Решение по делу № 2-1650/2016 от 10.03.2016

№ 2-1650/2016 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующего судьи Корниенко М.В.,

при секретаре Сообцоковой К.М.,

с участием прокурора Морарь С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта 06 мая 2016 года гражданское делопо заявлению прокурора г.Ухты в интересах Булгаковой Н.О. к администрации МОГО «Ухта» об обязании оборудовать лестничный марш в подъезде жилого техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида,

Установил:

Прокурор, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Ухтинский суд в интересах Булгаковой Н.О. к администрации МОГО «Ухта» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению, а именно оборудовании откидного пандуса на лестничном марше на путях движения в подъезде дома № .... по ...., в соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В обоснование иска указывая, что Булгакова Н.О., является инвалидом .... группы, передвигается на коляске, проживает в квартире № .... (.... доля принадлежит истцу), расположенной на .... этаже, до 1 этажа заявитель спускается на лифте. Вместе с тем, расположенная в подъезде лестница на 1 этаже (из 3-х ступеней), являющаяся выходной на крыльцо, не приспособлена под инвалидные коляски, в связи с чем Булгакова Н.О. не имеет возможности самостоятельного выхода на улицу, лишена возможности передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры. По сведениям, представленным ответчиком, техническая возможность для установки откидного пандуса имеется. Более того, администрацией МОГО «Ухта» с привлечением ООО «Ремстройпроект» разработана техническая документация для обустройства пандуса, рассчитана смета, что подтверждает наличие технической возможности на установку пандуса, а также принятие администрацией на себя данной обязанности.

В судебном заседании помощник прокурора Морарь С.А. на требованиях настаивала.

Истец Булгакова Н.О. в настоящее судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель администрации в настоящее судебное заседание не явилась, в письменном заявлении Смирнова Н.А., действуя на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исковые требования прокурора не признала, полагает, что отсутствуют основания для предъявления иска, истцу в установке пандуса ответчик не отказывал, работы по установке пандуса ведутся МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства», был объявлен конкурс. Кроме того, указала, что для реконструкции здания необходимо согласие всех собственников жилого дома.

Представитель 3-его лица Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» по доверенности Мунирова Э.Р. поддержала позицию администрации МОГО «Ухта», пояснила, что денежные средства на установку пандуса в подъезде жилого дома № .... по .... были предусмотрены, неоднократно размещались котировки по выполнению работ по обустройству пандуса, однако ни одна подрядная организация не изъявила желание выполнить данные виды работ. <...> г. вновь направлен запрос котировок на проведение работ.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.

Выслушав прокурора, представителя 3-его лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Пунктом "а" части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Пунктами «ж», «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена социальная защита, включая социальное обеспечение и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В статье 2 вышеназванного Федерального закона №181-ФЗ указано, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В силу ст. 15 вышеуказанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Так, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, предусматривают наличие как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения, который, как правило, должен быть размещен на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, либо продублирован пандусом, подъемной платформой, лифтом или другими приспособлениями для перемещения инвалидов.

Как следует из материалов дела и установлено судом,Булгакова Н.О., является инвалидом .... группы, передвигается с помощью кресла-коляски. Зарегистрирована и проживает в ..... В указанной квартире истцу принадлежит .... доля.

Многоквартирный жилой дом № .... по .... .... года постройки, процент износа на ....-....%, категория фонда- муниципальный фонд. Согласно имеющейся в деле выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним три квартиры в указанном доме №№ .... и .... находятся в муниципальной собственности.

В подъезде, где проживает истец, лестничный марш на первый этаж до лифта не оборудован техническим средством реабилитации инвалидов, используемым для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (отсутствуют пандусы и другие приспособления для подъема). Указанное обстоятельство, с учетом состояния здоровья Булгаковой Н.О.,затрудняет ей доступ в занимаемое жилое помещение.

Техническая возможность для установки пандуса в многоквартирном жилом доме имеется. В .... году ООО «Ремстройпроект» разработана техническая документация для обустройства пандуса.

Как следует из письма администрации МОГО «Ухта» от <...> г..... в .... году специалистами МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» неоднократно на всероссийском официальном сайте госзакупок размещались котировки по выполнению работ по обустройству пандуса по адресу: ..... Однако, ни одна подрядная организация не изъявила желания выполнить данные виды работ ни по результатам котировочных заявок, ни прямыми договорами. В .... году мероприятие по обустройству пандуса не включено в программу МОГО «Ухта» «Жилье и жилищно-коммунальное хозяйство на .... года» в связи с отсутствием в бюджете МОГО «Ухта» финансовых средств на выполнение данного вида работ.

Доводы ответчика являются необоснованными по следующим основаниям.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1 Конституции РФ). Согласно положениям Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация основных мероприятий подпрограммы «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297). Эти мероприятия предусматривают приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий.

Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 2, 7, 18 и 19).

Администрация МОГО «Ухта» в соответствии с законодательством и действующим Уставом является юридическим лицом, муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, имеет собственные средства, предусмотренные бюджетом городского округа для содержания и организации работы МОГО «Ухта», в пределах своих полномочий вправе приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Такой вывод следует из анализа положений ч. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ.

На основании вышеприведенных положений законодательства, учитывая то обстоятельство, что администрация МОГО «Ухта» является собственником жилых помещений в многоквартирном жилом доме № .... по ...., суд приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оснований для понуждения ответчика осуществить оборудование откидным пандусом на лестничном марше в подъезде жилого дома.

Доводы ответчика о том, что у прокурора не было оснований для обращения в интересах Булгаковой Н.О., т.к. в установке пандуса не было отказано, являются несостоятельными, поскольку до настоящего времени пандус не установлен.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора г.Ухты в интересах Булгаковой Н.О. удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования городского округа «Ухта» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать откидной пандус на лестничном марше на путях движения в подъезде дома № .... по .... для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в соответствии со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 10 мая 2016 года.

Судья- М.В.Корниенко.

2-1650/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Булгакова Н.О.
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
Другие
УЖКХ
УГО КРО "Всероссийское общество инвалидов"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
10.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2016Передача материалов судье
15.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2016Судебное заседание
13.04.2016Судебное заседание
25.04.2016Судебное заседание
06.05.2016Судебное заседание
10.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее