.01.1997г. (05 лет 00 месяцев 00 дней) – работа в должности электросварщика 3 разряда Мехколонна №18 тр. «Юговостокэлектросеть», назначить досрочную трудовую пенсию – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья В.Ф. Лазаренко
Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2020 года.
Судья В.Ф. Лазаренко