Судья Юкина Е.В. |
Дело № 33а-14965/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2019 года |
г. Екатеринбург |
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Гылкэ Д.И., |
судей |
Захаровой О.А., |
Кориновской О.Л., |
при секретаре судебного заседания Кириллове Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-473/2019 по административному исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Нижняя Салда о признании незаконным бездействия по осуществлению полномочий в сфере лесопользования, возложении обязанности принять нормативные правовые акты
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации городского округа Нижняя Салда
на решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 11 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителя административного ответчика администрации городского округа Нижняя Салда Колесникова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
административный истец Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Нижняя Салда, в котором просил признать незаконным бездействие по осуществлению полномочий в сфере лесных отношений, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядок заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка, и возложить обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную решения суда принять соответствующие нормативные правовые акты.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе мониторинга актов прокурорского реагирования и ответов на них установлено, что 30 января 2018 года главе городского округа Нижняя Салда внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, требования которого до настоящего времени не исполнены. По данному факту прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории городского округа Нижняя Салда располагаются лесные участки общей площадью 786 га, находящиеся в муниципальной собственности: земельный участок с кадастровым номером № площадью 50095 кв. м; земельный участок с кадастровым номером № площадью 3871989 кв. м; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1328676 кв. м; земельный участок с кадастровым номером № площадью 2611457 кв. м. В нарушение положений статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации административным ответчиком не в полной мере выполняются обязанности в области лесных отношений, в частности, не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок использования, владения и распоряжения лесными участками, что в свою очередь нарушает права и законные интересы физических и юридических лиц, а также в случае негативного воздействия на леса исключает возможность привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Бездействие органа местного самоуправления в осуществлении своих полномочий в области лесных отношений нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 11 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме; признано незаконным бездействие администрации городского округа Нижняя Салда по осуществлению полномочий в сфере лесных отношений, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядок заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка; на административного ответчика возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядок заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка.
Не согласившись с решением суда, оспаривая его законность и обоснованность, административный ответчик администрация городского округа Нижняя Салда в апелляционной жалобе просит отменить судебный акт в части признания незаконным бездействия и возложения обязанности на администрацию городского округа Нижняя Салда принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядок заключения договоров аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование. По мнению автора жалобы, оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме не имелось, поскольку материалы дела не содержат доказательств обоснованности заявленных требований. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов.
Относительно апелляционной жалобы административного ответчика Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором поданы письменные возражения, содержащие доводы о ее необоснованности и об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Административный истец в настоящее судебное заседание судебной коллегии не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в соответствии с частями 7, 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; 7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; 8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (часть 1).
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, на территории городского округа Нижняя Салда располагаются лесные участки общей площадью 786 га, находящиеся в муниципальной собственности.
Постановлением администрации городского округа Нижняя Салда от 30 января 2014 года № 79 утвержден Лесохозяйственный регламент городских лесов городского округа Нижняя Салда, положения которого не содержат правового регулирования отношений, касающихся установления порядка предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядка заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка.
Полагая, что орган местного самоуправления допускает незаконное бездействие по осуществлению полномочий в сфере лесопользования, которое выражается в непринятии конкретных нормативных правовых актов, Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными, поскольку факт незаконного бездействия со стороны администрации городского округа Нижняя Салда по осуществлению полномочий в сфере лесных отношений, выразившегося в непринятии нормативных правовых актов нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может, поскольку суд, постановив обжалуемое решение, фактически подменил орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие нормативных правовых актов по спорному вопросу.
Так, статьей 12 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Приведенным положениями статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Вместе с тем, требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора фактически направлены на возложение в судебном порядке обязанности на орган местного самоуправления по принятию муниципальных нормативных правовых актов по вопросам в сфере лесных отношений. При этом инициирование, разработка и принятие муниципальных правовых актов по смыслу вышеуказанных положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составляют исключительную прерогативу органов местного самоуправления. Понуждение же последних, в том числе и судом к реализации соответствующих полномочий не допустимо в силу конституционных принципов разделения и самостоятельности властей (статьи 10, 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации).
Данные требования административного истца выходят за рамки компетенции судебных органов и рассмотрение подобного рода требований, нарушает конституционный принцип разделения властей, что не может быть признано допустимым.
Вмешательство судебной власти в такую (нормотворческую) деятельность органов местного самоуправления возможно только в форме осуществления нормоконтроля, то есть в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Помимо указанного, административным истцом, обратившимся в суд в интересах неопределенного круга лиц, не представлено каких-либо доказательств, указывающих на то, что оспариваемым бездействием органа местного самоуправления на территории муниципального образования нарушаются права и законные интересы физических и юридических лиц.
Как следует из истребованной судом апелляционной инстанции информации, предоставленной администрацией городского округа Нижняя Салда и Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой, обращений по факту непредоставления юридическим и физическим лицам лесных участков (лесов), находящихся в собственности городского округа Нижняя Салда, в Нижнетагильскую межрайонную природоохранную прокуратуру в 2016-2019 годах не поступало. В указанный период времени администрацией городского округа Нижняя Салда лесные участки (леса), находящиеся в муниципальной собственности, юридическим и физическим лицам для осуществления лесопользования не предоставлялись.
Административным ответчиком указано, что необходимости в принятии в муниципальном образовании нормативных правовых актов, на отсутствие которых ссылается прокурор, не имеется, основания, порядок предоставления лесов, возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, установлены законодательством Российской Федерации, в частности, Гражданским и Земельными кодексами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что обжалуемое административным ответчиком решение суда по настоящему делу законным и обоснованным признано быть не может и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 11 июня 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Нижняя Салда о признании незаконным бездействия по осуществлению полномочий в сфере лесопользования, возложении обязанности принять нормативные правовые акты отказать.
Председательствующий |
Д.И. Гылкэ |
Судьи |
О.А. Захарова |
О.Л. Кориновская |