Судья Князьков М.А. Дело № 33-6313/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 04 июня 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Олейниковой В.В.,
судей Чекуновой О.В., Алябьева Д.Н.
при секретаре Яковлевой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство», К.С.Н. о запрете размещения отходов производства и потребления на земельном участке, возложении обязанности ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, возложении обязанности на МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» обеспечить учет обращения с отходами и обратиться в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области для последующего установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
по апелляционному представлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора,
по апелляционной жалобе МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство»
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 31 марта 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство», К.С.Н. о запрете размещения отходов производства и потребления на земельном участке, возложении обязанности ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, возложении обязанности на МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» обеспечить учет обращения с отходами и обратиться в У. для последующего установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - удовлетворить в части.
Запретить МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № <...>, расположенном в границах <адрес>, принадлежащем на праве собственности К.С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему: <адрес>.
Обязать МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № <...>, расположенном в границах <адрес>, путем их сбора и вывоза.
Обязать МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство»:
- обеспечить надлежащий учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- представить в адрес У. для последующего установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:
1. заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
2. проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
В удовлетворении исковых требований к К.С.Н. о запрете размещения отходов производства и потребления на земельном участке, возложении обязанности ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления – отказать».
Заслушав доклад судьи Чекуновой О.В., выслушав Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора К.О.С., поддержавшую доводы представления, представителя Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области – С.С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя К. С.Н. – С.Е.И., возражавшую против отмены решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство», К. С.Н., в котором с учетом уточнений, просил запретить размещение отходов производства и потребления на земельном участке, возложении обязанности ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, возложении обязанности на МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» обеспечить учет обращения с отходами и обратиться в У. для последующего установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В обоснование заявленных требований указал, что основным видом деятельности МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» является проведение комплекса работ по благоустройству территории в границах Городищенского городского поселения и содержания объектов муниципальной собственности Городищенского городского поселения, коммунальное обслуживание населения, санитарная очистка территории поселка и другое. Кроме того, предприятием оказываются услуги по сбору и вывозу отходов производства и потребления.
Отходы, собранные населением, а также собственные отходы предприятия вывозятся и размещаются предприятием на земельном участке с кадастровым номером № <...> в границах <адрес>, который МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» использует по договору аренды с К. С.Н. Для вывоза отходов используется техника, которая находится в хозяйственном ведении предприятия, для уплотнения отходов используются бульдозеры, арендованные у других организаций. Предприятие размещает в основном отходы <.......> классов опасности.
Земельный участок принадлежит К. С.Н. на праве собственности.
Согласно договору аренды участок передан во временное владение и пользование МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» для эксплуатации его в качестве площадки ТБО. Пунктом 3.2.3 указанного договора аренды установлено, что арендатор (МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство») обязан использовать земельный участок способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Указанный земельный участок полигоном ТБО, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, не является. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов <.......> классов опасности на данный участок каким-либо индивидуальным предпринимателям и юридическим лица, в том числе МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство», не выдавалась. Создание и использование свалки администрацией Городищенского городского поселения не санкционировалось.
Таким образом, на указанном участке МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» производится фактически деятельность по размещению отходов производства и потребления в отсутствие лицензии и проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу, что является незаконным.
Кроме того, спорный земельный участок, где размещаются отходы, вошел в границы населенного пункта, что представляет реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
Поскольку К. С.Н. знал о наличии свалки на земельном участке, предоставленный им в аренду МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство», более того, в аренду данный участок предоставлен с целевым назначением «площадка ТБО», поэтому ответственность должна быть возложена и на собственника.
В ходе проведенной прокуратурой проверки, МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» в нарушение установленных норм права, при осуществлении производственной деятельности, инвентаризацию образующихся отходов не провело, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется. Отсутствуют данные учета, как собственных отходов, так и отходов, принятых от других лиц.
Юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым муниципальные предприятия не относятся) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов.
Вместе с тем, МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» проект нормативов образования отходов в уполномоченном органе не утвердило, свою деятельность осуществляет без оформленных надлежащим образом лимитов на размещение отходов.
По указанным основаниям ДД.ММ.ГГГГ в адрес предприятия было внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако реальных мер по разработке необходимой разрешительной документации не принято.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении требований к К. С.Н. как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу в указанной части новое решение. В обоснование доводов жалобы указано на то, что К. С.Н. при приобретении спорного земельного участка знал о том, что покупает фактически несанкционированную свалку и должен был знать о том, что существование и использование такого объекта в границах поселения незаконно. В последующем К. С.Н. сдавал в аренду земельный участок именно для использования в качестве площадки «ТБО», то есть при заключении договора аренды К. С.Н. было известно, что на принадлежащем ему земельном участке будут складироваться отходы. Таким образом, К. С.Н. является одним из лиц, виновных в возникновении и функционировании незаконной свалки, в связи с чем, на него также должна быть возложена обязанность по ее ликвидации.
В апелляционной жалобе МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано на то, что основным видом деятельности предприятия является, в том числе сбор и вывоз отходов производства и потребления, в связи с чем, у К. С.Н. был арендован спорный земельный участок. Поскольку данный участок был определен как площадка «ТБО», предприятие использовало его по прямому назначению. Судом необоснованно удовлетворено требование о запрещении размещения отходов на спорном земельном участке, так как с ДД.ММ.ГГГГ предприятие отходы на участке не размещает, так как заключены договоры с ООО «Э.». Кроме того, необоснованно возложена обязанность по ликвидации свалки, так как отходы размещались не только предприятием. В нарушение ст.132 ГПК РФ, истцом не представлены доказательства, на которых он основывает свои требования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с частью 2 статьи 12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 199 года № 52-ФЗ (ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно частям 6 и 7 указанной статьи объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу положений пункта 30 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
Положения закона, изложенные в статье 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) указывают на то, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (статья 76 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 19 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические5 лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
На основании статьи 18 вышеуказанного Закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Данный порядок определен Приказом Минприроды Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 года № 717, полномочия по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещения переданы от Ростехнадзора Росприроднадзору.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, а также утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 5.5.9 Положения). На территории Волгоградской области уполномоченным органом является Управление Росприроднадзора по Волгоградской области.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что К. С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>
Основным видом деятельности МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» в соответствии с Уставом, является проведение комплекса работ по благоустройству территории в границах Городищенского городского поселения и содержания объектов муниципальной собственности Городищенского городского поселения; коммунальное обслуживание населения, санитарная очистка территории поселка и другое. В том числе предприятием оказываются услуги по сбору и вывозу отходов производства и потребления.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был передан К. С.Н., на основании договора аренды МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство», согласно пункту 1.1 которого, арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды сроком на <.......> земельный участок, имеющий кадастровый номер № <...>. В границах указанных на кадастровом плане земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов – площадка ТБО.
При этом, в силу пункта 4.1 Договора арендатор принял на себя обязательство не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению территории поселения. Нести самостоятельную полную ответственность за нарушения земельного и природоохранного законодательства, допущенных при аренде участка.
ДД.ММ.ГГГГ также между МУП Городищенского городского поселения «Городское К.» и К. С.Н. был заключен договор аренды спорного земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов площадка ТБО сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
МУП Городищенского городского поселения «Городское К.» после заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № <...> стал использовать его для размещения отходов <.......> класса опасности.
Размещение МУП Городищенского городского поселения «Городское К.» отходов на земельном участке К. С.Н. является несанкционированной свалкой, поскольку из сообщения временно исполняющего полномочия главы администрации Городищенского Городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что создание и использование свалки администрацией Городищенского городского поселения не санкционировалось.
Как видно из сообщения Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов <.......> классов опасности для МУП Городищенского городского поселения «Городское К.» не выдавалось, сведения (характеристика объекта размещения отходов, оформленная в соответствии с требованиями приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № <...>) для внесения в ГРОРО свалки, расположенной на спорном земельном участке не поступали, предложения для внесения в ГРОРО Управления Росприроднадзор не направлялись, государственная экологическая экспертиза проектной документации указанной свалки не проводилась.
Оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь выше указанными нормами права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен в аренду МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» для размещения отходов и использовался предприятием для этих целей, обязанность устранения места несанкционированного размещения отходов производства и потребления должна быть возложена на МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство».
При этом доводы МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» о том, что на данном земельном участке производили размещение отходов и иные организации, не могут быть приняты во внимание, так как от обязанности привести земельный участок в соответствие с требованиями природоохранного и земельного законодательства, данное обстоятельство МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» как арендатора не освобождает. В данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного участка в соответствии с императивными правовыми нормами.
Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» о том, что спорный участок был определен как площадка «ТБО», а потому предприятие использовало его по прямому назначению, поскольку установлено, что создание и использование свалки администрацией не санкционировалось, спорный участок входит в границы поселения, деятельность по размещению отходов производства и потребления производится предприятием в отсутствие лицензии и проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу.
Не могут повлечь отмену решения и суждения жалобы о том, что на предприятие необоснованно наложен запрет по размещению отходов на спорном земельном участке, в связи с тем, что заключен договор с ООО «Э.» на оказание услуг по приему и размещению отходов и с ДД.ММ.ГГГГ предприятие не использует участок К. С.Н. для размещения отходов, поскольку, как установлено судом, срок договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ был установлен до ДД.ММ.ГГГГ и доказательств неиспользования спорного земельного участка в будущем не представлено.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования к К. С.Н. о запрете размещения отходов производства и потребления на спорном земельном участке, в связи с тем, что последний при установленных правоотношениях не может нести ответственность.
Статья 13 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
К. С.Н., при приобретении спорного земельного участка было известно о том, что приобретаемый земельный участок под свалку не санкционирован, существование и использование такого объекта в границах поселения незаконно.
Вместе с тем, на протяжении длительного времени несанкционированная использование земельного участка под свалку осуществлялось исключительно по инициативе К. С.Н., получающего доход от аренды спорного земельного участка от МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство», которое, в свою очередь, без надлежащей лицензии осуществляло размещение отходов на спорном земельном участке.
Таким образом, К. С.Н., как собственник земельного участка, также является одним из лиц, ответственным за размещение отходов производства и потребления на земельном участке в будущем.
При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении требований к К. С.Н. о запрете размещения отходов производства и потребления на земельном участке, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно в указанной части подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении данного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 31 марта 2015 года в части отказа в удовлетворении требований Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к К.С.Н. о запрете размещения отходов производства и потребления на земельном участке - отменить, принять в указанной части новое решение, которым запретить К.С.Н. размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № <...>, расположенном в границах <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности.
В остальной части решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 31 марта 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП Городищенского городского поселения «Городское Хозяйство» и представление Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: