Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе: председательствующего судьи Корниенко М.В.,
при секретаре Сообцоковой К.М.,
с участием прокурора Морарь С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта 06 мая 2016 года гражданское делопо заявлению прокурора г.Ухты в интересах Булгаковой Н.О. к администрации МОГО «Ухта» об обязании оборудовать лестничный марш в подъезде жилого техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида,
Установил:
Прокурор, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Ухтинский суд в интересах Булгаковой Н.О. к администрации МОГО «Ухта» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению, а именно оборудовании откидного пандуса на лестничном марше на путях движения в подъезде дома № .... по ...., в соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В обоснование иска указывая, что Булгакова Н.О., является инвалидом .... группы, передвигается на коляске, проживает в квартире № .... (.... доля принадлежит истцу), расположенной на .... этаже, до 1 этажа заявитель спускается на лифте. Вместе с тем, расположенная в подъезде лестница на 1 этаже (из 3-х ступеней), являющаяся выходной на крыльцо, не приспособлена под инвалидные коляски, в связи с чем Булгакова Н.О. не имеет возможности самостоятельного выхода на улицу, лишена возможности передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры. По сведениям, представленным ответчиком, техническая возможность для установки откидного пандуса имеется. Более того, администрацией МОГО «Ухта» с привлечением ООО «Ремстройпроект» разработана техническая документация для обустройства пандуса, рассчитана смета, что подтверждает наличие технической возможности на установку пандуса, а также принятие администрацией на себя данной обязанности.
В судебном заседании помощник прокурора Морарь С.А. на требованиях настаивала.
Истец Булгакова Н.О. в настоящее судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель администрации в настоящее судебное заседание не явилась, в письменном заявлении Смирнова Н.А., действуя на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исковые требования прокурора не признала, полагает, что отсутствуют основания для предъявления иска, истцу в установке пандуса ответчик не отказывал, работы по установке пандуса ведутся МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства», был объявлен конкурс. Кроме того, указала, что для реконструкции здания необходимо согласие всех собственников жилого дома.
Представитель 3-его лица Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» по доверенности Мунирова Э.Р. поддержала позицию администрации МОГО «Ухта», пояснила, что денежные средства на установку пандуса в подъезде жилого дома № .... по .... были предусмотрены, неоднократно размещались котировки по выполнению работ по обустройству пандуса, однако ни одна подрядная организация не изъявила желание выполнить данные виды работ. <...> г. вновь направлен запрос котировок на проведение работ.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
Выслушав прокурора, представителя 3-его лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Пунктом "а" части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Пунктами «ж», «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена социальная защита, включая социальное обеспечение и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В статье 2 вышеназванного Федерального закона №181-ФЗ указано, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу ст. 15 вышеуказанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Так, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, предусматривают наличие как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения, который, как правило, должен быть размещен на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, либо продублирован пандусом, подъемной платформой, лифтом или другими приспособлениями для перемещения инвалидов.
Как следует из материалов дела и установлено судом,Булгакова Н.О., является инвалидом .... группы, передвигается с помощью кресла-коляски. Зарегистрирована и проживает в ..... В указанной квартире истцу принадлежит .... доля.
Многоквартирный жилой дом № .... по .... .... года постройки, процент износа на ....-....%, категория фонда- муниципальный фонд. Согласно имеющейся в деле выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним три квартиры в указанном доме №№ .... и .... находятся в муниципальной собственности.
В подъезде, где проживает истец, лестничный марш на первый этаж до лифта не оборудован техническим средством реабилитации инвалидов, используемым для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (отсутствуют пандусы и другие приспособления для подъема). Указанное обстоятельство, с учетом состояния здоровья Булгаковой Н.О.,затрудняет ей доступ в занимаемое жилое помещение.
Техническая возможность для установки пандуса в многоквартирном жилом доме имеется. В .... году ООО «Ремстройпроект» разработана техническая документация для обустройства пандуса.
Как следует из письма администрации МОГО «Ухта» от <...> г. № .... в .... году специалистами МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» неоднократно на всероссийском официальном сайте госзакупок размещались котировки по выполнению работ по обустройству пандуса по адресу: ..... Однако, ни одна подрядная организация не изъявила желания выполнить данные виды работ ни по результатам котировочных заявок, ни прямыми договорами. В .... году мероприятие по обустройству пандуса не включено в программу МОГО «Ухта» «Жилье и жилищно-коммунальное хозяйство на .... года» в связи с отсутствием в бюджете МОГО «Ухта» финансовых средств на выполнение данного вида работ.
Доводы ответчика являются необоснованными по следующим основаниям.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1 Конституции РФ). Согласно положениям Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация основных мероприятий подпрограммы «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297). Эти мероприятия предусматривают приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий.
Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 2, 7, 18 и 19).
Администрация МОГО «Ухта» в соответствии с законодательством и действующим Уставом является юридическим лицом, муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, имеет собственные средства, предусмотренные бюджетом городского округа для содержания и организации работы МОГО «Ухта», в пределах своих полномочий вправе приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Такой вывод следует из анализа положений ч. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ.
На основании вышеприведенных положений законодательства, учитывая то обстоятельство, что администрация МОГО «Ухта» является собственником жилых помещений в многоквартирном жилом доме № .... по ...., суд приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оснований для понуждения ответчика осуществить оборудование откидным пандусом на лестничном марше в подъезде жилого дома.
Доводы ответчика о том, что у прокурора не было оснований для обращения в интересах Булгаковой Н.О., т.к. в установке пандуса не было отказано, являются несостоятельными, поскольку до настоящего времени пандус не установлен.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора г.Ухты в интересах Булгаковой Н.О. удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования городского округа «Ухта» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать откидной пандус на лестничном марше на путях движения в подъезде дома № .... по .... для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 10 мая 2016 года.
Судья- М.В.Корниенко.