Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 06 июля 2017 года
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО5,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, действующей в интересах ФИО4 к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения и.о. главы администрации <адрес> муниципального района <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат» в части ФИО4, восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате подачи заявления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском в интересах ФИО4 к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения и.о. главы администрации <адрес> муниципального района <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат» в части ФИО4, восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате подачи заявления.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> муниципального района <адрес> с заявлением о постановке ее сына ФИО4, инвалида 1 группы, недееспособного для получения социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно письму администрации <адрес> муниципального района, ФИО4 был зарегистрирован в журнале регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Се6вера и приравненных к ним местностей от ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело №.
На основании распоряжения главы администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ФИО4 снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с тем, что в соответствии с законодательством РФ, гражданин, прибывший на территорию Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после ДД.ММ.ГГГГ, в том числе рожденный после указанной даты не имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Так, как ее сын ФИО4 родился в р.<адрес>, а район отнесен к приравненным районам Крайнего Севера, то согласно статьи № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ» О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или за пределами указанных районов и местностей( в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет имеют право состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Считает распоряжение главы администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р « О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат» незаконным и подлежащим отмене.
Просит признать распоряжения главы администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р « О снятии с учета граждан, имеющих право для получения социальных выплат» в части ФИО4 незаконным, восстановить в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате подачи заявления.
Определением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации(Минстрой России), Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и Министерство строительства <адрес>.
Истец ФИО3, действующая в интересах ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просит суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального района <адрес> ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Из письменных возражений представителя ответчика ФИО7 следует, что с иском не согласны, поскольку требования истца основаны на неправильном применении норм материального права, являются незаконными и необоснованными в силу следующего.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных условий имеют: инвалиды 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей( в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и проживавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.10.2002г № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» документом, подтверждающим право на получение жилищной субсидии, является государственный жилищный сертификат, выдаваемый в порядке, установленном Правительством РФ, а именно в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы» Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище на 2011-2015 годы»( вместе с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
В соответствии с разделом 2 указанного Постановления для формирования списков граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 25.102002 № 125-ФЗ « О л жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» необходимо представить определенный пакет документов.
Одним из документов, необходимых к представлению, является документ, подтверждающий факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до ДД.ММ.ГГГГ.
Толкование части 1 статьи 1 Федерального закона « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от ДД.ММ.ГГГГг. № 125-ФЗ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до ДД.ММ.ГГГГ для приобретения права на получение жилищных субсидий установлено для всех категорий граждан, в том числе и для детей-инвалидов.
Таким образом, на основании изложенного, в связи с тем., что требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», распространяется только на правоотношения, возникшие не позднее ДД.ММ.ГГГГ, администрация Солнечного муниципального района <адрес> просит в удовлетворении требований ФИО3 отказать в полном объеме.
Третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Министерства строительства <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ( Минстрой России) в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания были надлежащим образом уведомлены, просили дело рассмотреть в их отсутствие, с иском не согласны, о чем в деле имеются заявления и письменные отзывы на иск.
В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства строительства <адрес> и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации( Минстрой России)., Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Согласно письменному отзыву представителя министерства ЖКХ <адрес> ФИО8 следует, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Фз» о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей»! установлено право граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета при выезде из указанных районов, реализуемой через жилищный сертификат.
В соответствии со ст.1 вышеуказанного Федерального закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды 1 и 2 группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей( в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной статьей 2 ФЗ категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями( при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).Граждане, указанные в части первой статьи 2 и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу ФЗ, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
С ДД.ММ.ГГГГ из очереди на получение жилищных субсидий в соответствии с ФЗ исключаются граждане, которые выезжают из населенных пунктов( в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субьектов РФ по согласованию с Правительством Российской Федерации, и которым предоставление жилищных субсидий осуществляется на основании ФЗ) от ДД.ММ.ГГГГ № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с сохранением имеющейся очередности.
Согласно ст.3 ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным ФЗ, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся намеленных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в части: постановки на учет граждан Российской Федерации, выезжающих из населенных пунктов( в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Фе6дерации, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий ( единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений( далее-жилищные субсидии); определения размера жилищных субсидий; оформления государственных жилищных сертификатов и их передачи органам местного самоуправления для вручения указанным гражданам, в соответствии с п.1 Положения о министерстве строительства <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр является <адрес>.
Таким образом, рассматриваемый спор затрагивает интересы <адрес> и министерство ЖКХ края определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ошибочно привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика., в связи с чем просит исключить министерство ЖКХ <адрес> из числа лиц. Участвующих в деле, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика- Министерство строительства <адрес>.
Из письменных возражений представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ( Минстрой России) ФИО9 следует, что ФИО3 является законным представителем своего недееспособного сына ФИО4, признанного инвалидом с детства, родившегося в 1996 году в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг №-р « О снятии с учета граждан, имеющих право для получения социальных выплат» ФИО4 снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как гражданин прибывший на территорию районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после ДД.ММ.ГГГГ.
Истец полагает отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р неправомерным.
Являясь в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной жилищной политики, Минстрой России не согласен с заявленными требованиями и полагает необходимым разъяснить следующее.
Вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих( выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст.10 Федерального закона № 125-ФЗ порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2015-2020 годы.
Согласно статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, и определение размера жилищных субсидий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Проверка документов граждан, претендующих на получение социальных выплат(жилищных субсидий) для приобретения жилья в рамках Подпрограммы, принятие решений о признании граждан участниками подпрограммы, формирование списков граждан-участников Подпрограммы и списков граждан-получателей сертификатов, расчет размера социальных выплат, а также оформление сертификатов на имя граждан-участников Подпрограммы( выдача сертификатов) осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых граждане состоят на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ ( пункт 12, подпункт»в» пункта 18, разделы 11 и 111 Правил).
Министерство строительства <адрес>, согласно пункта 2 статьи 1 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр «Об утверждении положения о Министерстве строительства <адрес>» является органом исполнительной власти <адрес> и осуществляет функцию постановки на учет граждан Российской Федерации, выезжающих из населенных пунктов( в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий(единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений, оформляет государственные жилищные сертификаты и передает органам местного самоуправления для вручения указанным гражданам.
<адрес> от 26ДД.ММ.ГГГГг. № «О наделении органов местного самоуправления <адрес> государственными полномочиями <адрес> по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей органы местного самоуправления <адрес> наделяются государственными полномочиями края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Подпунктом 8 пункта 3 статьи 4 Закона № органы местного самоуправления ежегодно формируют, утверждают и направляет в <адрес> списки граждан( по категориям, предусмотренным федеральными нормативными правовыми актами), имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в сроки, установленные <адрес>.
Тем самым, органам местного самоуправления переданы функции по регистрации и учету граждан. Утверждает сводный список граждан, а также оформляет государственные жилищные сертификаты <адрес>.
Минстрой России реализует свои полномочия в соответствии со сводным списком, поступившим из органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также в пределах лимитов бюджетных средств, выделенных на реализацию указанных полномочий для субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 35,40 и 57 Правил Федеральное казенное учреждение» Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет выпуск бланков сертификатов, направляет их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выписок из реестров, осуществляет учет выданных сертификатов, формирует и ведет единый реестр выданных сертификатов, а также производит перечисление средств федерального бюджета на оплату сертификатов, выданных гражданам.
После соблюдения вышеуказанной процедуры и с момента поступления в бюджет <адрес> средств федерального бюджета <адрес> в пределах выделенных бюджетных ассигнований производит оформление и выдачу сертификата.
Законодатель определяет основания, совокупность которых предоставляет гражданину право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета. Данный перечень оснований является исчерпывающим и иному толкованию не подлежит. Исходя из нормы статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ к совокупности таких оснований относится следующее: прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ; продолжительность стажа работы не менее пятнадцати календарных лет; отсутствие других жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий; не получение субсидии на указанные цели;
При несоблюдении требований ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ гражданин на соответствующий учет поставлен быть не может.
Согласно подпункту 1 пункта 12 (1) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья является несоответствие гражданина требованиям Федерального закона № 125-ФЗ.
Таким образом, правом на получение жилищной субсидии в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ инвалиды детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после ДД.ММ.ГГГГ не обладают.
Поскольку ФИО4 рожден в ДД.ММ.ГГГГ году, предусмотренные Федеральным законом № 125-ФЗ основания для включения его в состав лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, отсутствуют.
Следует отметить, что расширение круга лиц, имеющих право на жилищные субсидии, изменение условий по участию в государственных программах требует внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, что отнесено к компетенции федерального законодателя и не входит в полномочия суда.
Следует учесть, что ФИО4 является инвалидом с детства, в связи с чем он вправе претендовать на жилое помещение в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по обеспечению жильем инвалидов.
На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Из письменного отзыва представителя Министерства строительства <адрес> ФИО10 следует, что в силу п.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « О наделении органов местного самоуправления <адрес> государственными полномочиями <адрес> по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», осуществление государственных полномочий по принятию решений о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке их на учет, возложено на органы местного самоуправления.
В силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право получения жилищных субсидий имеют. В том числе: инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей( в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности)и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Согласно п.3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» контроль за применением Положения возложен на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации( ранее Министерство регионального развития Российской Федерации).
Считает необходимым привлечь к участию в деле министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в связи с тем, что предоставление социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является государственным полномочием и регулируется нормами федерального законодательства и осуществляется исключительно за счет федерального бюджета.
В определении Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №-) изложена правовая позиция, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
Ввиду отсутствия соответствующих полномочий по постановке на учет граждан у министерства, учитывая, что заявитель не оспаривает действия и акты министерства, а также в соответствии с нормами Закона № 125-ФЗ, <адрес> №, Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные отзывы третьих лиц, материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Оказание государством помощи гражданам посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих( выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст.10 Федерального закона № 125-ФЗ порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2015-2020 годы.
В соответствии со ст.3 вышеуказанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ и п. 1, п. 2, п.3 Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Контроль за применением указанного Положения возложен на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления <адрес> государственными полномочиями <адрес> по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органам местного самоуправления переданы полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Судом установлено, что ФИО2 и ФИО3 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака 1-ДВ №. Имеют совместного ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака 1-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ родился в <адрес>, что подтверждается паспортом серии № выданном ОУФМС России по <адрес> и ЕАО в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о рождении 1-ДВ № выданном ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС администрации <адрес> муниципального района <адрес>.
С момента рождения и до настоящего времени ФИО4постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно справки паспортиста <адрес> « от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире по <адрес> зарегистрированы ФИО3, муж ФИО2, сын ФИО4.
Судом установлено, что ФИО3, ФИО2, ФИО4 жилых помещений на территории Российской Федерации в собственности не имеют.
Распоряжением министра социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р установлена опека над недееспособным ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, назначив опекуна ФИО3.
Согласно удостоверению № ФИО3 является опекуном инвалида детства ФИО4, ему назначена пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.
В соответствии со ст.29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.
В силу ст.31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
Следовательно, ФИО3 обратилась в суд в защиту интересов недееспособного сына ФИО4 на законных основаниях.
Постановлением Совета министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных в районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №» <адрес> отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
ФИО4 является инвали<адрес> группы с детства бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, действуя в интересах недееспособного сына ФИО4 обратилась в администрацию <адрес> муниципального района <адрес> с заявлением о включении ее сына ФИО4 список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предоставив необходимый пакет документов.
Распоряжением и.о. главы администрации Солнечного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО4 снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с прибытием на территорию Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после ДД.ММ.ГГГГ.( пункт 1.1).
Таким образом, основанием для снятия ФИО4 с учета граждан, имеющих право на получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей послужило то обстоятельство, что он родился в местности, приравненной к району Крайнего Севера, после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для данной категории лиц, претендующих на получение жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.
К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах.
Содержание части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при ее буквальном толковании и правоприменении позволяет сделать вывод о том, что требования о необходимости прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до ДД.ММ.ГГГГ для приобретения права на получение жилищных субсидий не распространяется на инвалидов с детства.
То есть в отличие от иных граждан, указанных в первом предложении приведенной нормы, право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения (до ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, термины «прибытие» и «рождение» не являются равнозначными понятиями, так как в контексте приведенной нормы закона имеют разную смысловую нагрузку.
Инвалиды с детства являются отдельной категорией граждан, которым меры социальной поддержки, в том числе единовременная социальная выплата на приобретение жилья, предоставляются с учетом их особого правового статуса и социальной незащищенности.
Таким образом, законодатель не ставит в зависимость от даты рождения право инвалидов с детства на получение жилищной субсидии.
Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
Учитывая, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента рождения и по настоящее время непрерывно проживает в <адрес>, т.е. более 15 лет, является инвалидом с детства, жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не имеет, следовательно, он имеет право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, которое ясно и однозначно сформулировано в указанном законе и исключает его иное толкование.
Пункт 1.1. распоряжения и.о. главы администрации Солнечного муниципального района <адрес> в « О снятии ФИО4 с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, основан на неверном применении закона.
При установленных фактических и правовых обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск ФИО3, действующей в интересах ФИО4 к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании распоряжения и.о. главы администрации Солнечного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О снятии с учета граждан, имеющих право для получения социальных выплат» в части ФИО4 незаконным, восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ФИО4 по первоначальной дате подачи заявления, подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> №-░ ░░ ░░.░░.░░░░ « ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░4 ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░12
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░