Решение по делу № 2а-447/2019 от 23.11.2018

Дело №2а-447/13-2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2019 года г.Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи: Авериновой А.Д.,

при секретаре: Коршунове А.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бондаренко Валентины Григорьевны к государственному регистратору Марченко М.Е., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании решений,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Бондаренко В.Г. в лице своего представителя по доверенности Тутаевой С.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области. При этом указав, что ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление административному ответчику о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 843000 кв.м. земли сельскохозяйственного назначения – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> Весь необходимый пакет на государственную регистрацию права собственности был предоставлен, однако, осуществление госу3дарсвтенной регистрации права собственности было приостановлено. Данное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца. Просит признать незаконным приостановление государственной регистрации права собственности Бондаренко В.Г. на земельный участок площадью 843000 кв.м. земли сельскохозяйственного назначения – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области возобновить государственную регистрацию права на основании предоставленных Бондаренко В.Г. документов.

Определением от 12.12.2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен государственный регистратор Марченко М.Е.

Определением от 11.01.2019 г. государственный регистратор Марченко М.Е. исключена из числа заинтересованных лиц и привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика.

В судебное заседание Бондаренко В.Г. не явилась. О слушании дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ею заявлено не было.

Её представитель в судебном заседании по доверенности Тутаева С.А. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям. При этом также указав, что в оспариваемом решении отсутствует мотивированное обоснование приостановления, государственный регистратор не имеет четкой позиции, не указано какие документы необходимо предоставить для государственной регистрации права, но завуалировано намекает о том, что земельный участок должен быть переоформлен в собственность за плату.

Административный ответчик государственный регистратор Марченко М.Е. в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ею заявлено не было.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Курской области по доверенности Коншина В.О. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства, заявителе на государственную регистрацию не был предоставлен необходимый пакет документов. При этом указав, что право пожизненного наследуемого владения юридических лиц, являющихся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 настоящего Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

В силу п. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с частью 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

Судом установлено, что постановлением главы администрации Ильковского сельсовета Беловского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 21 п.3 Закона РФ переоформлено право пожизненного владения земельного участка земель сельскохозназначения площадью 84,3 га расположенного в границах Ильковского с/с на право личной собственности Бондаренко В.Г.

Постановлением главы МО «Ильковский сельсовет» Беловского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ присвоен земельному участку сельскохозяйственного назначения кадастровый , площадью 84,3 га, расположенного в границах Ильковского сельсовета, принадлежащего на праве собственности Бондаренко В.Г. на основании постановления администрации Ильковского сельсовета Беловского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, адрес: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко В.Г. в лице своего представителя по доверенности Тутаевой С.А. обратилась в Управление Росреестра по курской области с заявлением, в котором просила осуществить государственную регистрацию права в отношении земельного участка площадью 843000 кв.м. земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> приложив: квитанцию об оплате госпошлины, постановление от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Марченко М.Е. вынесено решение о приостановлении государственной регистрации, поскольку необходимо предоставить документы, соответствующие требованиям действующего законодательства, о чем было сообщено Бондаренко В.Г. уведомлением .

Указанные обстоятельства подтверждены: материалами регистрационного дела.

Довод о том, что все необходимые документы были предоставлены для осуществления государственной регистрации, являются несостоятельными.

Так, действительно, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП (абзац первый пункта 9 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Согласно абзац первый пункта 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу п. 3 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.

Согласно п. 7 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

По смыслу вышеуказанных норм следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.

При этом, исходя из п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 данного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Поскольку Бондаренко В.Г. не было предоставлено доказательств осуществления деятельности по ведению крестьянских хозяйств, то у государственного регистратора возникли сомнения о правомерности передачи ей в собственность земельного участка, в связи с чем, оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства.

Частями 9 и 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушены, а потому оснований как для удовлетворения требований о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности Бондаренко Валентины Григорьевны на земельный участок площадью 843000 кв.м. земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> так и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области возобновить государственную регистрацию права на основании представленных Бондаренко В.Г. документов, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Бондаренко Валентины Григорьевны к государственному регистратору Марченко М.Е., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным приостановление государственной регистрации права собственности Бондаренко Валентины Григорьевны на земельный участок площадью 843000 кв.м. земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области возобновить государственную регистрацию права на основании представленных Бондаренко В.Г. документов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

2а-447/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бондаренко Валентина Григорьевна
Бондаренко В. Г.
Ответчики
Управление Росреестра
Другие
Тутаева Светлана Александровна
Государственный регистратор Марченко М.Е.
Суд
Ленинский районный суд г. Курск
Судья
Аверинова Анна Дмитриевна
Дело на сайте суда
lensud.krs.sudrf.ru
23.11.2018Регистрация административного искового заявления
23.11.2018Передача материалов судье
23.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2018Подготовка дела (собеседование)
12.12.2018Рассмотрение дела начато с начала
12.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2019Судебное заседание
18.01.2019Судебное заседание
24.01.2019Судебное заседание
29.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020Дело оформлено
18.02.2020Дело передано в архив
24.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее