Решение по делу № 33-16393/2023 от 31.05.2023

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-16393/202378RS0023-01-2022-003951-14 Судья: Маковеева Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                     1 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Аносовой Е.А.
судейпри секретаре Ковалевой Е.В., Ягубкиной О.В. Беребневе В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга на решение Ф. районного суда Санкт-Петербурга от 25 января 2023 года по иску Сениной О. Ф. к А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга об оспаривании решения, признании права и уважительности причин пропуска срока, на получение единовременной выплаты.

Заслушав доклад судьи Аносовой Е.А., объяснения представителя ответчика, А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга, Ислямову К.В., действующую на основании доверенности 11 апреля 2023 года, сроком действия до 31 января 2024 года, поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы, представителя третьего лица, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, Цунель М.А., действующую на основании доверенности от 15 декабря 2022 года, сроком действия по 31 декабря 2023 года, также поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы, представителя истца, адвоката Подлесных О.С., действующую на основании ордера от 1 августа 2023 года, полагавшую, что решение суда не подлежит отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Сенина О.Ф. первоначально обратилась в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга об оспаривании решения, в котором указала, что <дата> А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга было вынесено решение № 2254 об отказе Сениной О.Ф., работающей в ФКУЗ «МСЧ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» в должности врача-хирурга хирургического отделения клинического госпиталя МСЧ, в предоставлении единовременной выплаты на том основании, что она заболела новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) 02.12.2020 года, а назначение единовременной выплаты работникам государственных медицинских организаций, пострадавшим в 2020 году, Порядком утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2022 года № 116 не предусмотрено.

Истец полагал решение от 05.03.2022 № 2254 незаконным, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации, поскольку за лицами, указанными в п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 221 от 20.04.2020 года, заболевшими коронавирусной инфекцией в 2020 году (дата начала заболевания до 01.01.2021 года), и членам семьи таких лиц, которые не получили до 01.01.2021 года единовременные выплаты, в 2021 году сохраняется право на обращение за получением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным документом и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 84 от 26.02.2021 года. Аналогичная норма содержится и в п.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16.02.2022 года о том, что за лицами, указанными в пункте 1.1 указанного постановления, заболевшими коронавирусной инфекцией в 2021 году (дата начала заболевания до 01.01.2022 года), и членами семей таких лиц, которые не получили до 01.01.2022 года единовременные выплаты, установленные постановлением № 84, в 2022 году также сохраняется право на обращение за получением указанных выплат.

Истец ссылался на то, что поскольку документ о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, им был получен только в 2022 году и предъявлен ответчику, то отказ в выплате единовременной выплаты последнего следует признать незаконным (л.д. 4-7).

Протокольным определением Ф. районного суда Санкт-Петербурга от 08.09.2022 в связи с изменением истцом в порядке ст. 49 КАС РФ предмета административного иска, наличием спора о праве на социальную выплату (л.д. 82), на основании ст. 16.1 КАС РФ суд перешел к рассмотрению административного иска по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее ГПК РФ) (л.д. 94-95).

В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в окончательной редакции просил:

- признать уважительной причину пропуска срока на подачу заявления о единовременной выплате, полагающуюся медицинским работникам государственных медицинских организаций, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19),

- восстановить пропущенный срок в связи с независящими от истца причинами несвоевременной подачи документов;

- признать за истцом право на получение единовременной выплаты, установленной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2020 г. № 221, как работнику, пострадавшему вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19)»,

- признать незаконным решение А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга об отказе Сениной О.Ф. в единовременной выплате в размере 300 000 рублей,

- обязать А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга направить личное дело Сениной О.Ф. в Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» для обеспечения перечисления единовременной выплаты, в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу (л.д.150).

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец ссылался на то, что законодатель не связывает право на получение выплаты со сроками предоставления документов, в связи с чем она не утратила материальное право на получение единовременной выплаты, следовательно, отказ в выплате в отсутствие предусмотренных законом оснований, следует признать незаконным; наличие заболевания было зафиксировано 02.12.2020 года и подтверждено результатами лабораторных исследований; с 02.12.2020 по 16.12.2020 Сенина О.Ф. находилась на больничном. В феврале 2021 истцом поданы документы на выплату, 17.03.2021 истец получила президентскую выплату, 24.02.2022 лично получила составленный в декабре 2021 акт работодателя. Также истец указал, что прямого запрета на обращение для получения выплаты в связи с истечением срока нормативного правового акта не содержат, если бы срок был пресекательным, то соответствующая ссылка имелась бы в таком нормативном правовом акте.

Решением Ф. районного суда Санкт-Петербурга от 25 января 2023 года исковые требования Сениной О.Ф. удовлетворены частично: суд признал незаконным решение А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга №2254 от 05.03.2022 года об отказе в предоставлении единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19); восстановил Сениной О.Ф. пропущенный процессуальный срок и признал за ней право на получение единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19); в удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга подала апелляционную жалобу, в которой полагает решение суда подлежащим отмене в полном объеме с принятием нового об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга ссылается на то, что право на обращение за единовременной выплатой у Сениной О.Ф. сохранялось в 2021 году, между тем, истец обратилась с заявлением о предоставлении единовременной выплаты 28.02.2022; при этом постановление Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 116 от 16.02.2022 года не подлежало применению к истцу, поскольку заболевание у Сениной О.Ф. было диагностировано в 2020 году (л.д.218).

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга также подал апелляционную жалобу на решение суда от 25.01.2023, в котором просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Апелляционная жалоба Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга мотивирована тем, что предоставление единовременных выплат медицинским работникам, заболевшим до 01.01.2021 и обратившимся за выплатой в 2022 году, не предусмотрено; истцу диагностировано заболевание в 2020 году, право на обращение за предоставлением единовременной выплаты в 2022 году, у нее отсутствовало, такое право сохранялось только на протяжении 2021 года. Также податель жалобы указал, что промежуток времени, в течение которого медицинскому работнику предоставлено право на обращение за предоставлением единовременной выплаты, процессуальным сроком не является, федеральным законом не предусмотрен; пропуск временного периода, в течение которого у медицинского работника сохранялось право на обращение за получением единовременной выплаты, приводит к прекращению права на единовременную выплату, т.е. имеет пресекательный характер (л.д.229-234).

Иными участвующими в деле лицами решение суда в апелляционном порядке не обжалуется.

Представитель А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга в заседании суда апелляционной инстанции доводы своей апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в заседании суда апелляционной инстанции доводы своей апелляционной жалобы также поддержал.

Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции полагал решение суда законным и обоснованным.

ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области», Городской информационно-расчетный центр в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, заслушав представителя А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, представителя истца, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).

Вопросы социальной защиты и социального обеспечения в силу статьи 72 Конституция Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В силу пункта 10-18 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере социальной поддержки населения отнесено установление временных и (или) единовременных мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также установление временных особенностей предоставления установленных законами Санкт-Петербурга мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, включая временное изменение формы и порядка предоставления, указанных мер и социальной помощи, в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан на период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера» в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID- 19).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2020 года № 313 в целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и впредь до принятия соответствующего федерального закона, постановлено предоставить врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию, дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты.

Установлено, что страховыми случаями, при наступлении которых производится единовременная страховая выплата, являются:

а) смерть медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей;

б) причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекции (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности. Перечень таких заболеваний (синдромов) и осложнений утверждается Правительством Российской Федерации;

в) установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации стойкая утрата медицинским работником трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекции (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), если заболевание возникло при исполнении им трудовых обязанностей.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2020 № 313 постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Временное положение от 16.05.2020 года № 695, которое утратило силу в связи с принятием нового Временного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2021 года № 239.

Согласно Временному положению от 16.05.2020 года № 695 при установлении работнику диагноза заболевания медицинская организация, установившая случай заболевания работника, обязана незамедлительно уведомить о заболевании работника Фонд социального страхования Российской Федерации и руководителя организации (руководителя структурного подразделения организации), в которой работает работник (пункт 2).

Работодатель в день получения уведомления обязан создать врачебную комиссию по расследованию страхового случая в составе не менее 3 человек, включающую представителей работодателя (председатель врачебной комиссии), медицинской организации, указанной в пункте 2 настоящего Временного положения, и Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 3).

Расследование страхового случая проводится врачебной комиссией в течение суток со дня создания врачебной комиссии (пункт 4).

По результатам расследования страхового случая врачебной комиссией в Фонд социального страхования Российской Федерации направляется справка, подтверждающая факт осуществления работы работником и содержащая необходимую информацию о работнике (пункт 5).

Фонд социального страхования Российской Федерации в день получения справки, указанной в пункте 5 настоящего Временного положения, подготавливает документы для осуществления единовременной страховой выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2020 № 313, работнику, и осуществляет ее не позднее следующего дня со дня получения справки (пункт 6).

Временным положением от 20.02.2021 года № 239 в отличие от Временного положения от 16.05.2020 года № 695, расширен состав комиссии путем включения в нее представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, профессиональной некоммерческой организации, созданной медицинскими работниками в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, или иного представительного органа работников (пункт 3), увеличены срок расследования до 3 календарных дней (пункт 4), сроки подготовки Фондом социального страхования документов и выплаты - до 3 и 4 дней соответственно (пункт 6), предусмотрена подача заявления в случае несогласия работника с результатами расследования страхового случая, проведенного врачебной комиссией. В этих целях исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья формирует апелляционную комиссию (пункт 7). Работник может подать заявление в апелляционную комиссию в срок, не превышающий один месяц со дня вынесения решения врачебной комиссией (пункт 8). Заявление рассматривается апелляционной комиссией в течение пяти рабочих дней со дня его поступления (пункт 10).

Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, для получения страховой выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2020 года № 313, необходима совокупность условий: выполнение лицом трудовых обязанностей в медицинской организации в одной из следующих должностей - врача, среднего или младшего медицинского персонала, водителя автомобиля скорой медицинской помощи; при исполнении лицом его трудовых обязанностей его здоровью должен быть причинен вред в виде развития у него заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных коронавирусной инфекции (COVID-19), включенного в Перечень от 15.05.2020 года; заболевание должно быть получено непосредственно при работе с пациентами, у которых подтверждено наличие коронавирусной инфекции (COVID-19), или пациентами с подозрением на эту вирусную инфекцию; заболевание должно быть подтверждено лабораторными методами или решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких; заболевание должно повлечь за собой временную нетрудоспособность.

При отсутствии одного из условий, входящих в указанную совокупность, право на страховую выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2020 № 313, отсутствует.

В период с 2020 по 2022 годы в рамках предоставленных полномочий Правительством Санкт-Петербурга принимались нормативные акты, устанавливающие дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций и водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской, и определяющие организационно-правовые основы предоставления названных выплат.

В 2020 году действовало постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2020 № 247 «О порядке и условиях предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт», пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников» (далее постановление № 247).

В 2021 году действовало Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 № 84 (ред. от 05.08.2021) «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2021 году» (далее постановление № 84).

В целях обеспечения социальных гарантий медицинским работникам организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт», пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников, Правительством Санкт-Петербурга 16.02.2022 принято постановление № 116 «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2022 году», которое действует с 17.02.2022 года на территории г. Санкт-Петербурга.

Из указанного постановления следует, что положения пунктов 1 - 4 данного нормативного правового акта распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 года.

Указанным постановлением определен круг лиц, имеющих право на единовременную выплату, условия и порядок её получения.

В соответствии с пунктом 2 этого Постановления, единовременные выплаты работникам предоставляются в случае их заболевания коронавирусной инфекцией, наступившего в период с 01.01.2022 по 30.04.2022, в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией.

При этом под непосредственным оказанием помощи пациенту, заболевшему коронавирусной инфекцией, понимается следующее: осуществление работником медицинского вмешательства или медицинской эвакуации в отношении пациента с подтвержденным на день такого вмешательства или эвакуации диагнозом коронавирусной инфекции; осуществление работником медицинского вмешательства или медицинской эвакуации в отношении пациента с подозрением на коронавирусную инфекцию, если в дальнейшем было установлено, что указанный пациент на день такого вмешательства или эвакуации болел коронавирусной инфекцией.

В силу пункта 4 Постановления, единовременные выплаты предоставляются однократно работникам, а также в равных долях членам семей умерших работников в случаях и размерах, установленных в пункте 3 настоящего постановления.

Единовременная выплата предоставляется однократно работникам, а также членам семей работников в случае заболевания работника коронавирусной инфекцией, причинившей вред здоровью работника в связи с развитием у него заболевания (синдрома) или осложнения, вызванного коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторным методом исследования (методом полимеразной цепной реакции), и повлекшего за собой временную нетрудоспособность, определенных в соответствии с приложением № 1 к постановлению (далее - заболевание), - работнику предоставляется единовременная выплата в размере 300 тыс. руб. (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 единовременная выплата предоставляется в случае, если обращение за ее назначением в соответствии с пунктом 5 приложения № 2 к постановлению последовало не позднее трех месяцев с даты окончания периода временной нетрудоспособности работника, вызванной заболеванием.

В силу пункта 5 Постановления для получения единовременной выплаты работник, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, подает в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или по месту пребывания заявление о предоставлении единовременной выплаты по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.

Пунктом 6 этого же Постановления определен перечень необходимых для получения единовременной выплаты документов, среди которого указаны:

- акт о признании (непризнании) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);

- сертификаты профилактических прививок от коронавирусной инфекции после прохождения первичной, повторной и последующих вакцинаций (в случае если работник (умерший работник) не относится к числу лиц, на которых не распространяется требование о прохождении вакцинации);

- справка лечащего врача о постоянном или временном (с указанием срока действия по соответствующему заболеванию или состоянию) медицинском отводе от прохождения вакцинации (далее - медицинский отвод), подтверждающая наличие у работника медицинского отвода, действовавшего в период с 01.09.2021 до даты начала заболевания коронавирусной инфекцией включительно, либо медицинского отвода, действовавшего со дня истечения 190 календарных дней после окончания периода временной нетрудоспособности, вызванного предыдущим заболеванием коронавирусной инфекцией, до даты начала нового заболевания коронавирусной инфекцией, либо выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (форма № 027/у), подтверждающая факт заболевания работника коронавирусной инфекцией, период временной нетрудоспособности в связи с которым окончился менее чем за 190 календарных дней до нового факта заболевания коронавирусной инфекцией (в случае если работник (умерший работник) относится к числу лиц, на которых не распространяется требование о прохождении вакцинации).

В соответствии с пунктами 8 - 9 постановления, решение о предоставлении единовременной выплаты или об отказе в ее предоставлении принимается администрацией района Санкт-Петербурга или Комитетом в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов к нему. Решение о предоставлении единовременной выплаты оформляется распоряжением исполнительного органа государственной власти с указанием размера единовременной выплаты (далее - распоряжение о предоставлении единовременной выплаты).

Решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты принимается в следующих случаях: представление заявителем неполных и(или) недостоверных документов; отсутствие у заявителя права на предоставление единовременной выплаты.

Решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты направляется заявителю с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Отсутствие у работника (умершего работника) регистрации по месту жительства и(или) по месту пребывания на территории Российской Федерации не является основанием для отказа в предоставлении единовременной выплаты.

Решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты рассматривается Комиссией по обжалованию решений об отказе в предоставлении единовременной выплаты (далее - Комиссия), созданной при Комитете.

Положение о Комиссии и порядок взаимодействия Комиссии с исполнительными органами государственной власти утверждаются Комитетом.

Кроме того, указанным Постановлением (Приложение № 3) утвержден Порядок признания пострадавшими в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), медицинских работников медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению или администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинских работников расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений (отделений), осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции или подозрением на коронавирусную инфекцию в стационарных условиях либо оказывающих первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению Санкт-Петербурга в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования, а также водителей автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт», прошедших вакцинацию против коронавирусной инфекции или имеющих противопоказания для прохождения вакцинации (далее Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка признание работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, осуществляется комиссией, создаваемой работодателем работника, которую возглавляет один из заместителей работодателя.

В силу пунктов 3 - 7 Порядка основанием для начала работы комиссии является поступление к работодателю выписки из медицинской карты работника по форме № 027/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Союза Советских Социалистических Республик от 04.10.1980 № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» (далее выписка из медицинской карты), подтверждающей факт развития у работника заболевания (синдрома) или осложнения, указанного в приложении № 1 к настоящему постановлению, вызванного коронавирусной инфекцией.

Выписка из медицинской карты представляется работодателю работником не позднее трех месяцев по окончании периода временной нетрудоспособности, вызванной заболеванием коронавирусной инфекцией. В случае смерти работника выписка из медицинской карты направляется медицинской организацией, осуществлявшей лечение работника, работодателю для рассмотрения на комиссии.

Одновременно с выпиской из медицинской карты работодателю работником представляется один из следующих документов: сертификат о вакцинации; справка лечащего врача, подтверждающая постоянный или временный (с указанием срока действия по соответствующему заболеванию или состоянию) медицинский отвод от вакцинации; выписка из медицинской карты о ранее перенесенном заболевании кронавирусной инфекцией, период временной нетрудоспособности в связи с которым окончился менее чем за 190 календарных дней до нового факта заболевания коронавирусной инфекцией.

Комиссия в срок не позднее трех рабочих дней после дня получения документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, осуществляет расследование случая заболевания работника коронавирусной инфекцией и развития у него заболевания (синдрома) или осложнения, указанного в приложении № 1 к настоящему постановлению (далее - расследование).

По результатам расследования комиссией в течение пяти рабочих дней составляется акт о признании (непризнании) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее Акт), по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Акт составляется в двух экземплярах, один экземпляр хранится у работодателя в течение пяти лет, второй экземпляр в течение двух рабочих дней выдается работнику (или членам семьи умершего работника).

В Рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (далее по тексту - ВОЗ) по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVlD-19) от 19 марта 2020 г. указано, что с января 2020 г. генеральный директор ВОЗ определил, что вспышка коронавирусной болезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение.

11.03.2020 г. распространение указанного вируса было признано ВОЗ пандемией, ВОЗ призвала страны к подготовке больниц, обеспечении защиты медицинских работников и к решению о необходимости принятия тех или иных мер социального дистанцирования (Coronavirus disease 2019 (COVID-19) Situation Report - 72.World Health 0rganization (01 апреля 2020 г.).

Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций «МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020 (ред. от 30.04.2020) коронавирусная инфекция COVID-19 (CoronaVirusDisease 2019, ВОЗ, 11.02.2020) - острое респираторное заболевание, вызванное новым коронавирусом (SARS-CoV-2), ассоциированное с повышенной смертностью среди лиц в возрасте старше 60-ти лет, а также лиц с сопутствующими патологическими состояниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания, хронические респираторные заболевания, диабет и рак.

COVID-19 может протекать как в бессимптомной и легкой клинических формах, так и в тяжелой клинической форме с развитием внебольничной пневмонии, респираторного дистресс-синдрома и дыхательной недостаточности, в первую очередь среди групп риска.

COVID-19 вызывается коронавирусом SARS-CoV2 (коронавирус острого тяжелого строго респираторного синдрома 2), открытым в январе 2020 года и получившим свое официальное название 11.02.2020 по решению Международного комитета по таксономии вирусов (ICTV).

Коронавирусы (Coronaviridae) - это большое семейство РНК содержащих вирусов, способных инфицировать человека и некоторых животных, разделяются на три рода: Alphacoronavirus, Betacoronavirus и Gammacoronavirus.

У людей коронавирусы могут вызывать целый ряд заболеваний - от легких форм острой респираторной инфекции до тяжелого острого респираторного синдрома (SARS (2002 год), MERS (2012 год). В настоящее время известно о циркуляции среди населения четырех коронавирусов (HCoV-229E, -OC43, -NL63 и HKU1), которые круглогодично присутствуют в структуре острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) (доля от 4% до 20%), и, как правило, вызывают поражение верхних дыхательных путей легкой и средней тяжести.

Как малоизученный, вирус SARS-CoV-2 в соответствии с действующим санитарным законодательством Российской Федерации предварительно отнесен ко II группе патогенности. В настоящее время доказана передача вируса SARS-CoV-2 от человека к человеку, преимущественно воздушно-капельным и контактным путями при близком общении инфицированного с окружающими. Возможный природный резервуар вируса не определен. По имеющимся данным, вирус может находится на различных предметах от нескольких часов до нескольких суток. Чувствителен к дезинфицирующим средствам в обычных концентрациях.

В абзаце 9 пункта 2.1 Методических рекомендаций «МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020 (ред. от 30.04.2020), установлено, что инкубационный период COVID-19 составляет от 2 до 14 дней, наиболее часто - 5 - 7 дней.

В силу пункта 3.6 этих же Методических рекомендаций подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов с использованием диагностических препаратов тест-системам, зарегистрированных в установленном порядке.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Сенина О.Ф. работает врачом-хирургом хирургического отделения клинического госпиталя в ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области» с 02.10.2012 года по настоящее время (л.д. 16).

При исполнении своих непосредственных обязанностей по должности врача-хирурга, участвуя 26.11.2020 года в операции и послеоперационном обходе 26.11.2020 года и 27.11.2020 года контактировала с пациентом Медведевым Д.В., находившемся на стационарном лечении в хирургическом отделении клинического госпиталя МСЧ в период с 26.11.2020 года по 30.11.2020 года и инфицированным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), эпид. № 522998 от 30.11.2020 года ПЦР «положительный» от 27.11.2020 года заболела новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Согласно проведенным лабораторным исследованиям, у Сениной О.Ф. диагностировано заболевание COVID-19 и заболевание или осложнение U07.l; J12.8, период перенесенного заболевания составил 15 дней (с 02.12.2020 года по 16.12.2020 года).

Факт случая заражения COVID-19 и заболевание или осложнение U07.l; J12.8 у Сениной О.Ф. подтвержден документально.

17.02.2021 года комиссия ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области», при участии представителя ФСС консультанта отдела страхования профессиональных рисков ГУ Санкт-Петербургского регионального фонда социального страхования Российской Федерации Куренковой Д.А., в ходе расследования случаев заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой инфекцией (COVID-19), включенных в Перечень, утвержденный Правительством РФ и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, в отношении Сениной О.Ф. подтвердили случай её заражения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и заболевания или осложнения U07.l; J12.8 Сениной О.Ф., врача-хирурга хирургического отделения клинического госпиталя МСЧ, установив данный случай заражения, как подпадающий под действие п. п. «б» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2020 года № 313 (л.д. 123-124).

Комиссией, созданной ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» на основании приказа от 29.12.2021 года, был составлен Акт от 30.12.2021г., которым признали Сенину О.Ф., врача-хирурга хирургического отделения клинического госпиталя МСЧ, пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (л.д. 12-15, 32-35).

Указанный Акт истцом был получен на руки 24.02.2022 года.

28.02.2022 года истец обратился в А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в соответствии с постановлением № 116, в котором указал на возникновение заболевания в 2020 году и приложил копии необходимых для получения выплаты документов (л.д. 30-31).

Решением А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга от 05.03.2022 года № 2254 в удовлетворении требований заявления было отказано на том основании, что назначение единовременной выплаты работникам государственных медицинских организаций пострадавшим в 2020 году Порядком, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2022 года № 116, не предусмотрено, в связи с чем оснований для выплаты не имеется (л.д. 11, 29).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для восстановления Сениной О.Ф. пропущенного срока по уважительной причине, указав, что положения Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2020 № 221 (ред. от 18.06.2020) «Об установлении единовременных выплат работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников», Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2020 № 247 (ред. от 23.10.2020) «О Порядке и условиях предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт», пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников», Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2020 № 247 (ред. от 23.10.2020), Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 № 84 (ред. от 05.08.2021) «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2021 году», Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2022 № 116 устанавливают условия реализации права на получение единовременной выплаты, однако непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного заявителями срока обращения за единовременной выплатой, носящей характер социальной, также как и не содержат каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, формальное истечение которых не отменяет его право на восстановление срока в судебном порядке и получение указанной выплаты при наличии к тому достаточных основании; отсутствие в указанных постановлениях положений, прямо регулирующих вопросы восстановления утраченного права на обращение с заявлением о предоставлении единовременной выплаты либо указание на погашение прав заявителей в случае несвоевременного их обращения, не может свидетельствовать о безусловном основании для отказа в удовлетворении требования заявителя без выяснения конкретных причин, в силу которых он своевременно не реализовал право на получение данной меры социальной поддержки, в связи с чем пришёл к выводу о том, что указанный срок не является по своей правовой природе сроком исковой давности и не носит пресекательный характер, который влечет за собой погашение материального права лица, имеющего право требовать соответствующего единовременной выплаты от органа местного самоуправления.

Оценивая причину пропуска истцом срока для обращения к ответчику с соответствующим заявлением, суд пришёл к выводу о том, что данный срок пропущён истцом по уважительной причине, объективно существовавшей вне зависимости от воли истца, а от его работодателя, в полномочиях которого, было своевременно оформить и выдать истцу на руки указанный акт, чего сделано не было и признано в отзыве на исковое заявление.

Суд также отметил, что в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в выплате истцу единовременной выплаты, как пропуск срока для подачи обращения в уполномоченный орган, не указано.

По существу заявленных требований суд указал, что поскольку подтверждается установленный истцу диагноз, подтвержденный медицинским учреждением, наличие у неё заболевания коронавирусной инфекцией, полученного в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), что подтверждено комиссией при участии представителя ФСС консультанта отдела страхования профессиональных рисков ГУ Санкт-Петербургского регионального фонда социального страхования Российской Федерации Куренковой Д.А., у истца имеется право на получение требуемой единовременной социальной выплаты.

Учитывая, что установленные постановлениями № 221, 247, 84 единовременные выплаты медицинским работникам, заболевшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей в 2020 году, но не получивших единовременной выплаты до 01.01.2021 года, сохраняли право на получение единовременной выплаты в 2021 году, а заболевшие в 2021 году и не получившие выплату до 01.01.2022 года такое право также сохраняли в 2022 году, с учетом уважительности причины пропуска истцом срока для обращения к ответчику с заявлением и необходимым пакетом документов, суд пришёл к выводу о незаконности оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворил иск в части требований о признании незаконным решения А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга № 2254 от 05.03.2022 года об отказе в предоставлении Сениной О.Ф. единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19), восстановлении срока на обращение за единовременной выплатой и признания за истцом права на указанную единовременную выплату.

Требование истца об обязании А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга направить личное дело истца в Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» для обеспечения перечисления единовременной выплаты, в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, суд признал не подлежащим удовлетворению как излишне заявленным. Судебная коллегия отмечает, что отказ в удовлетворении требований иска об обязании А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга направить личное дело истца в Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» для обеспечения перечисления единовременной выплаты, является правильным и обоснованным. В данной части решение суда не обжалуется, в связи чем на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ объектом апелляционной проверки не является.

Между тем, в части признания оспариваемого решения незаконным решение суда подлежит изменению в связи со следующим.

Как отмечено, суд первой инстанции, признавая незаконным решение А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга №2254 от 05.03.2022 года об отказе в предоставлении единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19), также восстановил Сениной О.Ф. пропущенный процессуальный срок и признал за ней право на получение единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19); в удовлетворении остальной части иска отказано.

Между тем, судебная коллегия полагает, что указание в резолютивной части на восстановление срока не является достаточным для восстановления нарушенных прав истца притом, что оспариваемым решением от 05.03.2022 отказано в предоставлении медицинскому работнику, пострадавшему в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19), в связи с чем для целей исключения правовой неопределённости (и в качестве способа восстановления нарушенного права) требуется указание в резолютивной части судебного акта, которым разрешается социальный спор по существу, на признание за медицинским работником, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19), права на получение единовременной выплаты.

Таким образом, обжалуемое судебное решение подлежит изменению с изложением резолютивной части решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга в следующей редакции:

«Признать незаконным решением А. Ф. района Санкт-Петербурга № 225 от 05.03.2022 об отказе в предоставлении единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19).

Признать за Сениной О. Ф. право на получение единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19).

В удовлетворении остальной части иска отказать».

Судебная коллегия учитывает следующее.

В силу статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

На основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

В соответствии со статьёй 219 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Доводы апелляционной жалобы А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга о том, что истец не была лишена возможности обратиться с заявлением о предоставлении единовременной выплаты до конца 2021 года, заболевание у Сениной О.Ф. диагностировано в 2020 году, срок на обращение с данным заявлением истцом пропущен и восстановлению не подлежал, основанием для отмены решения суда не являются.

Как отмечено ранее, 02.12.2020 у Сениной О.Ф. диагностировано заболевание (новая коронавирусная инфекция (COVID-19).

Комиссией, созданной ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» на основании приказа от 29.12.2021 года, был составлен Акт от 30.12.2021г., которым признали Сенину О.Ф., врача-хирурга хирургического отделения клинического госпиталя МСЧ, пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (л.д. 12-15, 32-35).

Указанный Акт истцом был получен на руки 24.02.2022 года.

Обращение истца с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга последовало 28.02.2022, т.е. спустя 4 календарных дня с момента получения нарочно акта о признании работника пострадавши в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В силу п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2020 № 221 (ред. от 18.06.2020) «Об установлении единовременных выплат работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников», установлено, что работники, пострадавшие в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, а также члены семей указанных работников имеют право на получение в 2020 году дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат (далее единовременная выплата) в следующих случаях и размерах: в случае заражения работника коронавирусной инфекцией - работнику предоставляется единовременная выплата в размере 300 тыс. руб.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2020 № 247 (ред. от 23.10.2020) «О Порядке и условиях предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт», пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников», для получения единовременной выплаты работник, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, подает в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или по месту пребывания (далее - администрация района) заявление о предоставлении единовременной выплаты по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - заявление).

В соответствии с абз.7 п. 4.1. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2020 № 247 (ред. от 23.10.2020), для получения единовременной выплаты одновременно с заявлением представляется, в том числе, документ о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, определенный в соответствии с порядком признания работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, утвержденным Комитетом по здравоохранению.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 № 84 (ред. от 05.08.2021) «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2021 году», установить, что за лицами, указанными в пункте 1 постановления № 221, заболевшими коронавирусной инфекцией в 2020 году (дата начала заболевания до 01.01.2021), и членами семьи таких лиц, которые не получили до 01.01.2021 единовременные выплаты, установленные постановлением № 221, в 2021 году сохраняется право на обращение за получением указанных выплат по основаниям и в порядке, которые предусмотрены постановлением № 221 и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2020 № 247.

Тождественная норма содержится в п. 7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2022 № 116.

Таким образом, учитывая, что работодателем ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» несвоевременно вынесен акт о признании истца пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19, а именно: только 30.12.2021, тогда как заболевание истца диагностировано 02.12.2020; данный акт истцом был получен нарочно 24.02.2022 года, с заявлением о предоставлении единовременной помощи истец обратилась 28.02.2022; суд первой инстанции верно указал на наличие оснований для восстановления истцу пропущенного срока.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, вышеизложенное нормативное правовое регулирование на региональном уровне устанавливает условия реализации права на получение единовременной выплаты, между тем, не регулируют правоотношения, связанные с восстановлением пропущенного срока обращения за единовременной выплатой социального характера. Более того, изложенное выше нормативное регулирование не содержит положений о том, что истечение срока на обращение с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты отменяет материальное право медицинского работника на восстановление такого срока в судебном порядке и получение указанной выплаты при наличии к тому достаточных оснований. Основания для восстановления пропущенного срока на обращение с заявлением о предоставлении единовременной выплаты подлежит исследованию в каждом конкретном случае применительно к установленным обстоятельствам спора. Судом первой инстанции верно указано на то, что данный срок не является по своей правовой природе сроком исковой давности и не носит пресекательный характер, который влечет за собой погашение материального права лица, имеющего право требовать соответствующего единовременной выплаты от органа местного самоуправления.

Как отмечено, в указанных выше постановлениях вопрос о возможности пропущенного срока на обращение за назначением дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты не урегулирован.

Согласно пункту 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 данного кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2007 года № 74 утвержден перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, в котором согласно пункту 6 уважительной причиной пропуска срока могут быть признаны иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд, истец указала, что только 24.02.2022 ей получены все необходимые документы для обращения в А. Ф. <адрес> Санкт-Петербурга (акт от работодателя от 30.12.2021) по вопросу оформления единовременной выплаты, смогла предъявить все документы 28.02.2022. Принимая во внимание характер спора, связанного с защитой социальных прав, а также то, что срок на вышеуказанное обращение истцом пропущен незначительно с момента поручения акта от работодателя, судебная коллегия вновь признаёт обоснованность вывода суда о наличии оснований для восстановления пропущенного срока.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 14.05.2013 № 9-П, по своей правовой природе мера социальной защиты представляет собой социальную льготу, право на которую непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, а потому как само ее введение, так и определение оснований предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также их изменение является дискрецией законодателя и в силу статей 72 (пункт «ж» части 1) и 76 Конституции Российской Федерации входит в компетенцию органов законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, осуществляя правовое регулирование в этой сфере, законодатель, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должен соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).

По существу доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, повторяют позиции ответчика и третьего лица соответственно, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судебной коллегией не установлено.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 января 2023 года изменить, изложить в следующей редакции:

«Признать незаконным решением Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга № 225 от 05.03.2022 об отказе в предоставлении единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19).

Признать за Сениной О. Ф. право на получение единовременной выплаты медицинским работникам, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой короновирусной инфекцией (COVID-19).

В удовлетворении остальной части иска отказать».

Апелляционные жалобы Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-16393/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Сенина Ольга Федоровна
Ответчики
Администрация Фрунзенского района
Другие
Медико-санитарная часть МВД РФ по СПб и ЛО
Городской информационно-расчетный центр
Комитет по социальной политике
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Аносова Екатерина Александровна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
31.05.2023Передача дела судье
01.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2023Передано в экспедицию
01.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее