Гражданское дело № 2-1935/2018
УИД: 66RS0010-01-2018-002877-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2018 года город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Колядина А.В.,
при секретаре Баландиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торовина А. Н. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №... ГУФСИН Р. по (место расположения обезличено)», Главному управлению ФСИН Р. по (место расположения обезличено), Федеральной службе исполнения наказаний Р., Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Торовин А.Н. обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №... ГУФСИН Р. по (место расположения обезличено)» (ФКУ ИК-13), Главному управлению ФСИН Р. по (место расположения обезличено) (ГУФСИН Р. по СО), Федеральной службе исполнения наказаний Р. (ФСИН), Министерству финансов Российской Федерации (Минфин РФ), требуя взыскать с ответчиков в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 400.000 руб.
В обоснование требований истец указал о том, что в августе 2016 года на время следствия по обвинению в совершении преступления он был помещен в Помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ) в ФКУ ИК-13. Пребывание в ПФРСИ отрицательно повлияло на здоровье истца, он содержался в умаляющих человеческое достоинство условиях.
В частности, камеры ПФРСИ были перенаселены, доступ к естественному освещению и свежему воздуху был недостаточным, отсутствовала вентиляция помещения, отопление было также недостаточным. Имели место перебои с водой, плохое питание, невозможно было в нормальных объемах соблюдать гигиену, отсутствовало чистое постельное белье. Под окном был расположен громкоговоритель и громко играла музыка, воздействуя на психологическое состояние истца. В таких условиях он содержался 5 месяцев.
Истец Торовин А.Н. полагает, что условия его содержания в ПФРСИ ФКУ ИК-13 не соответствовали минимальным требованиям к содержанию обвиняемых в совершении преступлений лиц, чья вина не установлена и не доказана в судебном порядке. Условия содержания истца в ПФРСИ нарушали нормы Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», унижали человеческое достоинство, причиняли страдания, как физические (недостаточность личного пространства, отсутствие условия для соблюдения личной гигиены, отсутствие доступа к свежему воздуху, отсутствие нормальной пищи, недостаток питьевой воды), так и нравственные (также стесненные условия, чувство беспомощности, неуверенности и страха) (исковое заявление - л.д. ...).
Истец в судебном заседании не участвовал, извещался о нем в установленном законом порядке (уведомление - л.д. ...), не воспользовался правом направить представителя в соответствии со ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).
Представитель ответчиков ФКУ ИК-13, ГУФСИН Р. по СО, ФСИН Р. С. О.М. (доверенности - л.д. ...) возражала против удовлетворения требований истца. В обоснование возражений представитель ответчиков указала, что в установленном законом порядке не признаны незаконными действия (бездействие) исправительного учреждения, его должностных лиц, срок для обращения с такими требованиями 3 месяца истек. На протяжении длительного времени истец своим правом на защиту не воспользовался, в суд с иском не обращался.
Истец не указывает, какими конкретно действиями (бездействием) ответчик ФКУ ИК-13 причинил моральный вред. Необращение истца в суд в разумные сроки привело к невозможности исследования ряда документов ввиду уничтожения их по истечении срока хранения (в частности - книги количественной проверки лиц, содержащихся в ПФРСИ за 2012 - 2016 годы и камерные карточки за тот же период времени). Невозможно подтвердить или опровергнуть несоблюдение статей 23, 33 Федерального закона РФ № 103-ФЗ в части нарушения санитарной площади и раздельного содержания категорий подозреваемых и обвиняемых.
Ответчики полагают, что имеются основания для оценки действий истца по длительному необращению в суд как злоупотребление своим правом на судебную защиту. Обращение истца в суд с настоящим иском произошло спустя 2 года после убытия из ФКУ ИК-13, что свидетельствует о степени значимости для истца исследуемых обстоятельств, об отсутствии заинтересованности в восстановлении прав, об утрате актуальности их восстановления (отзыв - л.д. 30-31).
Представитель ответчика Министерства финансов РФ (в лице Управления федерального казначейства по (место расположения обезличено)) в судебное заседание не явился, извещен о нем надлежащим образом (уведомление - л.д. 24), не просил об отложении судебного заседания.
Обсудив с представителем С. О.М., руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд признал возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Выслушав представителя С. О.М., изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. ст. 17 и 21 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В развитие перечисленных выше конституционных и международных норм Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (статья 4); подозреваемые и обвиняемые имеют, в частности, право на материально-бытовое обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время (статья 17): подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (статья 23).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно справке по личному делу Торовин А.Н. содержался в ПФРСИ ФКУ ИК-13 с ../../.... г. по ../../.... г. (л.д. 9, 32).
Истец Торовин А.Н. в исковом заявлении подробно описал условия его отбывания наказания в ФКУ ИК-13. Дополнительно истец представил письменное объяснение Григорьева А.О., содержавшегося с ним в ПФРСИ ФКУ ИК-13 в 2016 году. Ответчиками факт совместного содержания истца и указанного лица не опровергнут.
Ответчиками представлены документы, свидетельствующие о том, что помещения ПФРСИ в исследуемый период времени (август-декабрь 2016 года) были обеспечены водой, отапливались, освещенность помещений соответствовала установленным требованиям, осуществлялась специальная обработка (дератизация и дезинсекция), помещения обеспечены туалетами (приватность соблюдена) (л.д. 33-34, 35-40, 41-45, 51-53).
В то же время ответчиками не опровергнуты доводы истца относительно перенаселенности помещений ПФРСИ, исходя из установленных законом нормативов площади на одно лицо. Довод ответчиков о том, что документы, которые могли бы позволить подтвердить или опровергнуть доводы истца, уничтожены (л.д. 46-50), не могут быть приняты судом, поскольку не освобождают сторону от доказывания юридически значимых обстоятельств.
Кроме того, ответчиками не представлены иные надлежащие и достаточные доказательства возражений (технический паспорт общежитий на период содержаний в ПФРСИ истца, фотографий, журналов учета нахождения и перемещения истца в спорный период), поскольку только ответчики имеют доступ к информации, способной подтвердить или опровергнуть доводы, указанные в иске.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что доводы истца относительно перелимита количества лиц, содержащихся в ПФРСИ, какими-либо допустимыми доказательствами не опровергнуты, при том, что истец не имеет возможности самостоятельно подтвердить указанные обстоятельства иными доказательствами, поскольку учет количества осужденных, содержащихся в помещениях ПФРСИ, возможен только со стороны администрации учреждения.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Положения ст. 1071 ГК РФ предусматривают, что в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ч. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно п. 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно пп. 6 п. 7 Положения о ФСИН Р., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ../../.... г. №..., ФСИН Р. осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу будет являться ФСИН Р., как главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
При определении размера компенсации морального вреда, учитывая положения ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, а также п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ../../.... г., суд принимает во внимание характер физических и нравственных страданий истца, фактические обстоятельства дела, при которых были нарушены личные неимущественные права истца, конкретные обстоятельства, при которых был причинен вред, требования разумности и справедливости.
Суд признает справедливыми замечания ответчиков относительно истекшего с момента окончания нарушения прав истца времени, оценивая значимость для истца восстановления нарушенного права.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что истцом не представлено суду доказательств, что нарушение его прав причиняло ему значительные нравственные страдания. В период содержания в ПФРСИ ФКУ ИК-13 истец не предпринял мер по устранению нарушений, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, в частности ст.ст. п.4 ст.12,15 УИК РФ. С жалобами на нарушение условий содержания в администрацию ФКУ ИК-13, в ГУФСИН Р. по СО, в Нижнетагильскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях истец не обращался, что также характеризует степень субъективного восприятия истца.
Оценив все установленные по делу обстоятельства, руководствуясь ст. 67 ГПК РФ, суд полагает возможным взыскать с ответчика ФСИН Р. за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 1.000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Торовина А. Н. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №... ГУФСИН Р. по (место расположения обезличено)», Главному управлению ФСИН Р. по (место расположения обезличено), Федеральной службе исполнения наказаний Р., Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний Р. за счет средств казны Российской Федерации в пользу Торовина А. Н. компенсацию морального вреда в размере 1.000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований Торовину А. Н. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья А.В. Колядин
Решение по гражданскому делу № 2-1935/2018
в окончательной форме принято 24.12.2018.