Решение по делу № 33-4353/2020 от 12.03.2020

Судья Савокина О.С. дело 33-4353/2020

дело № 2-2780/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«28»мая 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Марчукова А.В.,

судей: Грымзиной Е.В., Шеховцовой Ю.В.,

при секретаре: Буйлушкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в интересах Громыко Петра Дмитриевича к ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда, ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение», комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выделению денежных средств, по обеспечению закупки технических средств реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционным жалобам ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда и комитета социальной защиты населения Волгоградской области

на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 17 декабря 2019 года, которым:

вышеуказанные исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда были удовлетворены частично;

признано незаконным бездействие ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда, ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение», комитета социальной защиты населения Волгоградской области по не обеспечению Громыко Петра Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения техническим средством реабилитации в виде тест-полосок для глюкометра с речевым выходом в количестве 350 штук в год;

на комитет социальной защиты населения Волгоградской области возложена обязанность по выделению ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение» денежных средств для осуществления закупки тест-полосок для глюкометра с речевым выходом в количестве 350 штук в год для Громыко Петра Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с действующим законодательством;

на ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение» возложена обязанность по проведению закупки тест-полосок для глюкометра с речевым выходом в количестве 350 штук в год в соответствии с действующим законодательством, а также по выдаче Громыко Петру Дмитриевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, тест-полосок для глюкометра с речевым выходом в количестве 350 штук в год в течение 15 дней с момента их получения;

в удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в интересах Громыко Петра Дмитриевича к комитету социальной защиты населения Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда в размере <.......>, было отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., представителя ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда по доверенности Гужва Б.А., представителя комитета социальной защиты населения Волгоградской области по доверенности Белоусову Т.Ю., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Камневу Д.А., полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия

установила:

прокурор Красноармейского района г. Волгограда, действующий в интересах Громыко П.Д. обратился с иском к ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда, ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение», комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выделению денежных средств, по обеспечению закупки технических средств реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, Громыко П.Д. на постоянной основе имеет право на получение тест-полосок к глюкометру с речевым выходом. Однако, с момента включения в соответствующий реестр и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, техническими средствами реабилитации не обеспечен.

В результате бездействия ответчиков нарушены права истца в области социального обеспечения.

На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействия ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда, ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение», комитета социальной защиты населения Волгоградской области по не обеспечению Громыко П.Д. техническим средством реабилитации в виде тест-полосок для глюкометра с речевым выходом в количестве 350 штук в год, возложить обязанность на комитет социальной защиты населения Волгоградской области по выделению ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение» денежных средства для осуществления закупки тест-полосок для глюкометра с речевым выходом в количестве 350 штук в год для истца в соответствии с действующим законодательством, на ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение» по проведению закупки тест-полосок, по выдаче их Громыко П.Д. в течение 15 дней с момента получения, а также взыскать с комитета социальной защиты населения Волгоградской области в пользу Громыко П.Д. компенсацию морального вреда в размере <.......> рублей.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционных жалобах ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда и комитет социальной защиты населения Волгоградской области оспаривают законность и обоснованность решения суда и просят его изменить, приняв по делу новое решение об отказе в иске. Полагают, что при разрешении возникшего спора судом неверно истолкованы нормы материального права и фактические обстоятельства дела. Полагают недоказанным наличие с их стороны бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г., одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г., государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Во исполнение вышеприведенных законоположений, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Как следует из материалов дела, Громыко П.Д. является инвалидом <.......> группы <.......>, что подтверждается справкой бюро МСЭ № <...> ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ серия № <...> № <...>, истцу выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в соответствии с которой, ему на бессрочной основе положена выдача тест-полосок к глюкометру с речевым выходом.

ДД.ММ.ГГГГ Громыко П.Д. подал заявление в ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда о постановке в реестр по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Решением ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...> Громыко П.Д. был включен в реестр очередности на техническое средство реабилитации – тест-полоски для глюкометра (350 штук в год).

Постановлением Правительства Волгоградской области от 12 августа 2013 г. № 389-п утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств областного бюджета, согласно п. 3.7 которого, центр социальной защиты населения ежемесячно до 1-го числа месяца, следующего за отчетным, по форме, утвержденной комитетом, формирует реестр в порядке очередности поступления документов, указанных в п. 3.3 настоящего Порядка и направляет его в определенное приказом комитета подведомственное комитету государственное учреждение.

Однако, с момента включения в соответствующий реестр и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Громыко П.Д. техническими средствами реабилитации не был обеспечен.

Согласно информационному письму комитета социальной защиты населения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, порядковый номер Громыко П.Д. в реестре № <...>, вопрос обеспечения истца техническими средствами реабилитации будет рассмотрен в порядке существующей очередности и только после проведения конкурсных процедур в 2020 г.

Согласно п. 7 Перечня категорий инвалидов и технических средств реабилитации, предоставляемых за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 12 августа 2013 г. № 389-п, инвалиды 1 группы, дети-инвалиды при наличии заболеваний, последствий травм органа зрения, приведших к слепоте, страдающие сахарным диабетом, обеспечиваются Глюкометром с речевым выходом и тест-полоски к ним (350 тест-полосок в год).

Пунктом 3.9 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что для обеспечения включенных в сводный реестр инвалидов техническими средствами реабилитации подведомственное комитету государственное учреждение в течение 90 дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств обеспечивает заключение государственного контракта в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу с п. 2.1 Положения, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 33, комитет социальной защиты населения Волгоградской области обеспечивает реализацию нормативных правовых актов РФ и Волгоградской области в части предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также оказания различных видов помощи отдельным категориям граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке или помощи, вносит предложения по совершенствованию федерального и областного законодательства в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, семейной политики.

В соответствии с п. 2.49 указанного Положения, комитет социальной защиты населения Волгоградской области осуществляет полномочия главного администратора, распорядителя и получателя средств областного бюджета, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.

Согласно п. 2.55 Положения, комитет социальной защиты населения Волгоградской области осуществляет ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых подведомственными государственными учреждениями.

Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства или изделия (п. п. 2, 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим п. 7 в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в п. 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Таким образом, с 9 февраля 2018 г. (вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Однако, как установлено судом, на момент обращения прокурора Красноармейского района г. Волгограда с иском в суд, Громыко П.Д. не был обеспечен необходимыми средствами реабилитации свыше 1 года, что превышает предельный срок, установленный законом.

Уведомление о невозможности предоставить инвалиду необходимое техническое средство реабилитации ответчиком истцу не направлялось.

В этой связи, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о признании незаконным бездействия ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда, ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение», комитета социальной защиты населения Волгоградской области по не обеспечению Громыко П.Д., техническим средством реабилитации в виде тест-полосок для глюкометра с речевым выходом в количестве 350 штук в год, возложив на комитет социальной защиты населения Волгоградской области обязанность по выделению ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение» денежных средств для осуществления закупки тест-полосок для глюкометра с речевым выходом, а на ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение» обязанность по проведению закупки и выдаче тест-полосок для глюкометра с речевым выходом в количестве 350 штук в год в соответствии с действующим законодательством, в течение 15 дней с момента их получения.

Вывод суда об отказе в иске о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда за нарушение требований вышеуказанных нормативно – правовых актов в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации со ссылкой на п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», является правильным.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционных жалоб ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда и комитета социальной защиты населения Волгоградской области о неверном толковании судом норм материального права и фактических обстоятельств дела, являются несостоятельными по ранее изложенным основаниям.

Поскольку в установленный законом срок истец не обеспечен техническим средствами реабилитации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия ответчиков, возложив обязанность на комитет социальной защиты населения Волгоградской области по выделению реабилитационному центру денежных средств для осуществления закупок, а на реабилитационный центр по проведению закупок и выдаче истцу тест-полосок.

Иные доводы апелляционных жалоб также являются несостоятельными, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения и по сути дублируют позицию ответчиков в суде первой инстанции, в связи с чем, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного решения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 17 декабря 2019 года по гражданскому делу по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в интересах Громыко Петра Дмитриевича к ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда, ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение», комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выделению денежных средств, по обеспечению закупки технических средств реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, оставить без изменения, апелляционные жалобы ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г. Волгограда и комитета социальной защиты населения Волгоградской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4353/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Камнева Дарья Александровна
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда
Громыко Петр Дмитриевич
Ответчики
Комитет социальной защиты населения Волгоградской области
ГБУ СО Волгоградский областной реабилитационный центр Вдохновение
ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району г.Волгограда
Другие
Гужва Богдан Александрович
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Марчуков Алексей Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
13.03.2020Передача дела судье
09.04.2020Судебное заседание
28.05.2020Производство по делу возобновлено
28.05.2020Судебное заседание
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2020Передано в экспедицию
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее