Судья: Асташкина О.В. Дело № 33-15900/2023
УИД 50RS0015-01-2022-002236-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московская область 15 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Федорчук Е.В.,
судей Рыбачук Е.Ю., Коноваловой С.В.,
при помощнике судьи Лугма О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московского-Окского бассейнового водного управления, Министерства экологии и природопользования Московской области к ИП Берлёвой Галине Евгеньевне о внесении в ЕГРН сведений об ограничениях в использовании земельных участков, обязании использовать участки в соответствии с ограничениями,
по апелляционной жалобе ИП Берлёвой Галины Евгеньевны на решение Истринского городского суда Московской области от 15 ноября 2022 года.
заслушав доклад судьи Рыбачук Е.Ю.,
объяснения представителя истца и представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московского-Окского бассейнового водного управления, Министерства экологии и природопользования Московской области обратился в суд с иском к ИП Берлёвой Г.Е. о внесении в ЕГРН сведений об ограничениях в использовании земельных участков, обязании использовать участки в соответствии с ограничениями.
Требования мотивированы тем, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при формировании и использовании земельных участков, расположенных в <данные изъяты>.
Прокуратурой установлено, что земельный участок с кадастровым <данные изъяты> общей площадью 249 960 кв.м., отнесенный к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «зона застройки индивидуальными жилыми домами» приобретен у ООО «Экопроект» в собственность индивидуальным предпринимателем Берлёвой Г.Е. на основании договора купли-продажи земельного участка от 16.05.2018.
На основании решения собственника от 11.12.2020 земельный участок с <данные изъяты> разделен на 245 земельных участков, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, отнесенные к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «зона застройки индивидуальными жилыми домами», расположенные по адресу: <данные изъяты>.
Установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами -<данные изъяты> расположены в
границах 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г<данные изъяты>, которая в соответствии с п.2.3.4. СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» является основным водотоком в ЗСО гидроузлов.
По поручению межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области кадастровым инженером ООО «ЛИМБ» проведены геодезические работы по установлению взаимного расположения границ земельных участков кадастровыми номерами <данные изъяты>, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, относительно поверхностного водного объекта, по результатам которых установлено пересечение с границами второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <данные изъяты>.
По результатам указанных работ подготовлена схема взаимного расположения земельных участков с указанием пересечения границ участка с границами второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <данные изъяты>.
Расположение образованных земельных участков в границах 2 пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <данные изъяты> подтверждено информацией Министерства экологии и природопользования Московской области от 22.06.2021 № 25 ТО-5896.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Сведения о нахождении земельных участков в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости.
Более того, вступившим в законную силу решением Истринского городского суда Московской области от 22.10.2021 по делу №2-3971/2021 удовлетворены исковые требования межрайонного природоохранного прокурора Московской области к Берлёвой Г.Е. о внесении в Единый государственный Реестр недвижимости сведений об ограничении (обременении) прав при использовании смежных земельных участков.
Истец просил внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в соответствии с п. 4.4 СП 2.1.4.2625-10, и указать в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Обязать ИП Берлёву Г.Е. использовать земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы».
В судебном заседании первой инстанции представитель истца Булыгина Д.Е. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчика Митрофанов И.О. и Дзюба С.В. в судебном заседании первой инстанции просили в иске отказать, поскольку истец не представил доказательств того, что участки являются ограниченными в обороте.
Представители Московского-Окского бассейнового водного управления, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Росреестра по Московской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, ООО «Экопроект», АО «Мосводоканал» в суд первой инстанции не явились.
Решением суда от 15 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с ним, ответчиком подана апелляционная жалоба об его отмене, как незаконного.
Выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции были неверно применены нормы материального права в части разрешенных требований.
Судом первой инстанции установлено, что ИП Берлёвой Г.Е. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, отнесенные к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «зона застройки индивидуальными жилыми домами», расположенные по адресу: <данные изъяты>.
По утверждениям истца земельные участки расположены в 100 метровой охранной зоне вдоль <данные изъяты>, которая в соответствии с СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» является основным водотоком в ЗСО гидроузлов.
В целях правильного разрешения спора по делу назначена и проведена комплексная судебная землеустроительная и экологическая (гидролого-геоморфологическая) экспертиза.
Из экспертного заключения следует, что земельные участки с кн <данные изъяты> полностью, а с кн <данные изъяты> почти полностью входят в границы второго пояса ЗСО Рублевского гидроузла г. Москвы в пределы полосы шириной 100 м, сформулированной в п.4.4.4. Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 (л.д. 212 т.1), полностью входят в пределы водоохранной зоны <данные изъяты> шириной 200 м.
Суд первой инстанции, с учетом выводов проведенной по делу экспертизы пришел к выводу, что поскольку земельные участки, принадлежащие ответчику, входят в границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы, возложил на ИП Берлёву Г.Е. обязанность использовать объекты недвижимости в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы».
Также суд первой инстанции удовлетворил требования истца о внесении сведений об ограничении в использовании участка в ЕГРН.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются положениями этого федерального закона.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
Как следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
При этом названный Федеральный закон не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
Действие во времени и пространстве нормативных правовых актов Союза ССР по вопросам границ зон санитарной охраны ни Водным кодексом Российской Федерации, ни названным Федеральным законом не ограничено.
Следовательно, статья 4 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не отменяет нормативные акты Союза ССР, утвердившие границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Согласно части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2021 года) до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 г. Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции этого федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) подлежало осуществлению в порядке, установленном до дня официального опубликования поименованного федерального закона (4 августа 2018 года), с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 данной статьи.
В данном случае зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения утверждены решениями Исполкомов Моссовета и Мособлсовета от 17 апреля 1980 года N 500-1143, зоны санитарной охраны реки Москвы и их режим установлены СП 2.1.4.2625-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 45, и в силу части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ считаются установленными.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, продлен до 1 января 2028 года.
Анализ приведенных правовых норм законодательства, в том числе его переходных положений, позволяет сделать вывод, что сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, установленной решением исполнительного органа государственной власти, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, должны быть направлены в орган регистрации прав вместе с документами, необходимыми для внесения сведений о такой зоне, в установленный законодателем срок.
На основании вышеприведенных актов в ЕГРН в качестве информационного слоя вносятся сведения о границах зон с особыми условиями использования территории, что не было учтено судебными инстанциями.
В свою очередь, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, прекращения или изменения правоотношения, иными способами, предусмотренными законом.
Пунктами 15 и 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлены ограничения использования земельных участков в границах водоохранных зон и зон прибрежных защитных полос.
Данные положения Водного кодекса Российской Федерации определяют водоохранные зоны и зоны прибрежных защитных полос, на которых устанавливается специальный режим осуществления деятельности в целях предотвращения загрязнения данных объектов, направлены на реализацию основ государственной политики в сфере охраны природы и сохранения особо охраняемых территорий и объектов в условиях обеспечения баланса интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов общества в целом.
В соответствии с пунктом 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17, установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Согласно пункту 3 Правил установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
Подпунктом "в" пункта 5 названных Правил закреплено, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 данных Правил, в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в ЕГРН.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Отсутствие в ЕГРН сведений о водоохранных зонах и зонах прибрежных защитных полос, как и отсутствие определения в установленном законодателем административном порядке органами, указанными в пункте 3 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17, таким образом, не может влечь произвольности использования земель, на территории которых фактически расположены водоохранные зоны и зоны прибрежных защитных полос.
Рассматривая исковые требования прокурора о внесении сведений об особых условиях использования земельного участка в ЕГРН к собственнику данного земельного участка, а не к соответствующему органу государственной власти, на которого законом возложена такая обязанность по предоставлению указанных сведений, вышеприведенные нормы права судом первой инстанции не были учтены.
Принимая решение о внесении сведений в ЕГРН и не указывая на то, кем данные сведений должны быть внесены, судом первой инстанции вносится правовая неопределенность при исполнении судебного акта, при этом оставлено без внимания, что ответчик Берлёва Г.Е. не является обязанным субъектом в силу положений части 12 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ.
То есть, в данном случае Берлёва Г.Е. является ненадлежащим ответчиком по требованию о внесении в ЕГРН сведений об ограничениях (обременениях) прав при использовании спорных земельных участков.
Кроме этого, для возложения на Берлёву Г.Е. обязанности использовать принадлежащие ей земельные участки в соответствии с данными ограничениями, судом первой инстанции необходимо было в качестве значимого по делу обстоятельства установить наличие нарушений при использовании ответчиком земельного участка водоохранного законодательства.
Между тем, истцом такие доказательства в материалы дела не представлены, а в обжалуемом решении суда первой инстанции указания на такие нарушения отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам находит, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 193, 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Истринского городского суда Московской области от 15 ноября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Межрайонному природоохранному прокурору Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московского-Окского бассейнового водного управления, Министерства экологии и природопользования Московской области к ИП Берлёвой Галине Евгеньевне о внесении в ЕГРН сведений об ограничениях в использовании земельных участков, обязании использовать участки в соответствии с ограничениями отказать.
Председательствующий
Судьи