Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Прохоровка 11 июля 2023 года
Прохоровский районный суд Белгородской области
в составе: председательствующего судьи Грачёва В.В.
при секретаре Козменковой Е.В.,
с участием:
помощника х транспортного прокурора Бирюковой М.А.;
представителя ответчика ОАО «х» Аверича П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску хтранспортного прокурора к ОАО «х» о признании незаконными бездействия и об обязании совершить действия
У С Т А Н О В И Л:
Белгородской транспортной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законодательства проведена проверка и выявлены нарушения законодательства в сфере обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов.
Транспортный прокурор просит обязать ОАО «х» признать незаконным бездействие ОАО «х», выраженное в неисполнении на железнодорожной станции х организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО «х», находящейся по х, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и соответственно обязать образовать или привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной дороги подразделение транспортной безопасности и оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожной станции техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора требования поддержала.
Представитель ответчика возражений относительно заявленных требований не заявил и просил предоставить рассрочку исполнения решения на три года.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В результате проведенной проверки выявлены нарушения законодательства в сфере транспортной инструкторы и законодательства по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов.
Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры (далее –ОТИ) - это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе участки железнодорожных путей, железнодорожные вокзалы и станции, объекты систем связи, управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Субъекты транспортной инфраструктуры (далее- СТИ) - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно статье 2 Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 3 части 2 статьи 2 данного Федерального закона одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора; результаты проведенной оценки утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Обеспечение транспортной безопасности ОТИ возлагается на СТИ, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами ( часть 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, для различных категорий транспорта, устанавливаются Правительством Российской Федерации... Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2020 №2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены три уровня безопасности ОТИ, а именно №1, №2, №3. При этом определено, что уровень №1, безопасности действует постоянно, если не объявлен иной уровень.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования).
Как следует из п.5 вышеуказанных Требованиями предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры:
- образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:
работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно п.6 вышеуказанных Требованиями Субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими:
видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах;
обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней.
Как следует из представленных доказательств и не оспаривается сторонами, что железнодорожная станция Прохоровка является линейной железнодорожной станцией и входит в состав Белгородского центра.
По указанной станции разработан Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее Паспорт), не подлежащего категорированию, утвержденный 18.06.2021, при этом сроки реализации мероприятий, указанных в Паспорте (п.п. «е», «а» ч.4) субъектом транспортной инфраструктуры до настоящего момента не соблюдены.
Нарушения требований п.5 и п.6 Требований №1635 указанных в исковом заявлении подтверждаются представленными доказательствами.
Кроме того, с учетом того, что на территории Белгородской области объявлен (установлен) уровень безопасности №2, в нарушение п.7 Требований №1635, субъектом транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности №2 дополнительно к требованиям, предусмотренным п.п.5 и 6 настоящего документа, не обеспечено силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
В адрес начальника х центра организации работы железнодорожных станций прокурором было направлено представление об устранении нарушений законодательства в области транспортной безопасности, в частности нарушения сроков реализации мероприятий, утвержденных Паспортом обеспечения транспортной безопасности, однако до настоящего времени нарушения не устранены
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования х транспортного прокурора х межрегиональной транспортной прокуратуры, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «х» о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд находит правильным установить срок для исполнения решения в размере одного года и считает, что данный срок исполнения решения, с учетом обстоятельств дела, характера допущенного ответчиком нарушения, необходимости предварительной подготовки производства работ является разумным и достаточным для безусловного исполнения решения с учетом актуальности и значимости данных мероприятий в связи с расположением ОТИ на границе с Украиной, и необходимостью обеспечения безопасностью большого количества станций на территории России и необходимостью проведения процедуры формирования планов закупок.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования х транспортного прокурора к ОАО «х» (ИНН х) о признании незаконными бездействия и об обязании совершить действия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «х» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «х», выраженное в неисполнении на железнодорожной станции х центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО «х», требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635.
Обязать ОАО «х» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «х» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции х подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектного и пропускного режимов, в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать ОАО «х» в лице Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «х» оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Прохоровка Белгородской области техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружения в произвольном месте и произвольное время, в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд Белгородской области в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.В.Грачёв
Решение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2023 года
Судья В.В.Грачёв