Решение по делу № 33-15569/2019 от 30.10.2019

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Петухова М.В.                        Дело №33-15569/2019

24RS0018-01-2019-001097-55

2.068г.

13 ноября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Киселевой А.А.

судей: Баимовой И.А., Быстровой М.Г.

при помощнике судьи: Приходько П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску Корнилова Николая Дмитриевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зеленогорске Красноярского края об обязании произвести перерасчет пенсионных выплат,

по апелляционной жалобе Корнилова Н.Д.

на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Корнилова Николая Дмитриевича к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зеленогорске Красноярского края отказать в полном объеме».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Корнилов Н.Д. обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зеленогорске Красноярского края (далее – УПФР в г. Зеленогорске Красноярского края) о перерасчете его пенсии с коэффициентом ЗР/ЗП равным 1,33; выплате ему недополученных сумм пенсии с 04.01.2002 года по настоящее время в соответствии с предоставленным истцом расчетом, расчете периода службы в армии по призыву для расчета пенсии по п. 3 ст. 30 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как 1 день службы за 2 дня работы; установлении пенсии истца на 04.01.2002 года в размере 1605,44 рублей; предоставлении данных перерасчета с 04.01.2002 года по настоящее время. Кроме того, истец просил вынести частное определение в адрес УПФ РФ по г. Зеленогорску Красноярского края в связи с низкой профессиональной подготовкой сотрудников и направить его в ОПФР по Красноярскому краю; оштрафовать представителя УПФ по г. Зеленогорску за дачу ложных показаний, неисполнение требований суда в виде представления суду плохо читаемых копий его личного дела № 166459; по материалам дела № 2-940/2019 направить в Счетную палату РФ запрос на проверку начисления пенсии УПФ РФ по г. Зеленогорску Красноярского края.

Требования мотивированы тем, что письмом УПФР по г. Зеленогорску от 27.06.2019 года истцу предоставлен расчет его пенсии на 04.01.2002 года в размере 1453,38 рублей, тогда как истцу согласно расчету 2002 года выплачивалась пенсия в размере 1353,12 рублей, то есть ему ежемесячно не доплачивали пенсию в 2002 году на 100 рублей. Письмом УПФР по г. Зеленогорску от 05.04.2019 года истцу было разъяснено об отсутствии оснований для перерасчета размера его пенсии. Также в письме от 17.05.2019 года ОПФР по Красноярскому краю истцу было разъяснено, что пенсия назначена и выплачивается ему в соответствии с действующим законодательством, свое несогласие с размером пенсии он вправе оспорить в судебном порядке. При этом в формуле для расчета пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ ЗР/ЗП ответчик исходит из коэффициента равного 1,2, не учитывая два года прохождения истцом службы в армии, которые подлежат зачету исходя из коэффициента 1,8.

Страховая пенсия согласно подробно представленному в исковом заявлении расчету составила 966,44 рублей, в связи с чем размер ежемесячной недоплаты составил 164,37 рублей.

Также при подсчете пенсии истца по п. 4 ст. 30 ФЗ № 173 –ФЗ в личном деле не учтено, что с 01.09.1967 года по 03.03.1971 года истец проходил обучение в техникуме, с 23.06.1970 года по 20.11.1970 года у него была производственная практика, а с 21.11.1970 года по 03.03.1971 года он продолжил учебу в техникуме. Между тем, период обучения с 21.11.1970 года по 03.03.1971 года, равный 3 мес. 12 дн., необоснованно не был включен в его стаж.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Корнилов Н.Д. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на неверный расчет ответчиком его стажевого коэффициента и определение размера его трудовой пенсии, указывая на допущенные судом процессуальные нарушения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В силу ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В силу ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона № 173-ФЗ регламентированы иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

В силу п.1 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

Согласно п. 2, 3 ст.30 Федерального закона № 173-Ф Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ (в редакции по состоянию на 01.01.2002 года) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается при наличии одного такого члена семьи - 600 рублей в месяц.

Пунктами 5, 11 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ (в редакции по состоянию на 01.01.2002 года) предусмотрены формулы расчета страховой части пенсии и размера трудовой пенсии по старости.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что установление размера пенсии с 01.01.2002 ставится в зависимость от размера расчетного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд РФ работодателем), а не от продолжительности страхового стажа, который влияет только на определение права гражданина на пенсию.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30.

Статьей 32 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 данного Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

В соответствии с ч. 3 ст.36 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня его вступления в силу Федеральный закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Корнилову Н.Д., <дата> года рождения, на основании его заявления от 03.01.2002 года с 04.01.2002 года установлена пенсия по старости, назначенная решением УПФР в г. Зеленогорске Красноярского края от 14.02.2002 года в суммарном размере 1353,12 рублей, в том числе базовая часть – 600 рублей, страховая часть – 753,12 рублей в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

Решением УПФР в г. Зеленогорске Красноярского края № 570 от 29.06.2005 года на основании заявления Корнилова Н.Д. от 29.06.2005 года пересчитана страховая часть трудовой пенсии в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П с момента назначения, то есть с 04.01.2002 года, и составила 853,38 рублей, размер трудовой пенсии составил 1453,38 рублей (600 +853,38).

При этом при исчислении величины расчетного пенсионного капитала в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ произведена оценка пенсионных прав истца по состоянию на 01.01.2002 года (определен расчетный размер пенсии на указанную дату), при которой учтены: общий трудовой стаж до 01.01.2002 года, который выражается в стажевом коэффициенте, равном 0,55 при наличии требуемых 20 лет общего трудового стажа для мужчин, пенсия которым установлена в связи с работой в особых условиях труда по Списку № 1, при обычных условиях - 25 лет (в период с 01.01.2002 до вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П сниженные стажевые требования не применялись в силу действующего на тот момент законодательства), и увеличен на 0,01 за каждый полный год стажа, отработанного сверх требуемого, но не более чем на 0,20; среднемесячный заработок до 01.01.2002.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, перечисленные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ периоды.

Суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, согласно сведениям, указанным в трудовой книжке и в выписке из лицевого счета застрахованного лица, у Корнилова Н.Д. по состоянию на 1 января 2002 составила по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ - 30 лет 11 месяцев 22 дня, в том числе служба в армии по призыву - 01 год 11 месяцев 28 дней, работа по Списку № 1 - 10 лет 01 месяц 14 дней; по пункту 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ - 35 лет 09 месяцев 12 дня, в том числе учеба – 02 года 09 месяцев 22 дня, служба в армии по призыву - 03 года 11 месяцев 26 дней, работа по Списку № 1 - 10 лет 01 месяц 14 дней.

Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ определен стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения пенсии по старости, составляет 0,55 при продолжительности трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27-28 данного Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, но не более чем на 0,20.

    Как видно из материалов дела, Корнилову Н.Д. определен стажевый коэффициент в размере 0,65 с учетом общего трудового стажа на 1 января 2002 года продолжительностью 30 лет 11 месяцев 22 дня и требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии для мужчин страхового стажа 20 лет.

    Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - определяемый в соответствии с указанным пунктом стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

    Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

    Разрешая заявленные Корниловым Н.Д. требования, учитывая, что фактическое отношение среднемесячного заработка Корнилова Н.Д. за 2000-2001 годы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило 5,143, а отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учтено в размере 1,2, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком верно определен размер трудовой пенсии истца по состоянию на 04.01.2002 года в размере 1453,38 рублей с учетом корректирующих сведений о поступлении страховых взносов, индексации, валоризации.

    При этом, как верно указано судом, оценка пенсионных прав истца по состоянию на 1 января 2002 года была обоснованно произведена ответчиком по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, данный вариант признан для истца наиболее выгодным по сравнению с расчетом, произведенным по п.4 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ, что подтверждается представленными ответчиком вариантами расчета.

    С учетом изложенного произведенный ответчиком в отношении истца расчет трудовой пенсии по старости на 04.01.2002 года в размере 1453,38 рублей признан судом правильным, соответствующим требованиям пенсионного законодательства и не нарушающим права истца, поскольку при расчете размера пенсии был избран наиболее выгодный для него вариант, при котором размер пенсии является наибольшим.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.

    Доводы истца о необходимости включения на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в страховой стаж периода его нахождения на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы при расчете пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ обоснованно признаны судом основанными на неверном толковании норм материального права.

    При этом суд верно исходил из того, что при определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав Корнилова Н.Д. ответчиком, исходя из выгодности, применен п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которому под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке по фактической продолжительности.

    Доводы истца о неполном включении периода учебы при расчете пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ также правомерно не приняты судом во внимание, так как данное обстоятельство не повлекло нарушения пенсионных прав истца вследствие того, что применению подлежал порядок расчета пенсии по п. 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ.

    Кроме того, судом верно указано, что дополнительное включение в общий трудовой стаж 08 месяцев 6 дней учебы (по 28.02.1971) не влияет на размер трудовой пенсии, поскольку при увеличении общего трудового стажа Корнилова Н.Д. с 35 лет 09 месяцев 12 дней до 36 лет 05 месяцев 18 дней стажевый коэффициент (СК) составит 0,71, а расчетный размер пенсии РП - 6451,7 рублей.

    При этом, как верно указано судом, возможности одновременного использования порядка подсчета размеров трудовых пенсий граждан, отраженных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

    Доводы Корнилова Н.Д. о необходимости использования для расчета его пенсии отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в размере 1,3 также правомерно признаны судом основанными на неверном толковании требований действующего законодательства, поскольку в соответствии с п. 3 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в повышенном размере только для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, тогда как г. Зеленогорск Красноярского края, являющийся местом жительства Корнилова Н.Д., не включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 № 1029.

    При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что размер фактически выплаченных истцу сумм соответствует размеру начисленного размера пенсии с учетом даты её назначения и индексаций, производимых в соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона № 173-ФЗ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что страховой стаж и размер получаемой истцом пенсии установлен ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем оснований для перерасчета пенсии истца с учетом коэффициентов ЗР/ЗП, равного 1,33 или 1,3, а также для включения в страховой стаж периода службы в армии по призыву из расчета 1 день службы за 2 дня работы, перерасчета по фактическим выплатам, установления истцу пенсии на 04.01.2002 года в размере 1605,44 рублей, выплаты истцу недополученных денежных средств, о возложении обязанности на ответчика представить истцу все перерасчеты с 04.01.2002 года по настоящее время не имеется.

    Отказывая в удовлетворении требования истца о направлении в Счетную палату запроса о проверке начислений пенсии УПФР г. Зеленогорска Красноярского края, суд обоснованно исходил из того, что данный высший орган внешнего государственного аудита (контроля) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» создан для осуществления внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных, а не пенсионных правоотношений.

    Оснований для вынесения частного определения в порядке ст.226 ГПК РФ, и наложения судебных штрафов судом первой инстанции не установлено.

    На основании изложенного судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы истца о неверном расчете ответчиком его стажевого коэффициента и определении размера его трудовой пенсии, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

    Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда

Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2019 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Корнилова Н.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий:                        

Судьи:                                

33-15569/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
КОРНИЛОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ
Ответчики
УПФ РФ в г. Зеленогорске Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Киселева Альбина Александровна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Судебное заседание
22.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2019Передано в экспедицию
04.08.2020Судебное заседание
13.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее