Решение по делу № 33-3413/2024 от 31.07.2024

Дело №2-920/2023

Материал №13-492/2024 (№33-3413/2024) судья Багаева В.Н.

УИД 69RS0038-03-2022-009337-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 августа 2024 года город Тверь

Тверской областной суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой И.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хальметовой Н.Х.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Администрации города Твери на определение Московского районного суда города Твери от 05 июня 2024 года, которым постановлено:

«в удовлетворении заявления администрации г.Твери об отсрочке исполнения решения Московского районного суда г.Твери от 2 марта 2023 г. отказать»,

установил:

решением Московского районного суда города Твери от 02 марта 2023 года, измененным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 23 мая 2023 года, на Министерство социальной защиты населения Тверской области возложена обязанность обеспечить в срок до 31 декабря 2023 года финансирование расходов Администрации города Твери, связанных с предоставлением ФИО благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; на Администрацию города Твери возложена обязанность предоставить ФИО в срок до 31 декабря
2023 года благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

22 мая 2024 года Администрация города Твери обратилась в суд с заявлением о предоставлении до 31 декабря 2025 года отсрочки исполнения данного решения, указав, что решение суда не исполнено Администрацией города Твери в установленный срок по не зависящим от нее причинам. Согласно выписке из протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в список на 2023 год ФИО не включена. ДД.ММ.ГГГГ протоколом комиссии утвержден дополнительный список на 2023 год, в который вошли еще 25 детей-сирот. ФИО в этот список не включена. Протоколом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дополнительный список на 2023 год изменен. В данный список
ФИО также не включена. Протоколом комиссии от
ДД.ММ.ГГГГ утвержден список на 2024 год. В очередной раз
ФИО в список не включена. Каким-либо образом повлиять на комиссию по формированию списка Администрация города Твери неправомочна. Администрация города Твери вправе осуществлять полномочия по закупке жилых помещений для детей-сирот и их предоставлению только после осуществления конкретных действий со стороны Министерства социальной защиты населения Тверской области, чего не было сделано для исполнения указанного решения суда. Приведенные обстоятельства являются препятствием к исполнению решения суда.

Судом постановлено приведенное выше определение.

В частной жалобе Администрация города Твери просит определение суда отменить и разрешить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по существу. В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные указанным в заявлении о предоставлении отсрочки. Также указано, что в 2024 году в Администрацию города Твери поступило два уведомления из Министерства социальной защиты населения о предоставлении субсидий, субвенций, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2024 год от ДД.ММ.ГГГГ и
на сумму <данные изъяты> тысяч рублей и <данные изъяты> тысяч рублей соответственно, на общую сумму <данные изъяты> тысячи рублей. Таким образом, Администрация города Твери должна приобрести <данные изъяты> жилых помещений (но не ФИО) на общую сумму <данные изъяты> тысячи рублей, то есть каждая квартира, стоимостью <данные изъяты> рублей. По состоянию на июнь 2024 года Администрацией города Твери объявлены аукционы на приобретение всех <данные изъяты> квартир, 23 муниципальных контракта заключено, 10 – в стадии заявок. Дополнительно в Администрацию города Твери поступил протокол , согласно которому ФИО в список снова не включена. Согласно сведениям МКУ «УМЖФ» в реестре свободных жилых помещений, относящихся к категории муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится <данные изъяты> жилых помещений, <данные изъяты> из которых уже распределены согласно протоколу , в отношении двух запущены проекты о предоставлении их детям-сиротам: ФИО1 и ФИО2, три комнаты не могут быть предоставлены детям-сиротам, поскольку не отвечают требованиям жилых помещений, которые могут быть предоставлены лицам указанной категории. Со ссылкой на статью 10 Закона Тверской области № 78-ЗО (в редакции Закона Тверской области от 27 мая 2024 года № 14-ЗО) указано, что, поскольку до настоящего времени на ФИО материальные ресурсы и финансовые средства из областного бюджета не выделены, Администрация города Твери не может нести ответственность за непредоставление ей жилого помещения. Отсутствие финансирования является доказательством серьезных препятствий и затруднений к исполнению решения суда.

На основании статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в частной жалобе (статья 327.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Отказывая в удовлетворении заявления Администрации города Твери о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31 декабря 2025 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 13, 203, 210, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность, обеспечивать баланс прав и законных интересов всех участников исполнительного производства, и пришел к выводу о том, что приведенные заявителем основания для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда не являются исключительными.

Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и соответствует нормам процессуального права.

Согласно статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного постановления производится в разумные сроки.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года
№13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

По смыслу действующего гражданского процессуального законодательства в силу того, что отсрочка или рассрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Указанные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 18 апреля 2006 года № 104-О, согласно которой основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости и исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Таким образом, при разрешении вопроса об отсрочке исполнения решения должен учитываться баланс интересов должника и взыскателя.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» и статьей 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» исполнение судебного решения рассматривается как составляющая часть судебного разбирательства. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке или рассрочке исполнения судебных решений следует принимать во внимание необходимость соблюдения требований упомянутой Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Неисполнение или несвоевременное исполнение решения суда лишает взыскателя возможности получить исполнение присужденного, нехватка же средств у должника не может служить тому оправданием. Несмотря на то, что отсрочка или рассрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто – на неопределенный срок.

Таким образом, основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наличие оснований для отсрочки или рассрочки должно доказать лицо, обращающееся в суд с заявлением о ее предоставлении.

Оценивая доводы заявления Администрации города Твери о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, суд апелляционной инстанции отмечает, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в
ДД.ММ.ГГГГ году достигла возраста 18 лет и подлежала обеспечению жилым помещением, о чем заблаговременно было известно должнику.

Решение суда, возлагающее на ответчика обязанность предоставить ФИО жилое помещение, принято ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд, устанавливая срок исполнения решения – до ДД.ММ.ГГГГ, исходил из минимальной необходимости и достаточности данного срока для исполнения решения суда с учетом необходимых для его исполнения процедур.

Необходимо также учитывать значимость для взыскателя
ФИО данного решения, которым защищено ее конституционное право на жилище.

С учетом этого должником должны быть представлены доказательства того, что на протяжении предшествовавшего периода им приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного решения.

Представленные заявителем выписки из протоколов заседания комиссии по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не содержат какого-либо обоснования невозможности предоставления жилого помещения ФИО в 2023 году и не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, при которых возможно предоставление отсрочки.

Иных доказательств заявителем суду первой инстанции представлено не было. Ссылки в частной жалобе на документы, относящиеся к периоду, выходящему за пределы установленного судом срока исполнения решения суда, приведенные в обоснование причин невозможности исполнения решения суда, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку не подтверждают исключительный характер причин, по которым решение суда не могло быть исполнено в установленный им срок.

Между тем, в деле отсутствуют данные о том, что ответчик в пределах предоставленного ему судом срока предпринял какие-либо действенные меры, направленные на исполнение решения суда.

Обстоятельства, на которые указывает заявитель, препятствием к исполнению данного решения суда не являются.

Довод апеллянта о том, что решение суда не могло быть исполнено в установленный в нем срок ввиду невключения ФИО Министерством социальной защиты населения Тверской области в список на обеспечение жилым помещением, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку то, каким образом заявитель строит свои взаимоотношения с органами исполнительной власти Тверской области по получению средств на приобретение жилого помещения для
ФИО в целях исполнения решения суда, не должно влечь нарушения прав взыскателя на исполнение решения суда в разумный срок.

Кроме того, одним из условий предоставления отсрочки является предоставление заявителем доказательств того, что в пределах истребуемого периода отсрочки решение суда должником будет исполнено. Между тем, таких доказательств Администрацией города Твери не представлено. Вопросы, которые согласно позиции данного должника препятствуют исполнению решения, до настоящего времени не разрешены, доказательств того, что они будут разрешены в ближайшее время, что позволит должнику исполнить решение суда до 31 декабря 2025 года, в материалах дела не имеется.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря
1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

При этом действующее федеральное и региональное законодательство о порядке обеспечения рассматриваемой категории лиц жилыми помещениями и о порядке формирования и исполнения регионального бюджета не исключает возможности внесения необходимых изменений как в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в плановом году, так и в закон о бюджете на соответствующий финансовый год.

Доказательств того, что такие изменения были невозможны в
2023 году, должником не представлено.

С учетом изложенного бездействие должника не может являться основанием для лишения ФИО конституционного права на жилище, которое должно быть реализовано без какого-либо необоснованного промедления.

В отсутствие доказательств невозможности исполнения решения суда, либо наличия обстоятельств, затрудняющих его исполнение, которые в силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, заявление Администрации города Твери правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.

При таких обстоятельствах обжалуемое определение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам частной жалобы.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену определения суда, судом апелляционной инстанции по делу не установлено.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение Московского районного суда города Твери от 05 июня
2024 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации города Твери – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 09 августа 2024 года.

Председательствующий И.И. Дмитриева

Дело №2-920/2023

Материал №13-492/2024 (№33-3413/2024) судья Багаева В.Н.

УИД 69RS0038-03-2022-009337-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 августа 2024 года город Тверь

Тверской областной суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой И.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хальметовой Н.Х.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Администрации города Твери на определение Московского районного суда города Твери от 05 июня 2024 года, которым постановлено:

«в удовлетворении заявления администрации г.Твери об отсрочке исполнения решения Московского районного суда г.Твери от 2 марта 2023 г. отказать»,

установил:

решением Московского районного суда города Твери от 02 марта 2023 года, измененным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 23 мая 2023 года, на Министерство социальной защиты населения Тверской области возложена обязанность обеспечить в срок до 31 декабря 2023 года финансирование расходов Администрации города Твери, связанных с предоставлением ФИО благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; на Администрацию города Твери возложена обязанность предоставить ФИО в срок до 31 декабря
2023 года благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

22 мая 2024 года Администрация города Твери обратилась в суд с заявлением о предоставлении до 31 декабря 2025 года отсрочки исполнения данного решения, указав, что решение суда не исполнено Администрацией города Твери в установленный срок по не зависящим от нее причинам. Согласно выписке из протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в список на 2023 год ФИО не включена. ДД.ММ.ГГГГ протоколом комиссии утвержден дополнительный список на 2023 год, в который вошли еще 25 детей-сирот. ФИО в этот список не включена. Протоколом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дополнительный список на 2023 год изменен. В данный список
ФИО также не включена. Протоколом комиссии от
ДД.ММ.ГГГГ утвержден список на 2024 год. В очередной раз
ФИО в список не включена. Каким-либо образом повлиять на комиссию по формированию списка Администрация города Твери неправомочна. Администрация города Твери вправе осуществлять полномочия по закупке жилых помещений для детей-сирот и их предоставлению только после осуществления конкретных действий со стороны Министерства социальной защиты населения Тверской области, чего не было сделано для исполнения указанного решения суда. Приведенные обстоятельства являются препятствием к исполнению решения суда.

Судом постановлено приведенное выше определение.

В частной жалобе Администрация города Твери просит определение суда отменить и разрешить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по существу. В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные указанным в заявлении о предоставлении отсрочки. Также указано, что в 2024 году в Администрацию города Твери поступило два уведомления из Министерства социальной защиты населения о предоставлении субсидий, субвенций, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2024 год от ДД.ММ.ГГГГ и
на сумму <данные изъяты> тысяч рублей и <данные изъяты> тысяч рублей соответственно, на общую сумму <данные изъяты> тысячи рублей. Таким образом, Администрация города Твери должна приобрести <данные изъяты> жилых помещений (но не ФИО) на общую сумму <данные изъяты> тысячи рублей, то есть каждая квартира, стоимостью <данные изъяты> рублей. По состоянию на июнь 2024 года Администрацией города Твери объявлены аукционы на приобретение всех <данные изъяты> квартир, 23 муниципальных контракта заключено, 10 – в стадии заявок. Дополнительно в Администрацию города Твери поступил протокол , согласно которому ФИО в список снова не включена. Согласно сведениям МКУ «УМЖФ» в реестре свободных жилых помещений, относящихся к категории муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится <данные изъяты> жилых помещений, <данные изъяты> из которых уже распределены согласно протоколу , в отношении двух запущены проекты о предоставлении их детям-сиротам: ФИО1 и ФИО2, три комнаты не могут быть предоставлены детям-сиротам, поскольку не отвечают требованиям жилых помещений, которые могут быть предоставлены лицам указанной категории. Со ссылкой на статью 10 Закона Тверской области № 78-ЗО (в редакции Закона Тверской области от 27 мая 2024 года № 14-ЗО) указано, что, поскольку до настоящего времени на ФИО материальные ресурсы и финансовые средства из областного бюджета не выделены, Администрация города Твери не может нести ответственность за непредоставление ей жилого помещения. Отсутствие финансирования является доказательством серьезных препятствий и затруднений к исполнению решения суда.

На основании статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в частной жалобе (статья 327.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Отказывая в удовлетворении заявления Администрации города Твери о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31 декабря 2025 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 13, 203, 210, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность, обеспечивать баланс прав и законных интересов всех участников исполнительного производства, и пришел к выводу о том, что приведенные заявителем основания для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда не являются исключительными.

Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и соответствует нормам процессуального права.

Согласно статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного постановления производится в разумные сроки.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года
№13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

По смыслу действующего гражданского процессуального законодательства в силу того, что отсрочка или рассрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Указанные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 18 апреля 2006 года № 104-О, согласно которой основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости и исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Таким образом, при разрешении вопроса об отсрочке исполнения решения должен учитываться баланс интересов должника и взыскателя.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» и статьей 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» исполнение судебного решения рассматривается как составляющая часть судебного разбирательства. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке или рассрочке исполнения судебных решений следует принимать во внимание необходимость соблюдения требований упомянутой Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Неисполнение или несвоевременное исполнение решения суда лишает взыскателя возможности получить исполнение присужденного, нехватка же средств у должника не может служить тому оправданием. Несмотря на то, что отсрочка или рассрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто – на неопределенный срок.

Таким образом, основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наличие оснований для отсрочки или рассрочки должно доказать лицо, обращающееся в суд с заявлением о ее предоставлении.

Оценивая доводы заявления Администрации города Твери о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, суд апелляционной инстанции отмечает, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в
ДД.ММ.ГГГГ году достигла возраста 18 лет и подлежала обеспечению жилым помещением, о чем заблаговременно было известно должнику.

Решение суда, возлагающее на ответчика обязанность предоставить ФИО жилое помещение, принято ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд, устанавливая срок исполнения решения – до ДД.ММ.ГГГГ, исходил из минимальной необходимости и достаточности данного срока для исполнения решения суда с учетом необходимых для его исполнения процедур.

Необходимо также учитывать значимость для взыскателя
ФИО данного решения, которым защищено ее конституционное право на жилище.

С учетом этого должником должны быть представлены доказательства того, что на протяжении предшествовавшего периода им приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного решения.

Представленные заявителем выписки из протоколов заседания комиссии по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не содержат какого-либо обоснования невозможности предоставления жилого помещения ФИО в 2023 году и не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, при которых возможно предоставление отсрочки.

Иных доказательств заявителем суду первой инстанции представлено не было. Ссылки в частной жалобе на документы, относящиеся к периоду, выходящему за пределы установленного судом срока исполнения решения суда, приведенные в обоснование причин невозможности исполнения решения суда, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку не подтверждают исключительный характер причин, по которым решение суда не могло быть исполнено в установленный им срок.

Между тем, в деле отсутствуют данные о том, что ответчик в пределах предоставленного ему судом срока предпринял какие-либо действенные меры, направленные на исполнение решения суда.

Обстоятельства, на которые указывает заявитель, препятствием к исполнению данного решения суда не являются.

Довод апеллянта о том, что решение суда не могло быть исполнено в установленный в нем срок ввиду невключения ФИО Министерством социальной защиты населения Тверской области в список на обеспечение жилым помещением, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку то, каким образом заявитель строит свои взаимоотношения с органами исполнительной власти Тверской области по получению средств на приобретение жилого помещения для
ФИО в целях исполнения решения суда, не должно влечь нарушения прав взыскателя на исполнение решения суда в разумный срок.

Кроме того, одним из условий предоставления отсрочки является предоставление заявителем доказательств того, что в пределах истребуемого периода отсрочки решение суда должником будет исполнено. Между тем, таких доказательств Администрацией города Твери не представлено. Вопросы, которые согласно позиции данного должника препятствуют исполнению решения, до настоящего времени не разрешены, доказательств того, что они будут разрешены в ближайшее время, что позволит должнику исполнить решение суда до 31 декабря 2025 года, в материалах дела не имеется.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря
1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

При этом действующее федеральное и региональное законодательство о порядке обеспечения рассматриваемой категории лиц жилыми помещениями и о порядке формирования и исполнения регионального бюджета не исключает возможности внесения необходимых изменений как в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в плановом году, так и в закон о бюджете на соответствующий финансовый год.

Доказательств того, что такие изменения были невозможны в
2023 году, должником не представлено.

С учетом изложенного бездействие должника не может являться основанием для лишения ФИО конституционного права на жилище, которое должно быть реализовано без какого-либо необоснованного промедления.

В отсутствие доказательств невозможности исполнения решения суда, либо наличия обстоятельств, затрудняющих его исполнение, которые в силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, заявление Администрации города Твери правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.

При таких обстоятельствах обжалуемое определение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам частной жалобы.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену определения суда, судом апелляционной инстанции по делу не установлено.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение Московского районного суда города Твери от 05 июня
2024 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации города Твери – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 09 августа 2024 года.

Председательствующий И.И. Дмитриева

33-3413/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кондратьевой Л.И.
Ответчики
Министерству социальной защиты населения Тверской области
Администрация г. твери
Суд
Тверской областной суд
Судья
Дмитриева Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
31.07.2024Передача дела судье
08.08.2024Судебное заседание
13.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2024Передано в экспедицию
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее