Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 ноября 2015 года с. Ермаковское
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Векшановой Н.А.,
при секретаре Анашкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, поданного в интересах Алексеева Л.А., к Администрации Ермаковского сельсовета об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, общей площадью не ниже установленной законом нормы предоставления площади жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес>, в интересах Алексеева Л.А., обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Алексеева Л.А. о нарушении ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что заявительница проживают в принадлежащем Алексеева Л.А. на праве собственности жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 22,5 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной администрацией МО «Ермаковский сельсовет» проведено обследование жилого помещения, принадлежащего Алексеева Л.А., и дано заключение, согласно которому указанное жилое помещение признано непригодным для проживания в связи с физическим износом конструкций и элементов в процессе эксплуатации, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций, а также в виду наличия деформаций в деревянных конструкциях стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Аналогичные выводы содержатся и в акте обследования жилого помещения от 25.03.2011г.. 09.02.2014г. Алексеева Л.А. обратилась с заявлением в администрацию <адрес> о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Постановлением администрации Ермаковского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п Алексеева Л.А. признана малоимущей, для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно Постановления от 03.03.2015г. администрацией Ермаковского сельсовета Алексеева Л.А. была поставлена в 2015 году на учет, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Между тем, до настоящего времени Алексеева Л.А. проживает в вышеуказанном жилом помещении, непригодном для проживания, грозящем обрушением. Несмотря на неоднократные ее обращения в администрацию Ермаковского сельсовета жильем истица не обеспечена. <адрес>, ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагает, что администрация Ермаковского сельсовета обязана предоставить Алексеева Л.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Однако, свои обязанности администрация сельсовета не исполняет, мер к предоставлению Алексеева Л.А. жилья вне очереди не принимает. При этом проживание истицы в аварийном жилье создает угрозу ее жизни и здоровью, нарушает ее жилищные права, предусмотренные вышеприведенными положениями Конституцией Российской Федерации и жилищного законодательства. Просит обязать администрацию Ермаковского сельсовета <адрес> предоставить в <адрес> вне очереди Алексеева Л.А. по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, общей площадью не ниже установленной законом нормы предоставления площади жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив суду, что жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> с 2011 года признан межведомственной комиссией не пригодным для проживания. Дом, в котором в настоящее время проживает Алексеева Л.А. по адресу <адрес>, также признан непригодным для проживания. Постановлением администрации Ермаковского сельсовета ФИО9 признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении. Обязанность обеспечения жилым помещением возложена законом на орган местного самоуправления. Предоставление жилого помещения вне очереди не зависит от порядка очередности лиц равной категории. Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав.
Алексеевой Л.И. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что проживает по адресу: <адрес> в доме внука, дом по адресу с. <адрес> <адрес> и дом по адресу <адрес> признаны не пригодным для проживания. В домах проваливается пол, нависает потолок, стены промерзают. Для ремонта денежных средств нет. Предложенная ей комната по адресу <адрес>, <адрес>, также нуждается в ремонте, туалет общий на улице. С данным предложением она не согласилась.
Представитель ответчика <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что у ФИО9 имелось жилье по <адрес>, которое она подарила внуку, следовательно, намерено ухудшила свои жилищные условия, пошли ей на встречу, поставили на очередь, признали ее нуждающейся в жилом помещении, так как дом по пер. Кравченко 23 находится в зоне подтопления, земельный участок размыт, в связи с чем, администрация <адрес> подготовила пакет документов с ходатайством в правительство края о выделении денежных средств на приобретение жилья для Алексеева Л.А. из резервного фонда в связи с тем, что дом признан непригодным для проживания, ввиду затопления земельного участка водами реки Оя. Ответ не получен. Ликвидация последствий, наступивших в результате действия природных вод, лежит на субъекте Федерации, в соответствии с Водным кодеком РФ. В настоящее время свободного жилья в муниципалитете не имеется. ФИО9 было предложены две квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, от данных предложений ФИО9 отказалась.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Жилым помещением, согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Причем вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Основаниями для признания жилого помещения непригодным для проживания является согласно п. 33 Положения - наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Признание жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а жилых помещений непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает одно из решений (в форме заключения), указанных в пункте 47 Положения.
В соответствии с ч.2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. В п.3 ч.1 указанной нормой закона предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с ч.3, 4, 5 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Алексеева Л.А. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 22,5 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной администрацией МО «Ермаковский сельсовет» проведено обследование жилого помещения, принадлежащего Алексеева Л.А., и дано заключение, согласно которому указанное жилое помещение признано непригодным для проживания в связи с физическим износом конструкций и элементов в процессе эксплуатации, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций, а также в виду наличия деформаций в деревянных конструкциях стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Фактически Алексеева Л.А. проживает в доме по адресу <адрес>, принадлежащий ФИО7 Данный жилой дом, в соответствии с Постановлением администрации Ермаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №-п признан непригодным для проживания на основании акта обследования помещения межведомственной комиссии, назначенной администрацией Ермаковского сельсовета и заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании наличия дефектов, вызванных длительной эксплуатацией жилого дома.
Как установлено в судебном заседании Алексеева Л.А. обратилась с заявлением в администрацию <адрес> о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Постановлением администрации Ермаковского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п Алексеева Л.А. признана малоимущей, для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно Постановлению от 03.03.2015г. №-п администрации Ермаковского сельсовета Алексеева Л.А. была поставлена в 2015 году на учет, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, вне очереди.
Суду предоставлен список граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма вне очереди администрации Ермаковского сельсовета, согласно которому Алексеева Л.А. внесена в список под номером 110.
Суд находит доводы представителя ответчика несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Как указывает верховный суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2014 N 56-КГ13-10), федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на основании которого ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Поскольку истица принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке и постановлением главы администрации Ермаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ N 280-п, жилое помещение, в котором в настоящее время проживает истица, признано непригодным для проживания, а также постановлением главы администрации Ермаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №-п признан непригодным для проживания жилой дом, принадлежащий истице на праве собственности по адресу с. <адрес> <адрес> №, поскольку данные постановления не оспорены и незаконными не признаны, постольку у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Кроме того, следует учитывать, что статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Ермаковского сельсовета <адрес> предоставить Алексеева Л.А. жилое помещение во внеочередном порядке для проживания по договору социального найма благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления жилого помещения в <адрес>.
На решение суда могут быть поданы жалобы и представления в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда, через Ермаковский районный суд.
Председательствующий Векшанова Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2015 года.